Планирование
«План-паутинка.
Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми. Однако, ФГОС ДО и личностно-ориентированный подход, требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы. Планирование образовательной деятельности на основе плана-паутинки обеспечивает больше возможностей для творчества, определенную свободу в выборе содержания. Интересы детей соблюдены через трансформирующуюся развивающую среду
Каждый ребенок в группе чувствует себя комфортно и уверенно, проявляет инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Учитываются не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.
Преимущества формата планирования.
Для воспитателя:
· Имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.
· Действует здесь и сейчас, ориентируется не только на свои интересы, но и интересы конкретного ребенка.
· Имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.
· Может легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности с помощью дневника-подсказки.
· Выявляет в процессе совместного составления плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность
Для детей:
· Активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализуют свои интересы и право выбирать.
· Проявляют инициативу, самостоятельность.
· Приобретают опыт работы в команде, развивают коммуникативные навыки, учатся регулировать свое поведение.
· Учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.
· Могут самостоятельно проверить выполнение задуманного.
Алгоритм деятельности воспитателя группы:
Шаг 1. Групповой (утренний) сбор (круг) – дети выбирают темы
Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса.
Время проведения воспитатель планирует самостоятельно, обычно это время перед завтраком или сразу после завтрака.
Воспитатель называет число, месяц, день недели.
Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем-то новом и интересном. Затем дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. Побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает в специальную тетрадь, либо составляет коллаж на ватмане или листе формата А-3,А-4.
Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.
Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:
· что дети уже знают и что хотят узнать;
· какова направленность их интересов;
· чем дети будут заниматься в ближайшее время;
· каких результатов можно ожидать;
· какие материалы понадобятся.
Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.
Шаг 2. Паутинка – педагог оформляет план вместе с детьми
После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними выбранный лист необходимого формата Коллеги, нес разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься. Пример плана-паутинки по теме «Древняя Греция» – на фотографии ниже.
Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели. В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.
Шаг 3. Презентация – педагог показывает, что нового появилось в центрах или предлагает подумать и сказать, что нового появилось сегодня в центрах:
Воспитатель говорит: «Ребята, кто из вас заметил, что изменилось в группе? Что появилось нового? А как вы думаете для чего (почему, зачем) это появилось?
Вы догадались, о чем мы будем говорить на этой неделе с вами? Вы догадались, чем мы будем заниматься с вами, играть с вами сегодня, в течение дня?»
От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, следовательно и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.
Во время презентации воспитатель сообщает дошкольникам, какие именно материалы их ожидают в центрах активности. При этом важно презентовать только новые материалы и не диктовать детям, что с ними делать, а подсказать или пояснить, для чего нужен тот или иной материал.
Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на «чистовик».
План-паутинка служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу в центрах активности на предстоящую неделю. В нем он записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметно-пространственной среды – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом задач всех образовательных областей – это помогает сориентироваться, в каком направлении осуществляется образовательная деятельность с детьми, чтобы расширить их интересы и кругозор.
В течение недели воспитатель может изменять план: увеличивать или уменьшать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний сбор, в вечернее время – вечерний (рефлексивный) круг. Расписание НОД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением музыкальных и физкультурных занятий. Их воспитанники посещают по расписанию.
Вечерний сбор (круг) – в конце дня, перед выходом детей на прогулку, воспитатель вместе с детьми кратко подводит итоги прожитого дня.
Воспитатель дает оценку положительным действиям детей. Особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему их совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность рассказать о себе что-либо хорошее.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы вместе с вами прожили замечательный день. Таня раньше всех закончила рисовать, Костя помог Оле застегнуть куртку перед прогулкой…» и т.п. Что еще хорошего мы с вами совершили в течение дня, кто заметил?
Кто хочет сказать?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.