Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : простые вещества (металлы и неметаллы).
Т р е б о в а н и я : уметь определять принадлежность веществ к металлам и
неметаллам.
О б о р у д о в а н и е : образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки,
изделий; образцы неметаллов (йод, бром, графит, сера, фосфор, уголь),
кристаллические решетки (модели) алмаза и графита; прибор для изучения
электропроводности.
Х о д у р о к а
Объяснение материала в форме эвристической беседы.
Учитель демонстрирует классу алюминиевую пластинку и спрашивает:
– Металл это или неметалл? (Ответ: металл.)
– По каким признакам вы это определили? (Металлический блеск,
пластичность.)
Действительно, только металлам присуща пластичность – способность
деформироваться, но не разрушаться под действием внешних сил. Учитель
демонстрирует проволоку и изделия из металла разной формы.
Учитель демонстрирует с помощью прибора электропроводность металла.
Сообщает, что наилучшей электропроводностью обладает серебро, а самой
высокой пластичностью золото. Металлы также теплопроводны, поэтому из них
делают посуду, батареи.
Все эти свойства металлов объясняются наличием свободных электронов
(«электронного газа») в кристаллах.
В Периодической системе металлам соответствует большая часть элементов.
Они расположены во всех побочных подгруппах, а также в главных подгруппах
слева от диагонали B – At.
Металлы – важнейшие конструкционные материалы, невозможно представить
нашу цивилизацию без металлических изделий. Давайте представим на одну
минуту, что на Земле нет металлов. Каких бы достижений цивилизации тогда не
стало бы?
А теперь перейдем к неметаллам. Они называются так, потому что не
обладают совокупностью физических свойств металлов. Давайте рассмотримсеру, фосфор, бром, уголь. Есть ли у них общие свойства? Проверим наличие
электропроводности у серы, фосфора и угля. Ее нет.
Неметаллы по физическим свойствам неоднородны: среди них есть газы,
жидкости, твердые вещества с разными цветами. Они, как правило, хрупкие в
твердом состоянии, большинство не проводит ток, имеют низкую
теплопроводность. Есть и исключение из этого правила.
Дело в том, что у неметаллов существует явление аллотропии.
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента
образовывать несколько простых веществ.
Так, например, элемент кислород образует простое вещество кислород с
формулой О2 и простое вещество озон с формулой О3.
Рассмотрим эти вещества в сравнении.
1. Агрегатное
состояние
(при обычных
условиях)
2. Цвет
3. Запах
4. Растворимость
5. Температура
кипения
6. Устойчивость
молекул
О2
газ
О3
газ
бесцветный
не имеет
голубой
резкий запах
плохо растворим
растворяется в 10 раз
в воде
– 182,9°С
устойчива
лучше, чем О2
– 111,9°С
не устойчива
Очевидно, что это разные вещества. В чем причина различия их свойств?
Причина – в составе молекулы.
Другой пример аллотропии – белый и красный фосфор. Белый фосфор имеет
молекулярное строение, его молекулы состоят из 4 атомов – Р4. Это мягкое
белое вещество, которое светится в темноте и способно самовоспламеняться.
Красный фосфор не светится в темноте и не самовоспламеняется. Это аморфное
вещество, молекулы его не имеют определенного состава.Еще один пример – алмаз и графит (демонстрация кристаллических решеток).
Алмаз – одно из самых твердых веществ на Земле, графит – мягкий; алмаз –
прозрачный, графит – нет; алмаз – бесцветный, графит – серый; алмаз не
проводит ток, графит – электропроводен. Причина аллотропии в этом случае –
разное строение кристаллических решеток.
Давайте поближе рассмотрим графит – он имеет металлический блеск.
Исследуем электропроводность – он проводит ток. Этими свойствами он похож
на металл. Сходство с металлом имеет и кристаллический кремний,
используемый в солнечных батарейках.
Сейчас я вам покажу вещество. А вы определите, металл это или неметалл.
Учитель демонстрирует кристаллы йода. Учащиеся сомневаются. Как это
проверить?
Можно проверить электропроводность. Ее нет. Как еще можно было доказать,
что это неметалл?
Проверить пластичность: ударить по кристаллу вещества молотком и
посмотреть, деформируется или рассыпается кристалл. Это вещество – йод,
который вы привыкли видеть в виде спиртового раствора.
Некоторые вещества занимают пограничное положение между металлами и
неметаллами. Например, олово в виде одной из своих аллотропных модификаций
– белое олово – металл, а при t < 13°С становится серым порошком, не облада
ющим металлическими свойствами.
Итак, сделаем вывод: между металлами и неметаллами нет резких границ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 13, 14.