Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
УМК «Школа России». 1 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема урока |
Решаемые проблемы (цели) |
понятие |
Дата |
Дом. задание |
|
По плану |
Фактически |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
НАША РЕЧЬ (2 ч) |
|||||||
1 |
1 |
Знакомство |
Проблема. О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным? Почему? Цели: познакомить с учебником, его структурой; дать первоначальное представление о речи, её значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека; совершенствовать умение списывать предложения |
Язык, речь, русский язык |
|
|
|
2 |
1 |
Язык и речь, их значение в жизни людей |
Проблема. Что легче и проще – слушать? Говорить? Читать? Писать? Цели: дать первоначальное понятие об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения |
Родной язык, язык русского народа, устная и письменная речь |
|
|
|
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч) |
|||||||
3 |
1 |
Общее представление о тексте и предложении |
Проблема. Любую ли речь, любое ли речевое высказывание мы будем называть текстом? Почему? Что мы назовём текстом? Цели: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме |
Текст, предложение, словарные слова |
|
|
|
4 |
1 |
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений |
Проблема. Как в устной речи выделяются предложения и как они оформляются в письменной речи? Цели: организовать наблюдения над тем, как меняется значение предложений в зависимости от цели высказывания, логического словесного ударения, интонации; дать первое представление о диалогической речи и правилах её оформления на письме |
Точка, |
|
|
|
|
|
в устной и письменной речи. Диалог |
|
|
|
|
|
5 |
1 |
Упражнение в составлении предложений и текста |
Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Текст? Цели: дать первоначальное представление о том, как составляется из слов предложение, а из предложений текст; развивать умение составлять предложение и текст |
Границы предложения, смысловая связь пред-ложений в тексте |
|
|
|
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч) |
|||||||
6 |
1 |
Слово. Роль слов в речи |
Проблема. Для чего нужны слова? Цели: дать представление о сло-ве как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов |
Слово, обобща- ющее слово |
|
|
|
7 |
1 |
Слова – названия предметов явлений, признаков и действий предметов |
Проблема. Что могут называть слова? Цели: учить различать предме-ты, признаки и действия предметов и слова, обозначающие предметы, признаки и действия; учить правильно ставить к словам вопросы; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам |
Слова – названия предметов и явлений, признаков и действий предметов |
. |
|
|
8 |
1 |
Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов |
Проблема. Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет? Цели: учить различать
слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов по
значению и вопросу, ставить к словам вопросы, работать |
Слова
– названия предметов и явлений, признаков |
|
|
|
9 |
1 |
Вежливые
гадки русс-ких слов |
Проблема. Какие слова мы называем «вежливыми»? Сколько значений может быть у слова? Цели:
учить
употреблять вежливые и ласковые слова в речи; формировать представление словах; познакомить со слова-рём близких и противоположных по значению слов; составлять текст по рисунку и опорным словам |
Вежливые слова, однозначные, многознач-ные слова, близкие и противо-положные по значению слова |
- |
|
|
СЛОВО И СЛОГ. Ударение (6 ч) |
|||||||
СЛОВО И СЛОГ (2 ч) |
|||||||
10 |
1 |
Слог
как часть слова. Слогообразу- |
Проблема. Как определить, сколько в слове слогов? Цели: уточнять представления о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; учить определять количество слогов в слове; обогащать лексику; развивать умение составлять предложения из данных слов по рисунку |
Слог, слогообразующая роль гласных, деление слов на слоги |
|
|
|
11 |
1 |
Выделение слогов в слове |
Проблема. Любой ли звук может образовать слог? Какие слова не делятся на слоги? Цели: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова, составлять предложения и текст по рисунку |
Слог, сло-гообразу-ющая роль гласных, деление слов на слоги, словарные слова |
|
|
|
ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч) |
|||||||
12 |
1 |
Правила переноса слов (первое представление): паро-ход, зво-нок |
Проблема. Как перенести слово с одной строки на другую? Цели: познакомить с правилом переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с одной строки на другую; повторить написание словарных слов |
Правила переноса слов, словарные слова |
|
|
|
13 |
1 |
Перенос слов (ос- новные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа |
Проблема. Чем различается деление слов на слоги и для переноса? Цели:
познакомить
со словами, которые нельзя переносить |
Правила переноса слов, непереносимые слова, сравнение |
|
|
|
УДАРЕНИЕ (2 ч) |
|||||||
14 |
1 |
Ударение. Ударные и безударные слоги |
Проблема. Как определить ударение в слове? Цели: уточнить представления об ударении, ударном и безудар-ном слогах; познакомить с орфографическим словарём, учить правильному произношению слов, развивать умение определять в слове ударный слог; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове |
Ударение, ударные |
|
|
|
15 |
1 |
Ударение. Словообразующая роль ударения |
Проблема. Может ли влиять ударение на смысл слова? Цели: дать
представление |
Скороговорка, орфоэпический словарь, словообразующая роль ударения, омографы |
|
|
|
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч) |
|||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч) |
|||||||
16 |
1 |
Звуки и буквы |
Проблема. Как обозначаются звуки речи на письме? Чем отличаются звуки от букв? Цели:
дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении
звуков |
Звук, бук-ва, устная, письменная речь |
|
|
|
17 |
1 |
Звуки и буквы. Звуковая запись слов |
Проблема. В какой речи мы используем звуки, а в какой – буквы? Цели: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами |
Словарные слова, условные звуковые обозначения слов |
|
|
|
Русский АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч) |
|||||||
18 |
1 |
Русский алфавит, |
Проблема. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит? Цели: познакомить с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом |
Алфавит, азбука, правильное название букв |
|
|
|
19 |
1 |
Алфавит, |
Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно, в алфавитном порядке, записывать буквы, слова? Цели: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке, находить слова в словарике учебника |
Словарь, алфавитный порядок, орфографический словарь |
.
