Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
АММИАК. СОЛИ АММОНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : аммиак; соли аммония.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием аммиака и солей
аммония, распознавать опытным путем аммиак.
Ц е л ь : сформировать знания о строении, получении и химических свойствах
аммиака; особых свойствах солей аммония (разложение, качественная реакция).
О б о р у д о в а н и е : кристаллические
конц. НСl, дихромат
раствор
аммония,
спиртовка,
кристаллизатор с водой, фенолфталеин, колба с пробкой и трубкой, фарфоровая
чашка, предметный столик, керамическая пластина.
; пробирки,
NaOH,
штатив,
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Cтроение и свойства азота (п и с ь м е н н о н а д о с к е ), круговорот азота в
природе (у с т н о ), разбор упражнений 1, 2 (н а д о с к е ).
II. Изучение нового материала.
Аммиак – газ с резким характерным запахом (раствор аммиака известен как
нашатырный спирт), очень хорошо растворимый в воде, tпл = –78 ºС, tкип = –33,4
ºС. Легко сжижается, значительно легче воздуха, ядовит. Жидкий аммиак
бесцветный, твердый – белого цвета.
Учитель демонстрирует получение аммиака из нашатыря
и
гашеной извести
собирает его в перевернутую вверх дном колбу;
показывает растворимость аммиака (опыт «фонтанчик»): для
демонстрации этого опыта можно использовать резиновую пробку с двумя
отверстиями, в одно из которых вставлена прямая стеклянная трубка, по
которой вода будет подниматься из кристаллизатора в колбу, во второе –
короткая трубочка с резиновой грушей, через которую в колбу с аммиакомвпрыскивается несколько капель воды. Далее с полученным раствором
аммиака можно провести реакцию нейтрализации с кислотой.
Аммиак обладает восстановительными свойствами изза того, что азот
находится в нем в низшей степени окисления. Аммиак горит:
каталитически окисляется:
восстанавливает сложные вещества:
На примере аммиака рассматриваются оснóвные свойства с точки зрения
протолитической теории: основания – частицы, способные присоединять протон
Н+.
Учащимся объясняется электронное строение аммиака; у атома азота
остается неподеленная электронная пара, частичный заряд на азоте –
отрицательный, поэтому к нему в растворе будут притягиваться положительные
ионы водорода:
Так по донорноакцепторному механизму образуется ион аммония.
В воде аммиак ведет себя подобным образом:
Молекулы воды диссоциируют, протоны присоединяются к молекулам
аммиака, а гидроксиданионы остаются в растворе, определяя щелочную среду.
Этим объясняется малиновая окраска фенолфталеина в растворе аммиака.
Учитель демонстрирует взаимодействие концентрированной соляной
кислоты с аммиаком («дым без огня»):
Взаимодействием аммиака с кислотами получают соли аммония: все они
растворимы, реагируют со щелочами (качественная реакция), разлагаются при
нагревании.Учитель демонстрирует разложение дихромата и хлорида аммония,
взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия. Записывает
уравнения реакций:
Аммиак получают:
1) прямым синтезом
2) из нитридов
3) из солей аммония