Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
СПЛАВЫ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : сплавы (сталь, чугун, бронза, дюралюминий).
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
сплавов.
Ц е л ь : сформировать представление о сплавах и их классификации.
О б о р у д о в а н и е : коллекции сплавов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и .
Записать уравнения реакций коррозии железа во влажном воздухе; записать
уравнения реакций коррозии железа в кислой среде, при контакте с цинком и
медью.
У с т н о : перечислить способы защиты металлов от коррозии; разбор
упражнений 4, 6 к § 10.
II. Объяснение нового материала.
Сплавы – это материалы, состоящие из нескольких компонентов, хотя бы
один из которых – металл.
В настоящее время используется более 5000 сплавов, среди них наибольшее
значение имеют сплавы железа (чёрные металлы), алюминия, меди и цинка
(цветные металлы). Рассмотрите в коллекции сплавы этих металлов, по учебнику
(на с. 35–37, табл. 4–5) ознакомьтесь со свойствами чугуна и стали.
Заполним таблицу «Классификация сплавов»:
Вид
сплава
1
Твёрдые
растворы
замещения
Особенности
строения
2
Особенности
свойств
3
Металлы имеют близкие по
размерам атомы и
однотипные
кристаллические решётки, в
узлах кристаллической
решётки при охлаждении
расплава располагаются
Сплавы обладают более
высокой твёрдостью,
прочностью,
химической
стойкостью,
электропроводностью и
пластичностью по
Пример
4
Мельхиор
;
;атомы и ионы обоих
металлов
сравнению с исходными
металлами1
Твердые
растворы
внедрения
Более мелкие атомы и ионы
внедряются в пустоты
кристаллической решетки
металла, имеющего более
крупные атомы
Механичес
кие смеси
(эвтектика
)
Металлы имеют разные
кристаллические решётки,
при охлаждении расплава
образуется смесь
кристаллов разных металлов
2
3
Сплавы обладают
более высокой
твердостью и
химической
стойкостью, меньшей
пластичностью
Температура
плавления сплава
ниже, чем у каждого из
исходных металлов
Окончание табл.
4
;
Чугун
сталь
Припой
:\
327,4°С;
231,9°С;
181°С
Интермета
ллические
соединени
я
Металлы взаимодействуют
между собой, образуя
соединения переменного
состава, в которых
присутствует ковалентная
связь
Твёрдость сплава
выше, а пластичность
ниже, чем у исходных
металлов.
Полупроводники
;
Домашнее задание: записи в тетради; § 7, упр. 2.
;
;
;
;