|
|
|
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) |
|||||||
20 |
1 |
Буквы, обозначающие гласные звуки |
Проблема. Как различать гласный звук среди других звуков в слове? Цели: показать слогообразу- ющую и смыслоразличительную роль гласных звуков, закрепить знания о гласных звуках и буквах, развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки |
Гласный звук, буква, слогообразующая и смыслоразличи-тельная роль гласных звуков |
|
|
|
21 |
1 |
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове |
Проблема. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук? Цели: совершенствовать знания о гласных звуках, роли букв для гласных в слове; учить проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове, распознавать гласные среди других звуков в слове, рассуждать по предложенной теме |
Функции букв е, ё, ю, я, сло-варные слова |
|
|
|
22 |
1 |
Слова с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос |
Проблема. Что мы знаем о словах с буквой э? Цели: познакомить со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; состав-лять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» |
Заимствованные слова, толковый словарь |
|
|
|
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ звуки (5 ч) |
|||||||
23 |
1 |
Ударные |
Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Как это сделать? Цели: уточнять представления об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове |
Ударные и безударные гласные, памятка |
|
|
|
24 |
1 |
Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление) |
Проблема. Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной? Цели: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; учить одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге |
Проверочное слово,
проверя- ложные и односложные слова, безударный слог |
|
|
|
25 |
1 |
Обозначение
гласных звуков буквами |
Проблема. В каких случаях написание гласной надо проверять? Почему? Цели: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать провероч-ное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения; познакомить с орфографическим словарём |
Ударный и безударный слоги, форма слова, проверочное и проверяемое слова, орфографический словарь |
|
|
|
26 |
1 |
Обозначение
гласных звуков буквами ных слов |
Проблема. Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук? Цели: учить писать двусложные слова с безударной гласной, проводить наблюдения над написанием гласной в одинаковой части однокоренных слов, обосновывать правильность написания безударной гласной |
Словарные слова, форма слова, проверочное и проверяемое слова |
|
|
|
27 |
1 |
Правило обозначения буквой ударного гласного звука в двусложных словах. Проверочный диктант |
Проблема. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге? Цели: учить подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге двусложных слов, работать с орфографическим словарём |
Способы проверки безударных гласных, общая часть слов |
|
|
|
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) |
|||||||
28 |
1 |
Буквы, обозначающие согласные звуки |
Проблема. Как различить согласные звуки в слове? Цели: проверить знания об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове |
Согласный звук, буква, признаки согласного звука, рифма |
|
|
|
29 |
1 |
Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными |
Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова? Цели: развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их буквами; познакомить со словами с удвоенными согласными, способом переноса слов (ван-на, кас-са) |
Слова
|
|
|
|
30 |
1 |
Буквы й и и. Звуки
[й’] |
Проблема. Чем различаются звуки [и] и [й’]? Почему звук [й’] не образует слог? Цели: воспроизвести
знания из слогов, в одном из которых есть звук [й’], определять способы переноса слов с буквой «и краткое» |
Словарные слова, толковый словарь, перенос слов, форма слова |
|
|
|
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч) |
|||||||
31 |
1 |
Твёрдые
|
Проблема. Как обозначается на письме твердый и мягкий согласный звук? Цели: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков |
|
|
|
32 |
1 |
Парные твёрдые и мягкие согласные звуки |
Проблема. От чего зависят твердость и мягкость согласных звуков в слове? Цели: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости–мягкос-ти согласных звуках, а также о ро-ли букв е, ё, ю, я в слове, правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки |
Парные
твёрдые |
|
|
|
33 |
1 |
Твёрдые |
Проблема. Чего больше – твердых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки? Цели: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове |
Звуковая запись слова, интонация |
|
|
|
МЯГКИЙ ЗНАК как показатель мягкости согласного звука (3 ч) |
|||||||
34 |
1 |
Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове |
Проблема. Как на письме обозначается мягкость (твердость) согласных звуков? Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и середине слова перед другим согласным, обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком |
Мягкий знак – по-казатель мягкости, кроссворд |
|
|
|
35 |
1 |
Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова |
Проблема. Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме? Цели: развивать умение обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, объяснять правила переноса слов с мягким знаком |
Обозначение мяг-кости согласного на письме, перенос слов |
