План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)
Оценка 4.7

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
24.09.2019
План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)
План урока по географии в 8 классе, по теме "Расовый и этнический состав населения мира. География религий мира ". План конспект урока подходит для детей, которые могут самостоятельно искать информацию и делать выводы. Работа на уроке творческая, работают ребята в группах.
РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА.docx
«РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА» 8 класс Цель: Создать  условия  для продолжения формирования  у учащихся знаний о населении  мира. Ввести   понятия:   «раса»,   «этнос».   Познакомить   учащихся   с   расовым   и   этническим   составом населения мира. Задачи: 1.Помочь учащимся понять особенности этнических процессов, различия между основными расами,   переходными   и   смешанными   расовыми   группами,   виды   государств   по   особенностям национального состава.  2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно­следственных связей. 3.   Воспитывать   взаимоуважение,   организованность,   аккуратность,   умение   выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока Организационный момент  Приветствие. Проверка отсутствующих, подготовки к уроку. Актуализация знаний Есть на земле предостаточно рас ­ Просто цветная палитра, ­ Воздуха каждый вдыхает за раз Два с половиною литра!... Как вы догадались, речь на сегодняшнем уроке пойдет о...( ответы детей по определению темы  урока). Тема сегодняшнего урока «Расовый и этнический состав населения». Как   вы   определите   цель   урока?   (ответы   детей)   –   определить   особенности   расового   и этнического состава населения мира. Выразите свое отношение к расовому, этническому составу населения мира. На столе у вас лежат таблички, в колонке «В начале урока» отмечаете свое отношение. В начале урока В конце урока   Я спокойно отношусь к многообразию   рас   и народов, их межнациональным отношениям.   к     за Я   тревожусь межнациональные отношения,   положение рас и народов в разных регионах мира.     Я спокойно отношусь к многообразию   рас   и народов, их межнациональным отношениям.   к     за Я   тревожусь межнациональные отношения,   положение рас и народов в разных регионах мира.   Как   различаются   люди,   по   каким   признакам,   какие   между   ними   взаимоотношения   вам придется выяснить. Изучение нового материала. Групповая работа. Понятие о расе. Расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные по схожим признакам (цвет кожи, волос и т.д.) внешнего облика. Антропогенные признаки формируются в результате адаптации в течение длительного времени к определенным природным условиям. ­ Какие расы вам известны? (европеоидная, монголоидная и экватор) ­ Эти расы делятся на ветви.  ­ Что такое этнос? Этнос   (народ)  –   исторически   сложившееся   сообщество   людей,   обладающих   единым национальным сознанием, объединённых на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры. ­ В мире насчитывается 3 – 4 тыс. этносов, но только у 310 этносов численности превышает 1 млн. чел. Мы с вами образовали группы специалистов, которые займутся поиском информации по теме по заданиям с целью определения картины места человека в мире. Перед   вами   рабочие   листы   урока   и   алгоритм   работы   для   каждой   группы.   Вы   должны работать   согласно   заданиям,   итогом   вашей   работы   является   —   отчет:   ответы.   Время   работы указано в листе рабочем. Задания для групп 1.. Задание для группы « Антропологи»: Цель:   выявить   особенности   и   значение   расового   состава   населения   мира,   отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения. состав и значение расовых признаков  большие и малые расы  расовый состав по регионам мира  вывод     2.Задание для группы «Этнографы»: Цель:   выявить   этнические   черты   образа   жизни   населения   мира,   учитывая   прогнозы специалистов, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения. этнос и совокупность его признаков   этнические черты образа жизни, прогнозы специалистов  схема развития этноса вывод      3. Задание для группы «Лингвисты»: Цель: выявить особенности и причины возникновения территориальных различий в языках,  привести   примеры   языков­изоляторов,   отразите   результаты   в   виде   таблицы   или   схемы,   или сообщения.       особенность народа ­ язык  причины возникновения территориальных различий в языках, что такое государственный язык? Привести примеры языков ­ изоляторов, Языки мира, используемые в ООН Синквейн «язык». Дополнительный материал для «Антропологов» Состав и значение расовых признаков. Раса (фр. «род», «порода», «племя»)­ исторически сложившиеся группы людей, связанные единством   происхождения, которое выражается в общих наследственных, в основном, внешних (телесных) признаках. Широко распространено представление о делении современного человечества на «белую», «желтую», «черную» расы. Различия в цвете кожи зависит от количества красящего вещества ­ пигмента   меланина,   который   по   своим   физическим   и   химическим   свойствам   одинаков   у представителей рас. Антропологи к основным расовым признакам относят: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части головы, различия в пропорции тела, особые линии на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев. К «скрытым» признакам относят: содержание в тканях   микроэлементов,   виды   цветовой   слепоты,   строение   зубов.   