Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
8 кл
14.09.2018
в данном материале представлено планирование факультатива по физике.Здесь можно выбрать нужное для себя и изменить на усмотрение учителя и желания учащихся, какие темы интереснее для учеников и расширения их кругозора. дана пояснительная записка, зачем можно проводить данный факультатив, что потом должны знать дети.
Ученые физики и их открытия.docx
Пояснительная записка к факультативу по физике
В 8 классе.
Ориентационный факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием
программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часов и посвящен
вопросам: вклады некоторых ученых физиков в развитие физики, решение задач, разработка и защита
презентаций. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого рассмотрения
вопросов, связанных с учеными физиками и их вкладом в развитие данной науки. Хотя, на мой взгляд
данный материал способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. Физика –
увлекательная наука и жизнь людей, их судьба, также интересна и разнообразна. Поэтому считаю, что
данный материал является важным и необходимым, чтобы развить интерес и повысить мотивацию у
учащихся при изучении физики. Защита презентаций, которые ребята будут готовить по каждому
разделу, изучение дополнительной литературы, решение необычных задач – все это способствуют
лучшему усвоению науки физики.
Основными задачами курса являются:
раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике;
формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
развитие у учащихся правильно конструировать и защищать свои презентации.
Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа,
рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды
самостоятельной работы (с учебной, научнопопулярной и справочной литературой, просмотр
фильмов и презентаций, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических
материалов), экскурсии и т. д.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование
физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать
различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.
Цели и задачи курса
Создание условий для формирования и развития
у учащихся: интеллектуальных и
практических умений, интереса к изучению физики и проведению защит своих презентаций по
выбранным темам; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих
способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку
зрения. Требования к уровню подготовки
В процессе занятий учащийся приобретает умения:
решать задачи;
наблюдать и изучать явления;
объяснять результаты наблюдений;
презентовать свои материалы;
делать выводы;
участвовать в дискуссиях.
Программа состоит из шести разделов.
I. Тепловые явления.
II. Различные виды сил.
III. Электрические явления.
IV. Звук и звуковые волны
V. Световые явления
VI. Итоговое занятие
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении
собственных презентаций, их правильное оформление и представление на отведенных для этого
занятиях.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
по факультативному курсу
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое
поле, волна, атом, атомное ядро;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная
теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное
расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического
заряда, Ома для участка электрической цепи, ДжоуляЛенца, прямолинейного распространения света,
отражения света; уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение,
испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,
тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на
участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах
(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых
приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в
квартире;
Учебнотематический план
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «Ученые физики и их открытия»
№
п/
п
1. Тепловые явления
2. Различные виды сил
Тема
3. Электрические явления
4. Звук и звуковые волны
5. Световые явления
Количе
ство
часов
7
6
11
3
7
В том числе
теоретическ
ий
4
4
7
2
5
защита
презентаций
3
2
4
1
2 6.
Итоговое занятие
Итого:
1
35
Учебнотематическое планирование
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «Ученые физики и их открытия»
Тема урока
Дата
проведен
Примечание
ия
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
Инструктаж по ТБ. Температура. Измерение температуры.
Тепловые явления.
Цельсий и Фаренгейт. Их вклад и их открытия.
Защита презентаций.
Решение задач по теме: «Температура».
Защита презентаций.
Виды тепловых явлений.
Защита презентаций.
Различные виды сил.
Сила тяжести.
Кто такой Ньютон?
Защита презентаций.
4.
Закон Гука. Сила упругости и сила трения.
5.
6.
Решение задач по теме: «Силы».
Защита презентаций.
Электрические явления.
1.
Электрический заряд. Ученыйфизик Кулон.
2.
3.
Защита презентаций.
Сила тока и напряжение. Ученыефизики Ампер и Вольт. 4.
Построение электрических схем. Защита презентаций.
5.
6.
7.
8.
9.
Электрическое сопротивление.
Защита презентаций.
Экспериментальная работа с физическими приборами.
Определение цены деления.
Закон Ома.
Защита презентаций.
10. Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей».
11.
Решение задач: «Электрические явления»
Звук и звуковые волны
1.
Звук. Звук в различных средах.
2.
Камертон (Дж. Шором), дисковая сирена (Т. Зеебек)
3.
Защита презентаций.
Световые явления.
1.
2.
Свет. Источники света.
Ученый Евклид. Его вклад в развитие физики.
3. Защита презентаций.
4.
5.
6.
7.
Глаз и зрение. Решение задач
Близорукость и дальнозоркость. Очки. Фотоаппарат.
Вклад ученых физиков в развитие оптики.
Защита презентаций.
Итоговое занятие. « Что? Где? Когда?»
Литература.
1. Билимович Б. Ф. «Физические викторины» М. Просвещение, 1977 г.
2. Горев Л. А. «Занимательные опыты по физике» М. Просвещение, 1985 г.
3. Ланге В. Н. «Физические парадоксы и софизмы» М. Просвещение, 1978 г.
4. Перельман Л. И. «Занимательная физика» кн. 1/2 М. Наука, 1979 г./ 1983 г.
5. Перельман Л. И. «Знаете ли вы физику» М. Наука, 1992 г.
6. Перышкин А. В., Чемакин В. П. «Факультативный курс физики. 7 класс» М.
Просвещение, 1980 г. 7. Интернет ресурсы.
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Планирование для факультатива по физике в 8 классе "Ученые и их открытия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.