Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : ковалентная (полярная и неполярная) связь;
понятие о валентности и степени окисления.
Т р е б о в а н и я : уметь определять ковалентный тип связи в соединениях,
валентность и степень окисления элемента в соединении.
О б о р у д о в а н и е : таблицы по теме «Типы химических связей».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски – объяснить образование ионной связи на примере NaCl
(один учащийся). Выполнение упр. 2 на доске.
II. Объяснение нового материала.
– Итак, если встречаются атомы металла и неметалла, электроны от металла
переходят к неметаллу, образуются ионы, а между ними – ионная связь.
А как поведут себя атомы неметалла при взаимодействии?
Рассмотрим самый простой пример – атом водорода, у него на внешнем
уровне 1ē, до завершения первого уровня ему не хватает 1 ē, но «отобрать» его у
точно такого же атома водорода он не сможет, потому что электроны этих
атомов с равной силой удерживаются ядром. Поэтому здесь будет другой
механизм завершения внешнего энергетического уровня – обобществление
электронов. Схематично это изображают так:
Эта схема обозначает, что общая электронная пара в равной степени
принадлежит обоим атомам, то есть вокруг каждого атома вращаются 2
электрона, у каждого атома энергетический уровень завершен.
Химическая связь, образованная электронными парами, называется
ковалентной.
Одна общая электронная пара соответствует одной связи, такая связь
называется простой, или одинарной. Так как каждый атом водорода с равнойсилой притягивает к себе электронную пару, связь называется неполярной
ковалентной. Механизм обобществления электронов называется обменным.
Рассмотрим образование связи между молекулами фтора, кислорода, азота,
следуя алгоритму:
1) Записать знак элемента. Определить по номеру группы число электронов
на внешнем уровне.
2) Расставить по 4 сторонам по 1 электрону, оставшиеся электроны ставить
по 1 (снизу по часовой стрелке).
3) В зеркальном отображении изобразить такой же атом.
4) Обвести собственные электроны атома и неспаренные электроны другого
атома так, чтобы в комплекте оказалось 8ē. У второго атома – так же.
5) В общей обводке окажутся общие электронные пары.
По числу общих электронных пар определяется кратность связи (простая,
двойная, тройная).
5) одна общая электронная пара – связь простая.
О т в е т ы :
две общие пары – связь двойная
три общие пары – связь тройнаяЭти же электронные формулы можно изобразить в виде структурных
формул.
Н – Н; F – F; О = О; N
Число общих электронных пар, которое может образовать атом, называется
N.≡
валентностью.
Валентность неметаллов определяется числом неспаренных электронов,
которое можно вычислить так: 8 – номер группы.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 10, упр. 2, 3, 4, 5.