Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
УГЛЕРОД. ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : углерод, аллотропные модификации,
физические и химические свойства углерода; угарный газ – свойства и
физиологическое действие на организм; углекислый газ.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь состава, строения и свойств веществ на
примере аллотропных модификаций и оксидов углерода; составлять уравнения
реакций с участием углерода, угарного и углекислого газов.
Ц е л ь : продолжать формирование представлений об аллотропии, об
окислительновосстановительных свойствах веществ на примере углерода и его
оксидов.
О б о р у д о в а н и е : образцы графита, каменного угля, активированного угля;
таблица «Применение алмаза и графита»; раствор краски; модели
кристаллических решёток алмаза и графита; мел, раствор НCl, пробирки, пробка
с трубкой.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У с т н ы й о п р о с о классификации и значении минеральных удобрений;
п и с ь м е н н о у д о с к и (2 чел.) – азотные и фосфорные удобрения (формулы,
названия, получение).
II. Изучение нового материала.
Р а с с к а з у ч и т е л я об алмазе, графите, угле, их применении человеком
(демонстрация адсорбции краски активированным углем).
Углерод в природе встречается в виде алмаза и графита.
Алмаз – самое твердое природное вещество, бесцветный, прозрачный,
нерастворимый,
имеет атомную
кристаллическую решетку тетраэдрического строения. При 1750 ºС переходит в
графит.
не проводит электрический ток,Графит – темносерое, непрозрачное, жирное на ощупь вещество, мягкое,
электропроводное, со слабым металлическим блеском. Имеет слоистую
кристаллическую решетку. В слоях атомы связаны прочно в виде
шестиугольников, между слоями связи слабые. При t = 1200 ºС и давлении 4 ГПа
графит переходит в алмаз. Сажа и уголь – разновидности графита.
Алмаз и графит – тугоплавкие, нерастворимые вещества.
Получены искусственные аллотропные модификации углерода – фуллерены
(имеют сферические молекулы С60, С70), карбин (имеет цепочечное строение
(–С
С–)n).
Алмаз используют для изготовления ювелирных украшений, для резки и
шлифовки металлов и других материалов, графит – в качестве электродов,
смазочного материала, уголь – в качестве топлива; активированный уголь
обладает способностью удерживать на своей поверхности газообразные и
твердые вещества (адсорбция), это свойство применяется в противогазах, для
очистки питьевой воды (демонстрация адсорбции).
По химическим свойствам углерод в большей степени восстановитель (с
кислородом, оксидами металлов, концентрированными серной и азотной
кислотами):
С металлами и водородом может проявлять окислительные свойства:
– карбид алюминия
– метан
Углерод образует два оксида – CO и CO2.
ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
CO
2
Оксид углерода (II), монооксид углерода,
угарный газ
1
Название
CO2
3
Оксид углерода (IV),
диоксид углерода,
углекислый газ
Строение
В молекуле тройная связь, одна из связей Линейная молекула с двумямолекулы
образована по донорноакцепторному
механизму:
двойными связями:
Физические
свойства
Бесцветный газ, без запаха, плохо
растворимый в воде, ядовит
Бесцветный газ, без запаха,
тяжелее воздуха, растворим
в воде, в растворе имеет
кислый вкус1
2
Способы
получения
Неполное сгорание углеродсодержащих
веществ:
Взаимодействие углекислого газа с углем:
Химические
свойства
Несолеобразующий оксид. Обладает
окислительновосстановительной
двойственностью:
Окончание табл.
3
Полное сгорание
углеродсодержащих
веществ:
Разложение карбонатов:
Взаимодействие карбонатов
с кислотами:
выделяется также при
дыхании живых существ
Кислотный оксид:
Окислитель:
Домашнее задание: § 29, упр. 6,8; § 30.