Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ВОДОРОД
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : водород: физические и химические свойства,
получение и применение.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь :
составлять уравнения реакций с участием водорода;
характеризовать связь между составом, строением и свойствами водорода.
Ц е л ь : на примере водорода показать окислительновосстановительную
двойственность неметаллов, сформировать знания о способах получения
водорода, его применении.
О б о р у д о в а н и е : аппарат Киппа, Zn, раствор HCl, спички, спиртовка,
лучинка, консервная банка с дыркой в дне.
Х о д у р о к а
I. Объяснение нового материала.
1. Водород как элемент.
? Определите строение атома водорода по положению в Периодической
системе.
У водорода
– протия – существуют тяжелые изотопы:
– дейтерий и
– тритий.
Водород занимает две клетки в Периодической системе. Почему? Он имеет
сходство как со щелочными металлами (1 электрон на внешнем уровне, степень
окисления +1 в большинстве соединений), так и с галогенами: это газ, имеющий
двухатомную молекулу, до завершения внешнего энергетического уровня не
хватает
образует ионные соединения с металлами – гидриды
2. Простое вещество Н2 – газ без цвета, вкуса и запаха, легче воздуха, плохо
растворим в воде, растворим в металлах:
3. Получение Н2.
В промышленности Н2 получают:
из углеводородов:взаимодействием угля с водой:
метана с водой:
электролизом воды:
В лаборатории обычно используют взаимодействие цинка с кислотой:
4. Химические свойства.
Водород – хороший восстановитель. В смеси с фтором, хлором, кислородом
взрывоопасен.
Учитель демонстрирует работу аппарата Киппа, собирает Н2 в
консервную банку, перевернутую вверх дном.
Отверстие в дне банки должно быть закрыто спичкой. После того как
банку с водородом поставили на стол (на керамическую подставку), спичка
убирается, подносится горящая лучинка. Водород взрывается, банка
подскакивает.
Водород восстанавливает неметаллы.
Допишите уравнения реакций:
Водород может восстанавливать металлы из их оксидов:
По отношению к активным металлам водород может выступать окислителем:
5. Применение.
Раньше водородом заполняли дирижабли, метеорологические зонды. Сейчас
водород используют как восстановитель в металлургии и органическом синтезе,
для получения аммиака, в качестве экологически чистого топлива.
Домашнее задание: § 17, упр. 1, 2, 4.