ПЛАН УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
Иконка файла материала 6.docx
П Л А Н   У Р О К А   Х И М И И   В   8   К Л А С С Е ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я   и з   П р и м е р н о й   п р о г р а м м ы о с н о в н о г о   о б щ е г о   о б р а з о в а н и я   п о   х и м и и :   химия   как   часть естествознания;   химия   –   наука   о   веществах,   их   строении,   свойствах   и превращениях;   химический   элемент;   простые   и   сложные   вещества;   атомы   и молекулы. Т р е б о в а н и я   к   у р о в н ю   п о д г о т о в к и   в ы п у с к н и к о в   о с н о в н о й о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й   ш к о л ы :  знать понятия «вещество», «химический элемент». М а т е р и а л ы   и   о б о р у д о в а н и е :   стеклянные   колба,  стакан,  пробирка, образцы   металлических   пластинок   (медная,   алюминиевая,   железная),   образцы неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане, кристаллы медного купороса, поваренной соли, сахара; раствор медного купороса, стальной гвоздь, модели кристаллических решеток алмаза, углекислого газа. Х о д   у р о к а Урок строится в форме эвристической беседы. Основные задачи беседы – выяснить: 1) какое место занимает химия среди других наук; 2) что она изучает; 3) что такое вещество; 4) чем одно вещество отличается от другого; 5) в чем причина этих отличий. В о п р о с ы   у ч и т е л я : – Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к какой из них ближе химия: 1. Литературоведение, лингвистика, история. 2. Математика, информатика. 3. Физика, биология. (Ответ: 3.) – Как называются эти науки? (Ответ: естественные.) – Что является предметом изучения биологии? физики? (Ответ: живое; физические явления.)– Какие вы знаете физические явления? (Ответ:   механические,   тепловые,   электромагнитные,   звуковые, световые.) – С чем происходят эти явления? (Ответ: с физическими телами.) – Из чего стоят физические тела? (Ответ: из атомов, молекул, из вещества.) – Как вы думаете, что изучает химия? (Ответ: вещества.) – Что о веществах должна знать химия? Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток. (Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.) –  Давайте   попробуем   дать   ответ   на   этот   вопрос.   Посмотрите   на   решетку алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы? (Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.) – А из чего состоят молекулы? (Ответ: из атомов.) – Значит, мельчайшей частицей вещества является атом? Как вы думаете, все ли атомы одинаковы? (Ответ: нет.) – Чем они могут различаться? (Ответ: размером, массой.) – Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра, числом электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы? (Ответ: да.) Одинаковые атомы, или атомы одного вида, принято называть химическим элементом. Всем вам известна таблица химических элементов – таблица Д. И. Менделеева, в ней показаны все существующие разновидности атомов. – Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза. Все ли атомы в ней одинаковы? (Ответ: да.) Такие  вещества, состоящие из атомов одного химического элемента, называют простыми. – Из скольких химических элементов состоит углекислый газ? (Ответ: из 2.)– Как будет называться группа веществ, к которым относится углекислый газ? (Ответ: сложные вещества.) – Попытайтесь дать определение сложным веществам. – Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в тетрадь:  Химия изучает вещества.  Вещество состоит из атомов и молекул.   Вещество   может   быть   простым   (состоит   из   атомов   одного   химического элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких химических элементов). – Что же такое вещество? Учитель  демонстрирует  стеклянную  колбу,  стакан,  пробирку.  Спрашивает, что общего и что различного у этих предметов. (Ответ: разная форма, одинаковое вещество, из которого они сделаны, – стекло.) Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела. – Чем отличаются вещества?  Учитель демонстрирует металлические пластинки, воду в стакане, неметаллы, кристаллы медного купороса, соли, сахара. (Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.) – Как это называется в целом? Это  физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны. Это и позволяет   отличить   одно   вещество   от   другого.   Но   есть   еще   и  химические свойства  –   способность   вещества   взаимодействовать   с   другими   веществами, превращаться в другие вещества. Учитель демонстрирует опыт: опускает стальной гвоздь в медный купорос. Пока   идет   эксперимент,   учащиеся   пытаются   сформулировать,   что   такое химия, и записывают определение в тетрадь. Химия  –   это   наука   о   веществах,   их   составе,   строении,   свойствах   и превращениях. Учитель   показывает   гвоздь,   вынутый   из   раствора   медного   купороса. Обсуждает с классом произошедшие изменения, выясняет причины изменений. Учащиеся делают вывод, что произошло химическое превращение. Д о м а ш н е е   з а д а н и е :  § 1, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физические свойства воды по пунктам на с. 8.