В   главном   —   в   чувствах   и мыслях, в способностях и возможностях — люди разных рас равны и едины. Наиболее   наглядным   является   —   потомство   от   смешанных   браков:   француз   Александр Дюма был внуком негритянки; великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин­ потомок не только   знатных   и   незнатных   русских   родов,   но   и   «арапа   Петра   Великого»,   чернокожего Ганнибала(Абрам Петрович, 1697 ­1781г., сын эфиопского князя). Большие и малые расы. Большая европеоидная  раса: светлая или смуглая кожа, волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, большое разнообразие окраски радужной оболочки глаз, узкий нос, тонкие или средней толщины губы.  Малые:   нордийская   и   балтийская,   альпийская,   среднеевропейская,   восточноевропейская, средиземноморская, арменоидная. Большая   Монголоидная  раса: желтоватый   оттенок   кожи.   Прямые   тугие   волосы,   карие глаза, уплощенное лицо с сильно выступающими скулами, неширокий нос.  Малые: азиатская и американская, арктическая, центральноазиатская, дальневосточная. Большая Негроидная раса: темно­коричневая кожа, курчавые жесткие волосы, карие глаза, широкий нос, толстые губы. Три группы: негры, негрили, бушмены, готтентоты, высокорослые­ суданцы, нилоты, малый рост­ пигмеи. Большая Австралоидная раса: темная окраска кожи, широкий нос, толстые губы Австралийцы­ аборигены, папуасы, меланезийцы, айны, негртосы.   Смешаные расы — мулаты, метисы, самбо, мальгаши. Зарубежная   Европа:   население   полностью   принадлежит   к   европеоидной   расе,   50% Расовый состав мира: населения  включает в состав трудно различающиеся расы. Зарубежная Азия: распространены  разные группы всех 4 больших рас. Африка:   большинство   представляет   негроидную   расу,   на   юге   живут   около   5   млн. европеоидов и их потомков. Америка:   необычайная   пестрота   расового   состава.   Местное   монголоидное   население сохранилось лишь в отдельных районах. Австралия   и   Океания:   расовый   состав   пестр,   резко   преобладают   представители европеоидной расы. Метисов мало. Изучением рас занимался Н. Н. Миклухо — Маклай, долгое время проживший на о.Новая Гвинея, о. Папуа­ Новая Гвинея , его называли «человек с Луны», он был уважаемым и почитаемым человеком   здесь.   Он   боролся   за   права   рас   ,за   равенство   рас,   описал   обычаи   папуасов.   Также проблемы равноправия рас интересовали и Давида Ливингстона.   В.В.Юнкер — исследовал цвет кожи,   быт,   обычаи   жителей   Центральной   Африки.   В   начале   20­го   века   Николай   Гумилев, побывавший в Африке, привез коллекции и прекрасные стихи, посвященные народам и странам континента. Одно из самых известных:   «На таинственном озере Чад               По лесистым его берегам Посреди вековых баобабов                И в горах, у зеленых подножий, Вырезные фелуки стремят                 Поклоняются страшным богам На заре величавых арабов                  Девы­ жрицы с эбеновой кожей. Физкультминутка (1­2 минуты) Дополнительный материал для группы «Этнографы»: Этнос и совокупность его признаков. Этнос­исторически возникший вид социальной группы людей, обладающий совокупностью признаков: единством территории, культуры, языка, хозяйственно­ бытовых особенностей. Выделяют три стадии формирования этносов: племя, народность, нация. В ходе развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этнического объединения. Наиболее интенсивно процессы объединения развивались с появлением государств.   Специалистами   выделяются   2   вида   объединения: консолидация   —   процесс объединения   родственных   этносов   и   образование   более   крупных  (из   родственных   славянских племен сформировались  русская,  украинская,  белорусская  нации),  ассимиляция   — поглощение более   крупными   и   развитыми   этносами   менее   крупного. Бывает   насильственная   и ненасильственная(   до   революции   в   России   царизм   насильственно   русифицировал   другие народности,   проявлялось   в   насаждении   русского   языка,   православия,   русской   письменности). Происходит  исчезновение   малых   народов  в  результате   ассимиляции.  Историк  и   этнограф  Л.П. Шапошникова в 70­х годах 20­го века изучала в джунглях Индии  австралоидные племена, живущие до сих пор в каменном веке. Именно труднодоступность их территории уберегла  малый народ от исчезновения и ассимиляции, это было доказано Шапошниковой Л.П. Сейчас происходит: Межэтническая интеграция ­ постепенное объединение далеких в этническом отношении народов.   Существуют   однонациональные,   если   национальные   границы   совпадают   с политическими(   Польша,   Япония,   Египет),двунациональные   (Бельгия,   Канада,   Турция), многонациональные   государства(Великобритания,   Эфиопия, Нигерия).