Урок географии в 8 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Тема урока: Страны Южной Америки. БРАЗИЛИЯ.
Цель: познакомить обучающихся с наиболее крупными государствами Южной Америки на примере Бразилии.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть особенности географического , экономического положения Бразилии; сформировать у обучающихся представление о современном населении Бразилии, его расовом и этническом составе.
Коррекционно-развивающая: развитие зрительного восприятия в узнавании и различении; развитие пространственной ориентировке в нахождении и назывании географических объектов; коррекция произвольного внимания; развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: повышение у обучаемых познавательного интереса.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Урок-путешествие по Бразилии.
Эпиграф: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”. К.Г. Паустовский.
Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по-разному (пешком, на велосипеде, на яхте). Но можно отправиться в путешествие и не покидая школьного кабинета, используя подручные источники знаний (карту, справочные материалы, фотографии).
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по крупнейшей стране Южной Америки, во время путешествия будем исследовать природные особенности этой экзотической страны , жизнерадостного населения, индейских традиций и архитектуры. А в какую страну мы отправимся вы узнаете отгадав анаграмму
ЗИБРАЯЛИ. Конечно, это Бразилия.СЛАЙД 1
Находится Бразилия на материке Южная Америка.
А что мы знаем с вами о Южной Америке?
2. Актуализация знаний учащихся
Работа с физической картой . Задание «Шифроквадраты». Используя алфавит, расшифруйте слова.
1 – на какой части света расположен материк Ю.А.(Америка) Что такое материк, часть света?
2- горная система на западе Ю.А. (Анды)
3- пролив, отделяющий Ю.А. от о. Огненная Земля.(Магелланов)
4- пролив, разделяющий Ю.А. и Антарктиду (Дрейка)
5 - океан, омывающий Ю.А.с востока (Атлантический)
6- канал, разделяющий Сев.и Ю.Америки.
7 – кто открыл Америку (Колумб) Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией?
Все географические объекты находятся и показываются учениками на физической карте
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Молодцы, как много вы знаете о Ю,А. А теперь, юные искатели приключений, в путь.
К далёкой и прекрасной Бразилии!
Слайд 2. Наше путешествие мы начинаем стихами Киплинга (в переводе Маршака).
Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далеким
берегам.
Идут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию – к далеким берегам!
Никогда вы не найдёте в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Создавать образ страны мы будем, придерживаясь плана.
На доске:
Визитная карточка и географическое положение
Население, традиции
Климатические особенности
Растительный и животный мир
Внутренние воды
1. Определить географическое положение страны.
В 1500 году большая экспедиция под командованием португальского мореплавателя ПЕДРЕ КАБРАЛА отчалила от Лиссабона в Индию. Они хотели добраться до сказочных берегов этой страны, но приплыли они к берегам Южной Америки. Эти земли он провозгласил владениями Португалии. Первые переселенцы не нашли здесь ни золота, ни драгоценных камней. Их внимание привлекло небольшое дерево пау-бразил, из которого они научились делать ярко-красную краску для ткани. Это дерево было первыми деньгами на территории Бразилии. Индейцы добывали его и обменивали на украшения, ткань, ножи и другие предметы.
Это - символ страны, такой же, каким, к примеру, для нас, россиян, является береза.
Слайд 3 От названия этого дерева и произошло название страны Бразилия, так объясняет происхождение названия наука топонимика.
C XVII в. Эта территория стала именоваться Бразилией.
До начала 20 века Бразилия была колонией Португалии.
СЛАЙД 4, 5 Определить географическое положение Бразилии по карте
На каком материке и в какой его части расположена страна, её столица?
Положение относительно экватора?
Положение относительно океанов?
Назовите пограничные государства?
Площадь – 8.5 млн км Население – 158 млн чел.
Слайд 5 Зелёный и жёлтый — национальные цвета Бразилии. Зелёный цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а жёлтый — запасы золота.
Слайд 6 Вспомните, кто является коренным населением Южной Америки? (ИНДЕЙЦЫ)
Только ли индейцы живут в Ю.А.? (нет, еще есть европейцы: испанцы и португальцы)
Слайд 7 территория Бразилии заселена неравномерно: большая часть жителей проживает в городах, но многие аборигены живут в примитивных условиях. Их быт скуден, и вся их жизнь зависит от природных условий. Нам с тобой было бы наверно совсем не просто жить в лесу, наполненном самыми разными обитателями да еще и по соседству с хищниками. К тому же без электричества и без очень многих других вещей, к которым мы с тобой привыкли. Но жители Амазонии хорошо приспособились к такой жизни.
