Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА
Э л е м е н т ы
с о д е р ж а н и я и з
П р и м е р н о й п р о г р а м м ы
о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я п о х и м и и : химия как часть
естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и
превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и
молекулы.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и в ы п у с к н и к о в о с н о в н о й
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ш к о л ы : знать понятия «вещество», «химический
элемент».
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : стеклянные колба, стакан, пробирка,
образцы металлических пластинок (медная, алюминиевая, железная), образцы
неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане, кристаллы медного купороса,
поваренной соли, сахара; раствор медного купороса, стальной гвоздь, модели
кристаллических решеток алмаза, углекислого газа.
Х о д у р о к а
Урок строится в форме эвристической беседы.
Основные задачи беседы – выяснить:
1) какое место занимает химия среди других наук;
2) что она изучает;
3) что такое вещество;
4) чем одно вещество отличается от другого;
5) в чем причина этих отличий.
В о п р о с ы у ч и т е л я :
– Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к какой из
них ближе химия:
1. Литературоведение, лингвистика, история.
2. Математика, информатика.
3. Физика, биология.
(Ответ: 3.)
– Как называются эти науки?
(Ответ: естественные.)
– Что является предметом изучения биологии? физики?
(Ответ: живое; физические явления.)– Какие вы знаете физические явления?
(Ответ: механические,
тепловые,
электромагнитные,
звуковые,
световые.)
– С чем происходят эти явления?
(Ответ: с физическими телами.)
– Из чего стоят физические тела?
(Ответ: из атомов, молекул, из вещества.)
– Как вы думаете, что изучает химия?
(Ответ: вещества.)
– Что о веществах должна знать химия?
Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток.
(Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.)
– Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос. Посмотрите на решетку
алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы?
(Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.)
– А из чего состоят молекулы?
(Ответ: из атомов.)
– Значит, мельчайшей частицей вещества является атом? Как вы думаете, все
ли атомы одинаковы?
(Ответ: нет.)
– Чем они могут различаться?
(Ответ: размером, массой.)
– Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра, числом
электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы?
(Ответ: да.)
Одинаковые атомы, или атомы одного вида, принято называть химическим
элементом. Всем вам известна таблица химических элементов – таблица Д. И.
Менделеева, в ней показаны все существующие разновидности атомов.
– Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза. Все ли
атомы в ней одинаковы?
(Ответ: да.)
Такие вещества, состоящие из атомов одного химического элемента,
называют простыми.
– Из скольких химических элементов состоит углекислый газ?
(Ответ: из 2.)– Как будет называться группа веществ, к которым относится углекислый
газ?
(Ответ: сложные вещества.)
– Попытайтесь дать определение сложным веществам.
– Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в тетрадь:
Химия изучает вещества.
Вещество состоит из атомов и молекул.
Вещество может быть простым (состоит из атомов одного химического
элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких химических элементов).
– Что же такое вещество?
Учитель демонстрирует стеклянную колбу, стакан, пробирку. Спрашивает,
что общего и что различного у этих предметов.
(Ответ: разная форма, одинаковое вещество, из которого они сделаны, –
стекло.)
Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела.
– Чем отличаются вещества?
Учитель демонстрирует металлические пластинки, воду в стакане, неметаллы,
кристаллы медного купороса, соли, сахара.
(Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.)
– Как это называется в целом?
Это физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны. Это и
позволяет отличить одно вещество от другого. Но есть еще и химические
свойства – способность вещества взаимодействовать с другими веществами,
превращаться в другие вещества.
Учитель демонстрирует опыт: опускает стальной гвоздь в медный купорос.
Пока идет эксперимент, учащиеся пытаются сформулировать, что такое
химия, и записывают определение в тетрадь.
Химия – это наука о веществах, их составе, строении, свойствах и
превращениях.
Учитель показывает гвоздь, вынутый из раствора медного купороса.
Обсуждает с классом произошедшие изменения, выясняет причины изменений.
Учащиеся делают вывод, что произошло химическое превращение.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 1, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физические свойства
воды по пунктам на с. 8.