Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ И СОЕДИНЕНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : классификация реакций; понятие о скорости
реакции; катализаторы.
Т р е б о в а н и я : знать классификацию реакций.
О б о р у д о в а н и е : Cu(OH)2, раствор H2O2, MnO2, спиртовка, спички, зажим,
пробирка, стакан, ложка для сжигания веществ, фосфор красный, колба с
пробкой, вода, лакмус.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 3 после § 27 (4 учащихся выполняют у доски).
II. Объяснение нового материала.
– Вы уже знакомы с одной из классификаций реакции по тепловому эффекту.
Как называются реакции, идущие с выделением энергии? С поглощением
энергии?
Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими классификациями.
Рассмотрим реакцию: возьмем гидроксид меди (II) синего цвета и нагреем.
Какие признаки реакции наблюдаются? Что произошло с этим веществом? Оно
разложилось:
Из одного вещества получилось два.
Другой пример. Возьмем раствор пероксида водорода. Нагреем. Реакция
почти не идет. А теперь добавим к раствору пероксида несколько крупинок
оксида марганца (IV). Что наблюдаем?
Запишем схему процесса:
Расставим коэффициенты.
Эта реакция также относится к реакциям разложения. Попытаемся
сформулировать определение и запишем его в тетрадь:
Реакции разложения – это реакции, при которых из одного вещества
образуется несколько других.→ n
1
Вы заметили, что реакция разложения пероксида водорода значительно
быстрее прошла при участии MnO2. В этом случае мы можем говорить о
скорости процесса.
Вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не
расходующиеся, называются катализаторами.
Реакции, на скорость которых можно повлиять катализатором, называются
каталитическими.
Реакции,
идущие
некаталитическими.
без
участия катализатора,
называются
В живых организмах все химические процессы происходят под действием
ферментов. Ферменты ускоряют
биологических катализаторов –
биохимические процессы в сотни тысяч раз.
Рассмотрим следующую реакцию – горение фосфора (демонстрация).
Составим схему и уравнение:
4P + 5O2
2P→ 2O5
· Какова эта реакция по тепловому эффекту?
· Является ли эта реакция каталитической?
· Можно ли ее отнести к реакциям разложения?
· Почему?
Из двух веществ образовалось одно. Такие реакции относятся к типу
соединения.
Прильем к Р2О5 (в колбе) воду и подкрасим фиолетовым лакмусом. Что
наблюдаем?
Образовалась кислота:
P2O5 + 3H2O
H→ 3PO4
К какому типу можно отнести эту реакцию?
Дайте определение реакциям соединения.
Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ
образуется одно:
1.→
n
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 29, упр. 1, 4; § 30, упр. 1, 2.