Планеты земной группы и планеты гиганты.
Оценка 4.6

Планеты земной группы и планеты гиганты.

Оценка 4.6
docx
06.10.2021
Планеты земной группы и планеты гиганты.
Планеты земной группы и планеты гиганты..docx

 Тема: Планеты земной группы и планеты гиганты.

Цели урока:

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы и планет гигантов.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Тип занятия: лекционно – практическое 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка присутствующих на занятии

2. Знакомство аудитории с темой и целью занятия.

Мотивация учебной деятельности студентов.

3.Изучение нового материала.

І. Актуализация знаний.

Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.

Закончить высказывания.

1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета  Меркурий.

2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета  Венера.

3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета  Юпитер.

4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.

5.Самую большую массу имеет планета  Юпитер.

6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета  Венера.

7.Самую большую среднюю плотность имеет планета  Земля.

8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета  Юпитер.

9.Не имеют спутников планеты  Меркурий и Венера.

10.К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.

11.К планетам -гигантам относятся Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

ІІ. Изучение нового материала.

1. Планеты земной группы.

Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:

- рельеф и цвет планеты,

- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,

- плотность атмосферы, 
- температура на поверхности планеты,

- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца; 
- спутники;

Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).

При обсуждении характеристик Меркурия.

1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).

2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).

3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).

4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).

5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).

Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.

 По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.

Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.

При обсуждении характеристик Венеры.

1. Чем похожи Земля и Венера? (размерами, массами и крупным железным ядром внутри).

2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность? (углекислого газа, капелек серной кислоты, она очень плотная).

3. К чему приводит высокая плотность атмосферы? (к парниковому эффекту, что выражается в повышенной температуре и высокому давлению на поверхности этой планеты)

Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.

4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами? (вулканической деятельностью и столкновениями с большими метеоритами).

5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения? (медленная - 1 оборот за 225 земных суток. Венера вращается назад - Солнце на ней всходит на западе и заходит на востоке)

При обсуждении характеристик Марса.

1. Почему Марс называют красной планетой?

2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера? (на Марсе температура в 2,5 раза меньше, поэтому скорость молекул газа в 1,5 раза меньше. Но атмосфера очень разрежена).

3. Чем сформирована поверхность Марса? (вулканическими процессами, столкновениями с метеоритами и атмосферными явлениями).

4. В чем сходство между Марсом и Землей? (одинаковый сидерический оборот, порядка 24 часов и схожесть в осевом наклоне, то есть возможно существование сезонности на Марсе).

5. Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день более 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в прямом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день).

Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.

2. Планеты – гиганты.

Используя приложение  «Основные характеристики планет Солнечной системы», обсудить с обучающимися, имеющиеся в таблице характеристики:расстояние от Солнца, период обращения вокруг Солнца и вокруг своей оси, размеры и массу, количество спутников. Сравнивая, по данным критериям, планеты – гиганты с планетами земной группы, на доске обозначить проблемные вопросы:

 

Каково агрегатное состояние вещества, из которого состоят планеты – гиганты?

Каково внутреннее строение планет – гигантов?

Можно ли применить к планетам-гигантам такое понятие, как «рельеф планеты»?

Какова причина того, что планеты – гиганты имеют сравнительно большое количество спутников?

 

3. Работа в группах

Четыре группы, сформированные на первом этапе учебного занятия, выполняют задания на определение специфических особенностей каждой из планет-гигантов. Для своей работы им предлагается охарактеризовать планету по критериям, представленным в плане

Задание для группы 1. Охарактеризуйте по предложенному плану самую крупную планету Солнечной системы – Юпитер.

Задание для группы 2. Охарактеризуйте по предложенному плану первую из открытых планет-гигантов, имеющих кольца – Сатурн.

Задание для группы 3. Охарактеризуйте по предложенному плану планету Уран – «триумф наблюдательной астрономии».

Задание для группы 4. Охарактеризуйте по предложенному плану планету, открытую «на кончике пера» - Нептун.

 

Для своей работы обучающиеся используют:

1.                            Учебник Б.А.Воронцов – Вильяминов, Е.К. Страут. Астрономия – 11 класс. Приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы».

Домашние задание: § 11-13, вопросы задание для самоконтроля (стр. 76,77).


 

Тема: Планеты земной группы и планеты гиганты

Тема: Планеты земной группы и планеты гиганты

Закрепление изученного материала : выявление отличительных особенностей каждой из планет с

Закрепление изученного материала : выявление отличительных особенностей каждой из планет с

Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью

Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021