Планирование коррекционной работы по постановке звука [р]
Дата проведения |
Этапы работы Темы занятий |
Кол-во занятий |
Содержание коррекционных занятий |
|||||||||||||
Цели и задачи коррекционной работы |
Приемы и средства коррекционной помощи |
Используемый наглядный материал Литература |
||||||||||||||
1. Подготовительный этап Подготовка органов речевого аппарата к постановке звука [р] |
||||||||||||||||
|
1. Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. |
1-7 |
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука Задачи: · Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам. · Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка. · Развивать мелкую моторику рук. · Развивать фонематический слух. · Отрабатывать опорные звуки [д], [с]. |
Виды артикуляционных упражнений: Ø «Чьи зубы чище?» Ø «Лопаточка» Ø «Маляр» Ø «Кто дальше загонит мяч?» Ø «Вкусное варенье» Ø «Индюк» Ø «Гармошка» Ø «Грибок» Ø «Лошадка» Ø «Барабанщик» Ø «Заведи машину» Ø «Останови лошадку» Ø «Пулемет строчит» |
1. Зеркала. 2. Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений. 3. Методические пособия. |
|||||||||||
|
2. Звук. Знакомство со способом образования звуков. |
|||||||||||||||
|
3. Упражнения для мышц кончика языка. |
|||||||||||||||
|
4. Выработка умения придавать языку форму ковшика. |
|||||||||||||||
|
5. Выработка движения кончика языка вверх и его подвижность. |
|||||||||||||||
|
6. Выработка длительной, направленной струи. |
|||||||||||||||
|
7. Отработка подъема языка вверх. |
|||||||||||||||
II. Постановка звука. Постановка звука [р]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный. |
||||||||||||||||
|
1. Воспитание правильного произношения звука [р]. |
4-5 |
Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука. Задачи: · Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата. · Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса. · Выработать вибрацию. · Произносить утрированно звук [р], повышая и понижая голос. · Развивать мелкую моторику рук. · Развивать фонематический слух. · Учиться обозначать звук буквой. · Находить букву –Р- в словах. |
Виды упражнений: Ø Артикуляционные упражнения Ø «Заведи мотор» Ø «Слоговые песенки»
Ворона на воротах.
|
1. Зеркала. 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений. 3. Предметные картинки со звуком [р]. 4. Методические пособия.
|
|||||||||||
|
2. Звук [р]. |
|||||||||||||||
|
3. Звук [р] и буква Р. |
|||||||||||||||
III. Автоматизация звука. Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||||||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в прямых слогах.
|
2-4 |
Задачи: · Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [р] в слоги. · Развивать мелкую моторику рук. · Развивать фонематический слух. · Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением. · Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов. · Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения) · Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте. · Уточнять лексическое значение слов. · Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом. · Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова. · Формировать навыки звукового анализа слова. |
Виды упражнений: Ø «Слоговые песенки» Ø «Подбери слово к схеме» Ø «Половинки» Ø «Раскрась звуковую схему» Ø «Чего не стало?» Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию) Ø «Фотограф» (запомни)
Р-ра, Рара-рарара Р-ра-ро Ра-ру-ры-ро-рэ
Ворота, роза, рыба, рукав.
Рак – это … .
|
1. Зеркала; 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений. 3. Карточки со звукосочетаниями и слогами; 4. Дидактический материал. 5. Методические пособия.
|
|||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в обратных (закрытых) слогах. |
2-4 |
Задачи: · Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением. · Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов. · Уточнять лексическое значение слов с данным слогом. · Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение. · Учить медленно произносить слова с данным слогом. · Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова. · Развивать фонематический слух. · Развивать мелкую моторику рук. · Формировать навыки звукового анализа слова. |
Виды упражнений: Ø «Слоговые песенки» Ø «Подбери слово к схеме» Ø «Половинки» Ø «Раскрась звуковую схему» Ø «Чего не стало?» Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию) Ø «Фотограф» (запомни) Ø «Придумай признак»
Ар-ор-ур-ыр Арра-урру-рыыр Ир-ер-ёр Ер-ер, ер-ёр, ир-ер
Мир, катер, Фёдор, комар. Комар – это … . |
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Карточки со звукосочетаниями и слогами 4. Дидактический материал 5. Методические пособия |
|||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в слогах со стечениями согласных. |
3-5 |
Задачи: · Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением. · Учить произносить (читать) слоги в различных сочетаниях.. · Уточнять лексическое значение слов с данным слогом. · Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение. · Учить медленно произносить слова с данным слогом. · Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова. · Развивать фонематический слух. · Развивать мелкую моторику рук. · Формировать навыки звукового анализа слова.