Слайд 8 Большинство жителей современной Бразилии это индейцы и потомки приплывших туда много-много лет назад европейцев. Говорят в Бразилии на португальском языке.
Слайд 9 Почти полное истребление индейцев поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен путем ввоза негров-рабов из Африки.
Так образовались три ветви современного населения Бразилии.
Вопрос: как называются потомки европейцев и индейцев? ______
Потомки европейцев и африканцев? _____________
Слайд 10 Столица Бразилии, город Бразилиа. Этот город совсем молодой, его построили специально для того, чтобы перенести столицу из очень большого и тесного города Рио-де-Жанейро подальше, вглубь страны всего 50-60 лет назад.
Откройте стр. учебника……,найдите описание столицы Бразилии. (чтение текста)
Слайд 11. Рио-де-Жанейро самый большой и самый интересный город в Бразилии. Он находится на самом берегу Атлантического океана.
Слайд 12,13,14. Каждый год в Рио-де-Жанейро проходит самый известный в мире карнавал. Посмотреть на него приезжают люди со всего света. Бразилия – страна футбола.
Слайд 15,16 Большую часть Бразилии занимает густой-прегустой вечнозеленый лес. Люди называют такой лес джунгли. Мы с вами говорили, что в отличие от сибирских лесов джунгли имеют только 2 яруса – деревья высотой до 30 м.и очень высокие деревья высотой до 60-80 метров.
? кто из вас помнит, как называются экваториальные леса амазонии? (сельва)
? Вспомните, какой климат в экваториальной части Южной Америки?
(жаркий, влажный)
? Какие условия создаются там для флоры и фауны?
Слайд 17 - 26. Животные Бразилии
Слайд 27.Покажите на карте крупнейшую реку Ю.А и её притоки, исток(начало) и устье реки.
Река Амазонка– очень интересная река и до сих пор прячет от людей очень много разных секретов. Например, люди долго считали, что Амазонка вторая по длине река в мире, но несколько лет назад исследователи обнаружили, что длина Амазонки более 7000 км, а это значит, что именно она – самая длинная река в мире.
Слайд 28-32 животные Амазонки.
Слайд 33-36 удивительные растения Бразилии.
Слайд 37 итог.
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. На доске:
1. Заполни схему: население Бразилии
1. Выбери правильный ответ: Столица Бразилии – Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу.
2. Зачеркни животных, не обитающих в Бразилии: муравьед, пиранья, бурый медведь, ленивец, кенгуру, …..
3. Закончи фразу: в Бразилии выращивают: ………, ……….., .
ИТОГ УРОКА.
Рефлексия. У вас на столах лежат «смайлики», выражающие разные эмоции. Покажите мне какое у вас сейчас настроение, понравился ли вам этот урок.
Оценки за урок.
д/з. прочитать материал учебника стр. - , вопросы устно….
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
1. В какой части света расположен материк Южная Америка.
1 14 6 18 10 12 1
|
|
|
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
2. Горная система на западе Южной Америки
1 15 5 29
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
3. Пролив, отделяющий материк Южная Америка от острова Огненная Земля.
14 1 4 6 13 13 1 15 16 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
4. Пролив, разделяющий материки Южную Америку и Антарктиду
5 18 6 11 12 1
|
|
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
5. Океан, омывающий Южную Америку с востока
1 20 13 1 15 20 10 25 6 19 12 10 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
6. Канал, разделяющий материки Северная Америка и Южная Америка.
17 1 15 1 14 19 12 10 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-а 9-з 17-п 25-ч 33-я
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
7. Кто открыл Америку ?
12 16 13 21 14 2
|
|
|
|
|
|
Зуфаров Денис
Пользуясь справочным материалом (приложение к учебнику) назови и покажи на карте крупнейшие озера, реки Южной Америки.
Губарева Сантина
Пользуясь справочным материалом (приложение к учебнику) назови и покажи на карте крупнейший остров и высочайшую горную вершину Южной Америки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.