ПЛАН УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
Иконка файла материала 23.docx
П Л А Н   У Р О К А   Х И М И И   В   8   К Л А С С Е ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :  простые вещества (металлы и неметаллы). Т р е б о в а н и я :   уметь   определять   принадлежность   веществ   к   металлам   и неметаллам. О б о р у д о в а н и е :  образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки, изделий;   образцы   неметаллов   (йод,   бром,   графит,   сера,   фосфор,   уголь), кристаллические   решетки   (модели)   алмаза   и   графита;   прибор   для   изучения электропроводности. Х о д   у р о к а Объяснение материала в форме эвристической беседы. Учитель демонстрирует классу алюминиевую пластинку и спрашивает:  – Металл это или неметалл? (Ответ: металл.) –   По   каким   признакам   вы   это   определили?  (Металлический   блеск, пластичность.) Действительно,   только   металлам   присуща   пластичность   –   способность деформироваться,   но   не   разрушаться   под   действием   внешних   сил.   Учитель демонстрирует проволоку и изделия из металла разной формы. Учитель   демонстрирует   с   помощью   прибора   электропроводность   металла. Сообщает,   что   наилучшей   электропроводностью   обладает   серебро,   а   самой высокой пластичностью золото. Металлы также теплопроводны, поэтому из них делают посуду, батареи. Все   эти   свойства   металлов   объясняются   наличием   свободных   электронов («электронного газа») в кристаллах. В Периодической системе металлам соответствует большая часть элементов. Они расположены во всех побочных подгруппах, а также в главных подгруппах слева от диагонали B – At. Металлы – важнейшие конструкционные материалы, невозможно представить нашу   цивилизацию   без   металлических   изделий.   Давайте   представим   на   одну минуту, что на Земле нет металлов. Каких бы достижений цивилизации тогда не стало бы? А   теперь   перейдем   к   неметаллам.   Они   называются   так,   потому   что   не обладают   совокупностью   физических   свойств   металлов.   Давайте   рассмотримсеру, фосфор, бром, уголь. Есть ли у них общие свойства? Проверим наличие электропроводности у серы, фосфора и угля. Ее нет. Неметаллы   по   физическим   свойствам   неоднородны:   среди   них   есть   газы, жидкости, твердые вещества с разными цветами. Они, как правило, хрупкие в твердом   состоянии,   большинство   не   проводит   ток,   имеют   низкую теплопроводность. Есть и исключение из этого правила. Дело в том, что у неметаллов существует явление аллотропии.  Аллотропия  –   способность   атомов   одного   химического   элемента образовывать несколько простых веществ. Так,   например,   элемент   кислород   образует   простое   вещество   кислород   с формулой О2 и простое вещество озон с формулой О3. Рассмотрим эти вещества в сравнении. 1. Агрегатное  состояние  (при обычных  условиях) 2. Цвет 3. Запах 4. Растворимость 5. Температура  кипения 6. Устойчивость  молекул О2 газ О3 газ бесцветный не имеет голубой резкий запах плохо растворим  растворяется в 10 раз  в воде – 182,9°С устойчива лучше, чем О2 – 111,9°С не устойчива Очевидно,  что   это   разные   вещества.  В   чем   причина   различия   их   свойств? Причина – в составе молекулы. Другой пример аллотропии – белый и красный фосфор. Белый фосфор имеет молекулярное строение, его молекулы состоят из 4 атомов – Р4. Это мягкое белое вещество, которое светится в темноте и способно самовоспламеняться. Красный фосфор не светится в темноте и не самовоспламеняется. Это аморфное вещество, молекулы его не имеют определенного состава.Еще один пример – алмаз и графит (демонстрация кристаллических решеток). Алмаз – одно из самых твердых веществ на Земле, графит – мягкий; алмаз – прозрачный,   графит   –   нет;   алмаз   –   бесцветный,   графит   –   серый;   алмаз   не проводит ток, графит – электропроводен. Причина аллотропии в этом случае – разное строение кристаллических решеток. Давайте   поближе   рассмотрим   графит   –   он   имеет   металлический   блеск. Исследуем электропроводность – он проводит ток. Этими свойствами он похож на   металл.   Сходство   с   металлом   имеет   и   кристаллический   кремний, используемый в солнечных батарейках. Сейчас я вам покажу вещество. А вы определите, металл это или неметалл. Учитель   демонстрирует   кристаллы   йода.   Учащиеся   сомневаются.   Как   это проверить? Можно проверить электропроводность. Ее нет. Как еще можно было доказать, что это неметалл? Проверить   пластичность:   ударить   по   кристаллу   вещества   молотком   и посмотреть,   деформируется   или   рассыпается   кристалл.   Это   вещество   –   йод, который вы привыкли видеть в виде спиртового раствора. Некоторые вещества занимают пограничное положение между металлами и неметаллами. Например, олово в виде одной из своих аллотропных модификаций – белое олово – металл, а при t < 13°С становится серым порошком, не облада­ ющим металлическими свойствами. Итак, сделаем вывод: между металлами и неметаллами нет резких границ. Д о м а ш н е е   з а д а н и е :  § 13, 14.