Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
КАРБОНАТЫ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : угольная кислота и ее соли; круговорот
углерода.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием карбонатов, распознавать
опытным путем карбонатионы.
Ц е л ь : продолжить формировать представление о кислых солях; дать
понятие о жёсткости воды и качественной реакции на карбонаты, об основных
солях, круговороте углерода в природе.
О б о р у д о в а н и е :
коллекция
«Карбонаты», малахит, мел, растворы Na2CO3, НCl, СаСl2, пробирки, спиртовка,
штатив, известковая вода.
таблица «Карбонаты в природе»,
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Р а з б о р у п р . 6, 8; у с т н о – аллотропия углерода.
Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т «Оксиды углерода».
I в а р и а н т – СО; I I в а р и а н т – СО2.
Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, «–» – если не согласны.
1. Бесцветный газ, без запаха.
2. Тяжелее воздуха.
3. Проявляет кислотные свойства.
4. Проявляет окислительные свойства.
5. Проявляет восстановительные свойства.
6. Ядовит.
7. Соединяется с гемоглобином крови.
8. Получается разложением карбонатов.
9. Горюч.
10. Используется для тушения пожаров.
О т в е т ы :I в а р и а н т : + – – + + + + – + –;
II в а р и а н т : + + + + – + + + – +.
II. Изучение нового материала.
Угольная кислота
– неустойчивое соединение, но ее соли широко
распространены в природе.
Соли угольной кислоты можно разделить на 3 группы: средние, кислые и
основные.
С р е д н и е с о л и делят на растворимые (
– поташ) и нерастворимые (
– кальцинированная сода,
– мел, известняк, мрамор;
и т. д.). Растворимые вступают в реакции ионного обмена с
солями и растворимыми гидроксидами:
Нерастворимые разлагаются при нагревании:
С р е д н и е к а р б о н а т ы при взаимодействии с углекислым газом в
присутствии воды превращаются в кислые соли – гидрокарбонаты:
Кислые соли разлагаются при нагревании:
нейтрализуются щелочами:
Гидрокарбонаты присутствуют в природной воде, определяя ее временную
жесткость.
О с н о в н ы е с о л и – гидроксокарбонаты – также встречаются в природе,
например малахит:
Основные соли разлагаются при нагревании:Качественной реакцией на все карбонаты является взаимодействие с
кислотами; при этом выделяется углекислый газ в виде пузырьков с
характерным шипением (демонстрация):
Соединения углерода многочисленны и разнообразны, они превращаются друг
в друга, и таким образом совершается круговорот углерода в природе.
З а д а н и е . Рассмотрите рис. 100 (с. 170) и расскажите о круговороте
углерода.
Домашнее задание: § 29; § 30, упр. 6.