Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ХИМИЯ: С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : Периодическая система химических
элементов, группы и периоды Периодической системы химических элементов.
О б о р у д о в а н и е : Периодическая система (на столах учащихся).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса).
– Какие явления называются физическими, химическими? Приведите
примеры (упр. 1).
Проверка упражнений 2–5. Как вы поняли, что такое наблюдение, описание,
эксперимент, моделирование?
II. Изучение нового материала (в форме рассказа учителя и беседы).
(Можно привлечь диафильм или видеофильм об истории химии.)
По всей видимости, химия зародилась в Древнем Египте, где за 3–4 тысячи
лет до нашей эры получали металлы, стекло, керамику, краски и духи.
Очень долго шел этап накопления химических сведений, на основании
которых в V веке до н. э. Демокрит высказал идею об атомах.
Древние химики умели проводить не только наблюдения и описания, они
ставили эксперименты, путем проб и ошибок, а иногда случайно, получали
нужные им вещества. Объяснить, как и почему происходят превращения
веществ, они не могли.
В Средние века появляется наука – алхимия, целью которой является
превращение всех металлов в золото с помощью философского камня.
Алхимики также пытались получить эликсир вечной молодости и
универсальный растворитель. Их цели, как мы теперь понимаем, были
антинаучны. Но алхимики принесли очень много пользы для развития медицины,
промышленности, методов работы с веществами. Они изобретали новые
химические приборы и открывали химические вещества и элементы.
В XVIII веке ученые пытались объяснить причины происходящих с
веществами изменений.
Огромен вклад в химическую науку М. В. Ломоносова: он продолжил
развитие атомномолекулярного учения и сформулировал закон сохранения
массы веществ: «масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ,
получившихся в результате ее». На основании чего становилось понятно, чтосущность химической реакции заключается в перегруппировке атомов
веществ, вступивших в нее.
К середине XIX века человечеству было известно 63 химических элемента,
возникла необходимость систематизации знаний о них. В 1869 г. Д. И.
Менделееву удается создать систему химических элементов, в которой каждому
элементу нашлось место в соответствии с выведенной Д. И. Менделеевым
закономерностью. Эта таблица элементов дополняется по сей день. Теперь уже
люди не ищут химические элементы в природе, а сами синтезируют их.
Периодическая система – главный справочник химика, и вы должны
научиться пользоваться им.
Для этого давайте рассмотрим структуру периодической системы. У каждого
элемента – своя «клетка», в которой указаны: название и символ элемента, его
порядковый номер и масса. «Клетки» имеют свои координаты по вертикали и
горизонтали. Они называются периодами (горизонтальные ряды), их 7, в 1
м периоде – 2 элемента, во 2 и 3м – по 8, в 4 и 5м по 18, в 6м – 32, в 7м также
будет 32 элемента. Группы – вертикальные столбцы, их 8. Они делятся на
подгруппы: главные и побочные. В главные подгруппы входят элементы с 1го
по 7й периоды, а в побочные – только начиная с 4го периода.
Вы должны уметь определять «координаты» химических элементов и
находить элемент по заданным координатам.
III. Игра «Цепочка».
Учитель называет координаты, первый ответивший ученик имеет право
назвать следующий элемент или его координаты и т. д.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : читать § 3, 4, упр. 5 (письменно).