Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ГАЛОГЕНЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : галогены, хлороводород, соляная кислота и
ее соли.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием галогенов и их
соединений, распознавать опытным путем хлоридионы.
Ц е л и : на примере галогенов показать характерные свойства неметаллов,
закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе; сформировать
знания о химических свойствах галогеноводородов и галогенидов металлов, о
качественной реакции на галогениды.
О б о р у д о в а н и е : хлор в колбе, бром в ампуле, кристаллы йода в ступке,
сурьма, порошок алюминия, бромид калия, йодид калия, хлорная вода,
крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, пробирки; хлорид натрия
(кристаллический), концентрированная серная кислота, пробка с газоотводной
трубкой, индикаторы, раствор нитрата серебра, пробирки, магний, растворы
NaOH, Na2СО3.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с по § 17, у п р . 1, 2, 4 – у д о с к и .
II. Объяснение нового материала.
В ы я в л е н и е общего в строении и свойствах галогенов (двухатомные
молекулы, летучие, с водородом и металлами проявляют степень окисления –1, в
соединениях с кислородом могут иметь степени окисления +1, +3, +5, +7).
О б с у ж д е н и е изменения строения атомов и свойств галогенов с увеличением
заряда ядра.
Учитель демонстрирует взаимодействие хлора с сурьмой, алюминия с
йодом, окраску лакмуса в хлорной воде, вытеснение хлором брома и йода из
соответствующих галогенидов, качественную реакцию на йод с крахмалом.
Учащиеся записывают уравнения реакций.На примере хлора можно обобщить свойства галогенов:
Галогеноводороды можно получить не только соединением водорода с
галогеном, но и взаимодействием концентрированной серной кислоты с
галогенидом.
Учитель демонстрирует получение НСl, его растворение в воде и реакции,
подтверждающие кислотные свойства НСl. Особо демонстрируются
реакции между хлоридом, бромидом, йодидом и нитратом серебра,
отмечается цвет и характер осадков. Записываются уравнения проведённых
реакций.
Р е ш е н и е у п р а ж н е н и й на превращение, распознавание галогенов и их
соединений.
Домашнее задание: § 18, 20; § 19, упр. 4.