Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ:
ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : химическая реакция; условия и признаки
химических реакций; классификация реакций по поглощению и выделению
энергии.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «химическая реакция», уметь определять тип
реакции по тепловому эффекту.
О б о р у д о в а н и е : растворы HCl, H2SO4, KCNS, FeCl3, NaOH, CuSO4;
спиртовка, зажим, магний, CuO, NH4Cl (крист.), пробирки, фарфоровая чашка.
Х о д у р о к а
I. Фронтальный опрос.
– Какие физические явления используются в химии?
– Проверка упр. 3, 6 после § 25.
– Чем физические явления отличаются от химических?
II. Объяснение нового материала.
– Итак, при химических явлениях образуются новые вещества. Химические
явления подругому называют химическими реакциями.
Химические реакции – это явления, в ходе которых одни химические
вещества превращаются в другие.
– По каким признакам мы определяем, что реакция прошла?
Учитель демонстрирует опыты. Учащиеся описывают наблюдаемые явления.
1) FeCl3 + KCNS
2) горение Mg
3) CaCO3 + HCl
4) NH4Cl + NaOH
5) CuSO4 + NaOH
– Подводим итог. Признаками реакции являются (учащиеся записывают в
тетради):
1. Изменение цвета.
2. Выделение тепла и света.
3. Выделение газа.
4. Изменение запаха.5. Выпадение осадка.
– Какие условия необходимы для того, чтобы реакция началась?
Учитель ставит рядом пузырьки с серной кислотой и оксидом меди (II).
– Почему не идет реакция? (Вещества не соприкасаются.)
– Приведем вещества в соприкосновение.
Учитель насыпает в пробирку CuO и приливает кислоту.
– Реакция не идет. Что нужно сделать? (Нагреть.)
– Нагреваем и видим признак реакции: изменение цвета.
– Каковы же условия протекания реакции?
З а п и с ь в т е т р а д и :
1. Привести вещества в соприкосновение.
2. Вещества растворить или измельчить.
3. Нагреть реагирующие вещества.
Вы заметили, что в одних реакциях энергия в виде тепла или света
выделяется, а в других – поглощается. В зависимости от этого реакции делятся:
на экзотермические – в ходе которых энергия выделяется (+ Q). Это реакции
горения;
эндотермические – при которых энергия поглощается (– Q). Эти реакции
требуют для своего протекания постоянного притока энергии: нагревания,
действия электрического тока, освещения, механического растирания или удара.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 26, упр. 1, 2.