Планируем по новому
Оценка 5

Планируем по новому

Оценка 5
docx
19.03.2023
Планируем по новому
Планирование - паутинка.docx

Планирование

 «План-паутинка.

 

Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми. Однако, ФГОС ДО и личностно-ориентированный подход, требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы. Планирование образовательной деятельности на основе плана-паутинки обеспечивает  больше возможностей для творчества, определенную свободу  в выборе содержания. Интересы детей соблюдены через  трансформирующуюся  развивающую  среду

Каждый  ребенок в группе чувствует  себя комфортно и уверенно, проявляет  инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Учитываются  не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.

Преимущества формата планирования.

Для воспитателя:

·       Имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.

·       Действует здесь и сейчас, ориентируется не только на свои интересы, но и интересы конкретного ребенка.

·       Имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.

·       Может легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности с помощью дневника-подсказки.

·       Выявляет в процессе совместного составления плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность

Для детей:

·       Активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализуют свои интересы и право выбирать.

·       Проявляют инициативу, самостоятельность.

·       Приобретают опыт работы в команде, развивают коммуникативные навыки, учатся регулировать свое поведение.

·       Учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.

·       Могут самостоятельно проверить выполнение задуманного.

Алгоритм деятельности воспитателя группы:

Шаг 1. Групповой (утренний)  сбор (круг)  – дети выбирают темы

Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса.

Время проведения воспитатель планирует самостоятельно, обычно это время перед завтраком или сразу после завтрака.

Воспитатель называет число, месяц, день недели. 

Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или  о чем-то новом и интересном. Затем дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. Побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает в специальную тетрадь, либо составляет коллаж на ватмане или листе формата  А-3,А-4.

Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.

Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:

·  что дети уже знают и что хотят узнать;

·  какова направленность их интересов;

·  чем дети будут заниматься в ближайшее время;

·  каких результатов можно ожидать;

·  какие материалы понадобятся.

Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

Шаг 2. Паутинка – педагог оформляет план вместе с детьми

После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними  выбранный лист необходимого формата Коллеги, нес разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься. Пример плана-паутинки по теме «Древняя Греция» – на фотографии ниже.

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели. В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.

Шаг 3. Презентация – педагог показывает, что нового появилось в центрах или предлагает подумать и сказать, что нового появилось сегодня в центрах:

Воспитатель говорит: «Ребята, кто из вас заметил, что изменилось в группе? Что появилось нового? А как вы думаете для чего (почему, зачем)  это появилось?

Вы догадались, о чем мы будем говорить на этой неделе с вами? Вы догадались, чем мы будем заниматься с вами, играть с вами сегодня, в течение дня?»

От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, следовательно и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.

Во время презентации воспитатель сообщает дошкольникам, какие именно материалы их ожидают в центрах активности. При этом важно презентовать только новые материалы и не диктовать детям, что с ними делать, а подсказать или пояснить, для чего нужен тот или иной материал.

Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на  «чистовик».

План-паутинка служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу в центрах активности на предстоящую неделю. В нем он записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметно-пространственной среды – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом задач всех образовательных областей – это помогает сориентироваться, в каком направлении осуществляется  образовательная  деятельность с детьми, чтобы расширить их интересы и кругозор.

В течение недели воспитатель может изменять план: увеличивать или уменьшать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний сбор, в вечернее время – вечерний (рефлексивный) круг. Расписание НОД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением музыкальных и физкультурных занятий. Их воспитанники посещают по расписанию.

Вечерний  сбор (круг) – в конце дня, перед выходом детей на прогулку, воспитатель вместе с детьми кратко подводит итоги прожитого дня.

Воспитатель дает оценку положительным  действиям детей. Особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему их совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность рассказать  о себе что-либо хорошее.

Воспитатель говорит: «Сегодня мы вместе с вами прожили замечательный день. Таня  раньше всех закончила рисовать, Костя помог Оле застегнуть куртку перед прогулкой…» и т.п. Что еще хорошего мы с вами совершили в течение дня, кто заметил?

Кто хочет сказать?


 

Скачано с www.znanio.ru

Планирование «План-паутинка

Планирование «План-паутинка

Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?»

Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?»

Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на «чистовик»

Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на «чистовик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023