|
Виды упражнений: Ø «Слоговые песенки» Ø «Подбери слово к схеме» Ø «Половинки» Ø «Новые слова» Ø «Раскрась звуковую схему» Ø «Чего не стало?» Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию) Ø «Фотограф» (запомни)
Тра-тро-тру-тры-трэ Дра-дро-дры-дру-дрэ Пра-про-пру-пры-прэ Бра-бро-бру-бры-брэ Фра-фро-фру-фры-фрэ Вра-вро-вру-вры Кра-кро-кру-кры-крэ Гра-гро-гру-гры
Трава, матросы, дрова, квадраты, правда, пружина, брусника, кобра, Фрося, врунишка, крот, крышка, грабли, груда
Трава – это …. |
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Карточки со звукосочетаниями и слогами 4. Дидактический материал 5. Методические пособия |
|||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в словах. |
1-3 |
Задачи: · Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова. · Учить правильно произносить звук в словах по одному, по два, по три. · Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог. · Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова. · Развивать фонематический слух. · Развивать мелкую моторику рук. · Формировать навыки звукового анализа слова. · Активизировать словарь.
|
Виды упражнений: Ø «Чего не стало?» Ø «Мой, моя, моё» Ø «Подбери слово к схеме» Ø «Раскрась звуковую схему» Ø «Доскажи словечко» Ø «Подбери слова на слоги» Ø «Загадки» Ø «Что делает?» Ø «Живое-неживое» Ø «Один-много» Ø «Четвертый лишний» Ø «Посчитай» Ø «Новые слова» Ø «Подбери слово-предмет к признакам» Ø «Озорные буквы» (сложи слова) Ø «Слово рассыпалось» Ø «Расшифруй слова» Ø «Ребусы» Ø «Кроссворды»
Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, … Рак – это … . |
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Карточки со звукосочетаниями и слогами 4. Дидактический материал 5. Методические пособия |
|||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в предложениях. |
8-10 |
Задачи: · Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений. · Учить произносить предложения отраженно. · Выделять слова со звуком [р] из предложений, находить слоги в слове. · Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения. · Составлять предложения по: а) опорным схемам, б) предметным картинкам, в) сюжетной картине, г) схеме. · Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение. |
Виды упражнений: Ø «Чего не стало?» Ø «Мой, моя, моё» Ø «Подбери слово к схеме» Ø «Доскажи словечко» Ø «Загадки» Ø «Что делает?» Ø «Измени порядок слов в предложении» Ø «Составь предложение» Ø «Вчера, сегодня, завтра» «Исправь предложение»
Юра умеет рубить топором. Шура руки мыла в ручье. Мурка мяукает. Рая пьет кефир. Матрос поднимает трап. Кедры растут в тайге. В магазине продают продукты. Зебра – травоядное животное. Французы живут во Франции. В кружке крыжовник. Дядя Рома умеет играть в разные игры. |
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Сюжетные картинки 4. Карточки с предложениями 5. Дидактический материал 6. Методические пособия
|
|||||||||||
|
Автоматизация звука [р] в связной речи: 1. Звук [р] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках. |
2-5 |
Задачи: · Закреплять навык правильного произношения звука [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста. · Развивать фонематический слух. · Развивать память, мышление, воображение. · Развивать чувство языка. |
Виды упражнений: Ø «Чего не стало?» Ø «Доскажи словечко» Ø «Загадки» Ø «Что делает?» Ø «Измени порядок слов в предложении» Ø «Составь предложение» Ø «Вчера, сегодня, завтра» Ø «Сложи картинку» Ø «Пересказ с картинками» Ø «Рассказчики» Ø «Собери группу» Ø Считалочки Ø Скороговорки Ø «По дорожке» |
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Сюжетные картинки 4. Карточки с предложениями 5. Дидактический материал 6. Методические пособия
|
|||||||||||
|
2. Звук [р] при пересказе текста. |
|||||||||||||||
|
3. Звук [р] при чтении текста. |
|||||||||||||||
|
4. Звук [р] в играх. |
|||||||||||||||
|
5. Звук [р] в спонтанной речи. |
|||||||||||||||
IV. Дифференциация звуков. Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л'] |
||||||||||||||||
|
1. Дифференциация [р - р`] в слогах, в словах. |
1-7 |
Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Задачи: · Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. · Выделять звуки [л], [р], [л`], [р`] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами. · Произносить, читать слоги, слова, предложения, стихи и т.д. · Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану. · Развивать память, мышление, воображение. · Развивать чувство языка. · Расширять словарный запас. |
Виды упражнений: Ø «Загадки» Ø «Четвертый лишний» Ø «Новые слова» Ø «Озорные буквы» (сложи слова) Ø «Слово рассыпалось» Ø «Расшифруй слова» Ø «Ребусы» Ø «Кроссворды» Ø «Доскажи словечко» Ø «Измени порядок слов в предложении» Ø «Составь предложение» Ø «Пересказ с картинками» Ø «Рассказчики» Ø «Собери группу» Ø Скороговорки Ø «По дорожке»
Крыло (р, л), ларёк (л, р) Лара у Вали играет на рояле
|
1. Зеркала 2. Набор фотографий артикуляционных упражнений 3. Сюжетные картинки 4. Карточки с предложениями 5. Дидактический материал 6. Методические пособия 7. Картинки-символы 8. Предметные картинки |
|||||||||||
|
2. Дифференциация [р] – [р`] в словосочетаниях и предложениях. |
|||||||||||||||
|
3. Дифференциация [р] – [р`] при чтении текста и при пересказе. |
|||||||||||||||
|
4. Дифференциация [р] – [р`] в спонтанной речи. |
|||||||||||||||
|
5. Дифференциация [р - л] в слогах, в словах. |
|||||||||||||||
|
6. Дифференциация [р - л] в словосочетаниях, в предложениях. |
|||||||||||||||
|
7. Дифференциация [р - л]в спонтанной речи. |
|||||||||||||||
Методические пособия
1. Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.
2. Громова О.Е. Говорю правильно Р—Р'.
3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.
4. Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.
5. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.
6. Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.
7. Пособие «Логопедическое лото»
8. Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.
9. Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.
10. Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
11. Пособие «Язычок рычит»
12. Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р'.
13. Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р'].
14. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.
15. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.
16. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.
17. Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).
Планирование составлено учителем-дефектологом средней школы №21 г. Гомеля С.С.Сидоровец
Артикуляции звуков [р], [р`]
При произнесении ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край языка передвигается вперед, ближе к верхним резцам.
Рис. Профиль артикуляции звука [р]
Характеристика дефектов произношения звуков [р], [р`]
При устранении этого недостатка логопату надо дать послушать, как звучит [р] и [р`] изолированно, в слогах. Затем предложить воспроизвести [р]. При невозможности воспроизведения правильного звука следует предложить произнести звук при несколько более широко открытом рте. При этом язык обычно автоматически перемещается назад.
При устранении этого недостатка необходимо начать озвончением на основе подражания. Если на основе слухового восприятия [р] не озвончается, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю. Если и это не дает желаемого результата, можно попробовать прием озвончения по аналогии. Предлагается произносить пары глухих и фрикативных согласных: с-з; ш-ж; р-р.
При устранении этого дефекта исходить нужно из фрикативного [р] и проводить работу при помощи описанных ниже приемов.
Звук [р] надо ставить заново.
Звук [р] надо ставить заново.
а) увулярный (язычок). Язык соприкасается своей корневой частью с мягким небом; по средней линии языка остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.
б) велярный (мягкое небо). Оттягиваясь всей массой назад, язык образует более растянутую (вправо и влево) щель. Выдыхаемый воздух, проходя через щель, приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого неба. Именно поэтому слышится хрипящий звук.
Исправляя данный дефект (оба варианта) следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного [р].
