Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ИОННАЯ СВЯЗЬ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : ионная связь, ионы, катионы и анионы.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «ион»; уметь определять ионный тип связи в
соединениях.
О б о р у д о в а н и е : таблица «Образование ионной связи».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и :
– изменение строения и свойств атомов в периоде (один учащийся);
– изменение строения и свойств атомов в главной подгруппе (другой
учащийся).
Фронтально: упр. 1, подобные упражнения.
II. Объяснение нового материала.
Как вы знаете, в природе атомы большинства элементов не существуют
разрозненно, а соединяются между собой.
Причиной их объединения является стремление к наиболее устойчивому
энергетическому состоянию, которое достигается при завершении внешнего
энергетического уровня.
Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию устойчивых
многоатомных структур (молекул, ионов, кристаллов), называются химической
связью.
Как мы уже выяснили, металлы отдают электроны, неметаллы – принимают.
Если атомы металла и неметалла окажутся рядом, между ними произойдет
переход электронов.
Н а п р и м е р :Натрий переходит в устойчивое состояние за счет того, что у него
оказывается внешним завершенный второй уровень, а у хлора – третий уровень.
Натрий отдает электрон, поэтому заряжается положительно, хлор принимает
электрон – заряжается отрицательно. Заряженные частицы, полученные из
атомов путем присоединения или отдачи электронов, называются ионами.
Положительные ионы называются катионами, отрицательные – анионами.
Между разноименно заряженными частицами возникает притяжение, которое и
называется ионной связью.
Каждый ион имеет заряд, который равен разнице между зарядом ядра и
числом электронов.
Упражнение. Показать образование ионной связи между атомами:
1) кальция и фтора;
2) бария и кислорода;
3) лития и азота;4) алюминия и фтора.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 9 (до конца), упр. 2 (письменно).