Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОНЯТИЯ «КОЛИЧЕСТВО
ВЕЩЕСТВА»
Ц е л ь : довести умения производить расчеты, связанные с понятием
«количество вещества», до оптимального уровня усвоения.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
II. Фронтальный опрос.
– Что такое молярный объем?
– Почему у газов он при одинаковых условиях равен?
– Чему равен молярный объем газов при нормальных условиях?
– Какие условия считаются нормальными?
– Как найти плотность газа?
– Что такое относительная плотность газа?
Проверка упр. 1–4.
III. Работа по картам с многовариантной проверочной работой
(индивидуальная работа с консультационной помощью учителя).
Пример многовариантной работы
По одному из данных для газа определить все неизвестные.
ρ
(г/л)
(молекулы)
Вар
иант
Формула
газа
(г/моль)
(моль)
М
n
m
(г)
5
V
(л)
6
N
7
8
2HD
9
Dвозд
10
3
4
0,5
1,2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
2
HF
HCl
HBr
HI
NH3
PH3
CH4
H2S
7,3
17
11,2
5,6
6,02 ∙ 1022
3,01 ∙ 10249
N2H4
0,25
3,3
3
80
3,36
13,44
8,96
2
1
10
P2H4
11 C2H6
O3
12
13
N2
14
NO
15 N2O
16 NO2
17
CO
18
SiH4
19
SO2
20 C3H8
21
Cl2
22
F2
23
O2
24 C2H4
25 C2H2
3
4
1,5
0,25
0,4
0,3
6
7
8
9
10
Окончание табл.
1,5 ∙ 1023
6,02 ∙ 1021
3,01 ∙ 1023
1,5 ∙ 1024
1,9
2,8
Номер варианта соответствует порядковому номеру учащегося в списке
класса.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : решить один из вариантов многовариантной
работы.Матрица ответов (к с. 63–64)
Формула
Вар
иант
газа
1
HF
2
HCl
3
HBr
4
HI
5
NH3
6
PH3
7
CH4
8
H2S
9
N2H4
10
P2H4
11 C2H6
12
O3
N2
13
14
NO
15 N2O
16 NO2
CO
17
18
SiH4
19
SO2
20 C3H8
21
Cl2
F2
22
23
O2
24 C2H4
25 C2H2
М
(г/моль)
20
36,5
31
128
17
34
16
34
32
66
30
48
28
30
44
46
28
32
64
44
71
38
32
28
26
n
(моль)
0,5
0,2
0,5
0,1
1,2
0,5
0,25
5
0,2
0,05
0,15
0,25
1,5
0,1
0,6
0,01
0,25
2,5
0,4
0,5
0,4
0,1
0,125
2,5
0,3
V
m
(л)
(г)
11,2
10
7,3
4,48
11,2
40,5
12,8
2,24
20,4 26,88
17
11,2
5,6
4
112
170
4,48
6,4
3,3
1,12
3,36
4,5
12
5,6
33,6
42
3
2,24
26,4 13,44
0,46 0,224
5,6
56
8,96
11,2
8,96
2,24
2,8
56
6,72
7
80
25,6
22
28,4
1,9
4
70
7,8
N
(молекулы)
3,0 ∙ 1023
1,204 ∙ 1023
3,01 ∙ 1023
6,02 ∙ 1022
7,224 ∙ 1023
3,01 ∙ 1023
1,505 ∙ 1023
3,01 ∙ 1024
1,204 ∙ 1023
0,01 ∙ 1022
9,03 ∙ 1022
1,5 ∙ 1023
9,03 ∙ 1023
6,02 ∙ 1022
3,612 ∙ 1023
6,02 ∙ 1021
1,5 ∙ 1023
1,505 ∙ 1024
2,408 ∙ 1023
3,01 ∙ 1023
2,408 ∙ 1023
6,02 ∙ 1022
7,525 ∙ 1022
1,5 ∙ 1024
1,806 ∙ 1023
2HD
ρ
(г/л)
0,89
10
1,63 18,25
3,62
40,5
64
5,7
0,76
8,5
17
1,52
0,714
8
17
1,52
16
1,43
2,95
33
15
1,34
2,14
24
14
1,25
1,34
15
22
1,96
2.05
23
14
1,25
16
1,43
2,86
32
22
1,96
3,17
35,5
19
1,7
1,43
16
14
1,25
1,16
13
Dвозд
0,69
1,26
2,79
4,4
0,586
1,17
0,55
1,17
1,1
2,28
1,034
1,65
0,97
1,034
0,138
1,59
1,65
1,1
2,2
0,138
2,45
1,31
1,1
1,65
0,9* После этого урока всем учащимся предлагается попробовать свои силы в
заочном туре школьной олимпиады. Текст олимпиады вывешивается в кабинете
химии на доске объявлений. Срок выполнения работы – 1 неделя. За каждую
работу ставится определенное число баллов. Турнирная таблица вывешивается
после проверки работ на доске объявлений. Лучшие работы оцениваются
отметками, которые выставляются в журнал.
Перспективы: участие в зимнем заочном туре и очном туре школьной
олимпиады. Призеры выходят на районный тур олимпиады.
Цели этой работы:
– развитие познавательного интереса учащихся к химии;
– расширение их кругозора;
– выявление наиболее способных к изучению химии учащихся с целью
подготовки к участию в олимпиадах.
На стенде (доске объявлений) вывешивается такое задание (можно сделать в
уменьшенном виде 10–15 копий этого текста).