Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
АЛЮМИНИЙ: ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ
И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : алюминий.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать алюминий на основании его положения в
Периодической системе и строения атома; составлять уравнения реакций с
участием алюминия.
Ц е л и : продолжить формировать у учащихся представления о переходных
химических элементах; формировать умения составлять уравнения химических
реакций с участием простых веществ.
О б о р у д о в а н и е : алюминий (фольга, порошок, стружка, пластинки,
гранулы), растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия;
пробирки, спиртовка, ступка с пестиком, йод кристаллический, пипетка.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О т в е т ы у д о с к и : подтвердить уравнениями реакций основный характер
оксида магния, гидроксида кальция; п р о в е р к а у п р . 4; у п р . 5; у с т н о :
применение соединений магния и кальция человеком; нахождение этих
соединений в природе.
З а д а н и я : даны растворы хлоридов натрия, калия, магния, кальция, бария.
Как их распознать?
II. Объяснение нового материала.
Охарактеризуйте строение атома алюминия по его положению в
периодической системе. Почему алюминий проявляет переходные свойства?
Опишите физические свойства алюминия.
Учитель демонстрирует алюминиевую фольгу.
Алюминий химически активен, он может реагировать с неметаллами, водой,
кислотами. Почему же тогда из алюминия делают посуду? Оказывается, на его
поверхности образуется очень прочная оксидная плёнка, которая предохраняет
алюминий от воздействия факторов внешней среды. Для того чтобы алюминий
начал реагировать, с его поверхности нужно удалить оксидную плёнку.Запишите уравнение окисления алюминия кислородом воздуха:
порошок алюминия реагирует с йодом в присутствии влаги
(демонстрационный опыт); вспомните,
(вода – катализатор):
что образуется при взаимодействии алюминия с водой, запишите уравнение
реакции:
Алюминий реагирует с соляной кислотой:
(опыт) и со щелочами:
(опыт);
или
Это подтверждает его переходные свойства.
Алюминий используют в алюминотермии:
алюминий может вытеснять металлы из растворов их солей:
Домашнее задание: § 13, упр. 1, повторить § 2.
(опыт).