Показать на карте.   Бразилия,   Испания,   США, Этнические   черты   образа   жизни:   существует   ряд   различий   в   орудиях   труда,   жилищах, одежде, пище… пища : рыба — китайцы —не едят  сырой, а японцы­ едят сырую, монголы, зулусы­ не едят рыбу;  мясо — индийцы — не едят говядину, мусульмане — свинину; быт: болгары кивают при произношении «Нет», «Да» крутят головой отрицая. Американцы по­ иному кладут ногу на ногу(щиколоткой), англичане­ не умываются под текущей струей воды, как русские. В Исландии — есть лишь имя и отчество, а фамилия встречается редко. Прогнозы   специалистов:   специалисты   считают,   что   мы   эволюционируем,   называют   ряд возможных изменений на политической карте мира: Европа:   официально   могут   выйти   из   Испании   Каталония   и   Страна   Басков.   Из Великобритании — Шотландия и Уэльс. Может появится Конфедерация арктического Полярного круга. Азия: Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира. Африка: разделение Судана на две части, ЮАР на три. Америка: В Канаде рвется на свободу  франкоязычный Квебек, Мексика на 4 части.  Австралия: может распасться на 4 государства, одно из них создадут аборигены.  Россия: часть   Казахстана   может   присоединиться   к   России,   могут   возникнуть   новые   государства   на Дальнем Востоке. Вывод: Этносы   возникают   не   по   воле   людей,   а   в   результате   объективных   исторических процессов. Этнос — носитель культуры. Схема: В процессе своего развития этносы проходят три стадии: ПЛЕМЯ­­­ НАРОДНОСТЬ —   НАЦИЯ­   на   доске   прикрепить.   По   словам   русского   историка,   географа   Л.Н.   Гумилева   ­ «ЭТНОС рождается, мужает, стареет и умирает» . Дополнительный материал для группы «Лингвисты» Особенность,   отличительный   признак   этноса   — язык. По   степени   родства   языки объединяют в языковые группы, которые входят в состав языковых семей: индоевропейская семья —   11   групп,   китайско­   тибетская,   афразийская,   алтайская,   дравидская,   австралонезийская, уральская, кавказская. Всего 36 семей. Известно не менее 5500 языков, из 4200 изучено 500, 1500­ непризнанные, отмирающие. Государственный язык —  язык конституции данного  государства. Языки — изолят — нивхский, бурушаски, кусунда, нахали,берта, нара.Всего ­13 языков. Языки   мира   —   китайский,   испанский,   английский,   хинди,   русский   на   8   месте.   Языки бывших метрополий являются официальными в странах­ колониях. Например, английский язык является   официальным   языком   в   76  странах,   французский   —  в34   странах,  испанский   —  в   21 стране, португальский — в 8. Языки, используемые в ООН ­ английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский — официальные и рабочие языки. Синквейн «Язык»: Язык Важнейший, отличительный Возникает, классифицируется, объединяется Язык группируется в семьи языков. Признак. Закрепление изученного материала. Отчет групп  Вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Эти особенности   важны   для   эффективного   размещения   хозяйственных   объектов   и   производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые   приводят   к   конфликтам.   Нас   волнует   ситуация   в   мире.   Мы   пока   не   можем   решить государственные   проблемы,   но   мы   должны   относится   друг   другу   толерантно,   уважительно   к взглядам, идеям  различных рас и народов. Закрепление  1. Как повлияла природная среда на появление расовых признаков? 2. Что лежит в основе различий между человеческими расами? 3. Что следует понимать под этнической общностью? Рефлексия Выразите   свое   отношение   к   положению   народов   и   рас   в   разных   регионах   мира,   к   их межнациональным отношениям в таблице ­ колонка  «В конце урока». Таблица «Мое отношение» В начале урока В конце урока Я спокойно отношусь к многообразию   рас   и народов, их межнациональным отношениям. к       за Я   тревожусь межнациональные отношения,   положение рас и народов в разных регионах мира. Я спокойно отношусь к многообразию   рас   и народов, их межнациональным отношениям. к       за Я   тревожусь межнациональные отношения,   положение рас и народов в разных регионах мира.     Итог урока. Давайте подведем итоги урока: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Что было интересно? Мне хотелось узнать ваше мнение об уроке. Оцените его в рабочем листе подчеркните, что считаете нужным для вас. В конце урока сдайте рабочие листы для анализа деятельности. Сегодня урок: легкий ­ трудный, интересный ­ скучный, полезный — ненужный. Я ученик: старательный — ленивый, внимательный — невнимательный, урок усвоил — не усвоил. Домашнее задание §7  Составить 10 вопросов по теме, начинающихся со слов «Почему..?», «С чем связано...?», отражающие причинно­ следственные связи.

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)

План урока по географии на тему "РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ МИРА" (8 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019