Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : неметаллы как простые вещества.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; характеризовать связь между составом,
строением и свойствами неметаллов.
Ц е л ь :
сформировать представление о положении неметаллов в
Периодической системе, о зависимости строения их атомов и свойств от этого
положения, о причинах аллотропии.
О б о р у д о в а н и е :
модели
кристаллических решеток алмаза и графита; прибор для демонстрации состава
воздуха; ряд электроотрицательности, периодическая система.
фосфор,
графит,
сера,
бром,
йод;
Х о д у р о к а
I. Объяснение нового материала.
Неметаллы располагаются на диагонали В – At и над ней, их атомы имеют на
внешнем уровне более 3 электронов (за исключением Н, Не, В). Чем ближе
элемент расположен в периодической системе к фтору, тем сильнее
проявляются у него окислительные свойства. В отличие от металлов, физические
свойства неметаллов очень разнообразны. Это объясняется тем, что неметаллы
могут иметь атомную кристаллическую решетку, как у бора, кристаллического
кремния, алмаза, графита, и молекулярную, как у серы, белого фосфора, йода.
Некоторые формы неметаллов аморфны, например пластическая сера, красный
фосфор, аморфный кремний. При обычных условиях неметаллы могут быть
газами (H2, O2, Cl2, N2, F2), жидкостями (Br2) и твердыми веществами (P4, S8, C,
Si, I2). Некоторые из них электропроводны (графит, кремний), имеют
металлический блеск (йод, кремний, графит). По этим признакам они
напоминают металлы. Но все они – хрупкие вещества. Неметаллы выделены в
общую группу, так как не имеют совокупности металлических свойств:
металлического блеска, тепло и электропроводности, пластичности.
Среди неметаллов распространено явление аллотропии: один элемент может
образовывать несколько простых веществ. Причинами аллотропии являются
разные кристаллические решётки (алмаз и графит) или различный составмолекул (О2 – кислород и О3 – озон). Сравним физические свойства и
химическую активность кислорода и озона.Кислород
О2
Газ без цвета, вкуса и запаха,
плохо растворимый в воде, в
жидком состоянии светло
голубой, в твердом – синий.
tпл = – 218,7 ºС
tкип = – 183 ºС
Сильный окислитель:
Состав
молекулы
Физичес
кие
свойства
Химичес
кие
свойства
Озон
О3
Светлосиний газ, темноголубая
жидкость, в твердом состоянии –
темнофиолетовый, имеет сильный
запах, в 10 раз лучше, чем кислород,
растворим в воде.
tпл = – 193 ºС
tкип = – 112 ºС
Еще более сильный окислитель, так
как имеет неустойчивую молекулу:
По химическим свойствам все неметаллы (кроме инертных газов) могут
выступать окислителями по отношению к металлам:
Окислительные свойства неметаллов усиливаются в периоде с увеличением
и
заряда
восстановителями (кроме F2, He, Nе). Даже кислород может быть окислен:
Большинство
могут
быть
ядра
атома.
неметаллов
Домашнее задание: § 15, упр. 4; § 16 читать.