|
|
|
36 |
1 |
Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений |
Проблема. Как подобрать заголовок к тексту? Цели: учить обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику словами-названиями качеств и свойств человека |
Деформи-рованный текст, порядок предложений в тексте, заголовок, качества человека |
|
|
|
Согласные звонкие и глухие (5 ч) |
|||||||
37 |
1 |
Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова |
Проблема. Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове? Цели: знать способы различения согласных звуков; учить наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки |
Глухие
|
|
|
|
38 |
1 |
Парные звонкие и глухие согласные |
Проблема. Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова? Цели: познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить различать парные звонкие и глухие согласные, наблюдать за произнесением парных звонких согласных в конце слова |
Парные
и звонкие согласные звуки |
|
|
|
39 |
1 |
Особенности проверочных и проверяемых слов для согласных (об-щее представление) |
Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова? Цели: познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, с этимологическим словарем русского языка; учить различать проверочное и проверяемое слова |
Этимологический словарь, проверочные и про-веряемые слова для согласных |
|
|
|
40 |
1 |
Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов |
Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный в конце слов? Цели: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; учить обозначать парный согласный буквой |
Словарные
слова, проверочные |
|
|
|
41 |
1 |
Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов |
Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме? Цели: развивать умение правильно обозначать буквой согласный звук в конце слов; провести наблюдение над правописанием гласных и согласных в одинаковой части однокоренных слов (без введения термина); проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст |
Омофоны, «тире», ди-алог, слова, противоположные по значению, текст |
|
|
|
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч) |
|||||||
42 |
1 |
Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки» |
Проблема. Что такое шипящие согласные звуки? Цели: учить наблюдать особенности произношения шипящих звуков, различать шипящие звуки среди других звуков; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами, умение составлять текст по рисунку и отвечать на вопросы по содержанию рисунка |
Шипящие согласные звуки, сло-варные слова, скороговорка |
|
|
|
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч) |
|||||||
43 |
1 |
Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт |
Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт? Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт; учить правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, чт и с мягким согласным звуком в конце и середине слова перед согласным |
Буквосочетания, рифма, словарные слова |
|
|
|
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч) |
|||||||
44 |
1 |
Правописание слов с сочетаниями жи–ши |
Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить? Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями жи– ши, ча–ща, чу–щу и других изученных правилах письма; объяснять, почему в сочетаниях жи–ши написание гласной и надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями жи–ши |
Буквосочетания, словарные слова, один предмет, много предметов |
|
|
|
45 |
1 |
Правописание слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу |
Проблема. Почему в сочетаниях ча–ща, чу–щу пишутся гласные а, у? Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу, объяснять, почему в этих сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу |
Скороговорка, буквосочетание, предложение |
|
|
|
46 |
1 |
Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант |
Проблема. Какие секреты письма вы для себя открыли? Цели: проверить знания о написании слов с изученными орфограммами; учить составлять текст на определённую лингвистическую тему |
Буквосочетание, звуковой разбор слова, диалог, вежливые слова |
|
|
|
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч) |
|||||||
47 |
1 |
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок |
Проблема. Какие слова надо писать с заглавной буквы? Цели: уточнить и обобщить знания о написании слов с боль-шой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки; учить применять эти знания на практике |
Заглавная буква, фа-милия, имя, отчество, название города, топонимы, словарные слова |
|
|
|
48 |
1 |
Заглавная буква в именах собственных |
Проблема. Что надо знать о написании имён собственных? Как подбирают кличку животному? Цели: развивать умение правильно писать имена собственные, познакомить с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику; учить различать слова-названия животных и слова-клички животных, составлять из предложений текст |
Полное, краткое имя, кличка, геогра-фические названия, омофоны |
|
|
|
49 |
1 |
Заглавная буква в именах собственных. Проект «Сказоч- ная страничка» |
Проблема. Какие секреты вы открыли, изучая тему «Заглавная буква в словах»? Цели: совершенствовать умение писать слова с заглавной буквы, составлять текст по рисунку
|
Заглавная буква, русская народная сказка |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.