При устранении этого дефекта необходимо произносить звук, более широко открывая рот, в результате чего язык оттягивается назад к альвеолам и звук [р] звучит нормально.
Приемы постановки звука [р]
I. По подражанию.
Логопату предлагается послушать, как звучит звук [р], рассмотреть положение и работу языка, обратить внимание на выдыхаемую воздушную струю. При воспроизведении горлового звука сразу отказаться от постановки по подражанию.
II. Способ постановки [р] от верхнего звука [ш].
1. Произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.
2. Приблизить язык к верхним резцам и произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.
3. Включить голос и произнести протяжно звук [ж] (язык у верхних резцов!) с открытым ртом (т.е. получится фрикативный звук [р]).
4. Закрепить фрикативный звук [р].
5. Выработать вибрацию языка.
6. Закрепить (автоматизировать) звук в речи.
III. Способ постановки звука [р] от правильной артикуляции.
1. Просунуть широко распластанный язык между губами, выдыхая воздух по средней линии языка.
2. Поднять язык к верхней губе, выдыхая воздух (если язык не поднимается, можно прибегнуть к механической помощи, т.е. придерживать язык у верхней губы пальцами)
3. Отработать продолжительность и силу выдыхаемой воздушной струи, рот при этом открыт.
4. Перевести язык за верхние резцы, когда рот открыт.
5. Выработать вибрацию языка.
6. Закрепить (автоматизировать) звук в речи.
IV. Способ постановки звука [р] от звуков [т] - [д].
1. При полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол) логопат произносит длинный ряд «д-д-д-д», ускоряя темп и увеличивая напор воздуха.
2. При достаточно быстром темпе и сильном напоре воздушной струи слышится сочетание звуков [тр].
3. Выработать вибрацию языка.
4. Закрепить (автоматизировать) звук в речи.
V. Постановка [р] механическим способом.
Логопату, сидящему с логопедом перед зеркалом, предлагается широко открыть рот, поднять кончик языка за верхние резцы и длительно выдохнуть и произносить звуки [т] или [д].
1. Логопед шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производит частые колебания. Получается рокот, характерный для произношения [р].
2. Логопат ощущает вибрацию языка, запечатлевает ее кинестетически.
3. Воспроизведение вибрации логопатом.
4. Закрепление звука в речи.
Последовательность автоматизации звука [р]
I. Звук [р].
1. Протяжное произнесение звука [р] (изолированное): р-р-р-р…
2. Звук [р] в начальной позиции перед гласными (прямой слог): ра, ро, ру, ры,…
Автоматизация [р] в прямых слогах, в словах с этими слогами (рама, сорока) и в предложениях (Рома бьет в барабан).
3. Звук [р] в обратных слогах: ар, ор, ур, ыр, …
Автоматизация [р] в обратных (закрытых) слогах, в словах с этими слогами (жар, помидор) и в предложениях (В парке новая горка).
4. Звук [р] в слогах со стечениями согласных: тра, фро, бру, гры, …
Автоматизация [р] в словах с этими слогами (брусника, зубры) и в предложениях (У Юры и Веры в доме ковры).
5. Автоматизация звука [р] в словах.
6. Автоматизация звука [р] в словах со стечениями согласных.
7. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях.
8. Автоматизация звука [р] в связной речи: в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках, при пересказе текста, при чтении текста, в играх, в спонтанной речи.
II. Звук [р`] (ставится по подражанию)
Последовательность автоматизации аналогично звуку [р]. Часть детей с недостатком произношения звука [р`] не нуждается в специальной работе по постановке и автоматизации звука. Как правило, и занятий по дифференциации звуков [р] - [р`] им не требуется.
III. Дифференциация звуков [р] - [р`], [л] - [р], [л`] - [р`] .
1. Изолированное произнесение [р], [р`].
2. Дифференциация звуков во всех видах слогов и их сочетаниях.
3. Дифференциация [р] - [р`] в словах и предложениях.
4. Дифференциация [р] - [р`] в связных текстах.
5. Дифференциация изолированных звуков [л] - [р], [л`] - [р`].
6. Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в слогах.
7. Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в словах.
8. Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в предложениях.
9. Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в связных текстах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.