Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
АЗОТНАЯ КИСЛОТА И ЕЕ СОЛИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : оксиды азота (II) и (IV); азотная кислота и ее
соли; окислительные свойства азотной кислоты.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
соединений азота; составлять уравнения реакций с участием оксидов азота,
азотной кислоты и ее солей.
Ц е л ь : сформировать знания об особенных свойствах азотной кислоты и
нитратов, о способах получения азотной кислоты.
О б о р у д о в а н и е : HNО3 (конц.), медная проволока, растворы HNО3, NaOH,
фенолфталеина, Na2CО3, пробирки, оксид меди (II).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и : получение аммиака, его химические свойства; химические
свойства солей аммония, качественная реакция;
р а з б о р у п р . 4.
II. Изучение нового материала.
Азот образует пять оксидов: N2О и NО – не образуют кислот и солей; N2О3
образует азотистую кислоту HNО2 и её соли нитриты; N2О5 образует азотную
кислоту HNО3 и её соли – нитраты; NО2 образует обе эти кислоты и их соли.
З а д а н и е . С помощью учебника (§ 27) выполнить следующую цепочку
превращений:
HNО3 – очень сильный окислитель, поэтому с металлами она реагирует по
особому. При взаимодействии с металлами азотная кислота не образует
водорода, а дает соль (нитрат), воду и азотсодержащий побочный продукт,
который зависит от активности металла и концентрации кислоты.Концентрированная азотная кислота с металлами I–II групп главных подгрупп
дает N2O, с остальными – NO2; разбавленная HNO3 с металлами I, II, III групп
с остальными – NO. При взаимодействии
главных подгрупп дает
этих металлов с кислотой средней концентрации может выделяться азот (N2).
Демонстрация взаимодействия меди с HNО3 (конц.) и запись уравнения
реакции.
HNО3 может окислять неметаллы и сложные вещества. С оксидами,
гидроксидами металлов и солями азотная кислота проявляет типичные
кислотные свойства (учитель демонстрирует реакции, ученики записывают их
уравнения).
Нитраты – растворимые соли, вступают в реакции ионного обмена, при
нагревании разлагаются.
Учитель может дать схему разложения нитратов:
III. Закрепление.
Р е ш е н и е з а д а ч и у п р а ж н е н и й на превращения соединений азота.
1. Как из воды и воздуха, имея необходимое оборудование, получить: аммиак,
оксид азота (II), оксид азота (IV), азотную кислоту, нитрат аммония?
2. Осуществить превращения:
О т в е т :
Домашнее задание: § 27, упр. 7.