Плавление
Оценка 5

Плавление

Оценка 5
doc
25.01.2020
Плавление
плал и кристаа.doc

Урок в 8 классе

 Тема Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация»”.

Цели урока:

Образовательные:

способствовать развитию  навыков решения задач и упражнений, развивать логическое мышление; повторение теории по теме “ Плавление и кристаллизация”;

Развивающие:

Развивать культуру общения и культуру ответа на вопрос; развивать познавательный интерес; физическое представление окружающего нас мира; повышать познавательную активность у учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, ответственность за принятое решение.

Цели педагога:  способствовать развитию  навыков решения задач и упражнений, развивать логическое мышление.

Цели ученика:  развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.

Формируемые УУД

Регулятивные: определять цель, тему урока, проблему, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные: работать по обсуждению информации, планировать сотрудничество с учителем, групповая работа по обсуждению информации.

Личностные: нравственно-этическое оценивание. Умение адекватно оценивать себя и других.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь отвечать на вопросы и решать задачи по данной теме.

Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, видеть различные способы решения задачи.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Ход урока.

План урока:

1.                  Организационный момент – 2мин

2.                  Актуализация знаний и изучение нового материала - 18мин

3.                  Закрепление – 10мин

4.                  Итоги урока и выставление оценок – 10мин

5.                  Домашнее задание – 3мин

6.                  Рефлексия – 2 мин

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний и изучение нового материала

Учитель: Только у воды, но и у любого другого вещества есть три состояния. Как называют эти состояния?

Ученики: Их называют агрегатными состояниями.

Происходить игра с картинками, на которых изображены физические величины.

Во время показа картинки с изображением λ(удельной теплоты плавления):

Учитель: а что изображено на этой картинке?

Ученики: удельной теплоты плавления.

Учитель: давайте скажем, а что такое плавление?

Ученики: процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

Учитель: верно! Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. 

Учитель: молодцы. Рассмотрим процесс плавления с помощью фрагмента. Ваша задача – обратить внимание, меняется ли температура в течение этого процесса.

Ученики: Температура в процессе плавления не меняется.

Учитель: А что же такое температура плавления давайте найдем в учебниках на стр.146?

Ученики: Температура, при которой вещество плавится называется температура плавления. 

Учитель: Верно. А как вы думаете, возможен ли обратный переход вещества из жидкого состояния в твердое?

Ученики: да.

Учитель: Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется отвердеванием, или кристаллизацией (записали)

Учитель: Рассмотрим  и этот процесс  с помощью видео. Менялась ли температура в течение всего процесса отвердевания?

Ученики: Температура в процессе отвердевания не менялась.

Учитель: Запомним, что в процессе плавления и отвердевания температура вещества не меняется.  Значит, температура плавления – это температура, выше которой вещество в твердом состоянии находиться не может. Посмотрите в таблице температур, которая у вас на столах и ответьте мне на вопросы:

1)Какое из веществ, указанных в таблице, имеет наиболее высокую температуру плавления? (Вольфрам)

2)Какая температура плавления алюминия? (660)

3)Какая температура плавления меди? (1083)

4)Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? (нет)

5) Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? (железо, платина, чугун)

6)В каком состоянии( твердом или жидком) находится серебро и вольфрам при температуре 1000°С?( серебро – жидкое, вольфрам – твердое).

Откроем свои учебники на стр146 и рассмотрим графики. Первый график характерен для плавления или кристаллизации?

Ученики: плавление, а второй для кристаллизации.

Учитель: С помощью графика (слайд 7) рассмотрим процесс перехода льда из твердого состояния в жидкое.
            Наблюдение за процессом началось с того момента, когда температура льда была –20оС. При дальнейшем нагревании температура льда росла до тех пор, пока не достигла 0оС. В этот момент лед начал плавиться, а его температура перестала расти. В течение всего времени плавления температура льда не менялась, хотя ему продолжали сообщать энергию. 
При достижении 20оС веществу перестали сообщать энергию: вода стала охлаждаться, и при 0оС начался процесс кристаллизации воды. В течение всего времени отвердевания температура вещества снова не менялась. Также из графика видно, что температура плавления равна температуре кристаллизации.

Ребята, существует такая легенда:

Молодой бизнесмен купил по низкой цене в Африке контейнер ртутных термометров и решил получить большие деньги, продав эти термометры в Норильске, где, как он слышал, очень нуждаются зимой в термометрах для  каждодневного определения температуры наружного воздуха. Приехав в Норильск, он получил контейнер  и решил в течение недели распродать все ртутные термометры по организациям.

Как вы думаете, получил он деньги?

Ученики: говорят свои варианты.

Учитель: когда он распечатал содержимое контейнера, он обнаружил, что практически разорен. Температура в Норильске была в этот  зимний день минус 45 градусов.

Он обнаружил, что  ртутные термометры  всего контейнера лопнули.

Как вы думаете почему?

Ученики: (если ученикам тяжело дать ответ на вопрос учитель дает подсказку используя таблицу) Ртуть при минус 39 градусах замерзла и стеклянные трубочки с замерзшей ртутью лопнули.

Учитель: а из какой жидкости тогда можно сделать термометр для таких низких температур?

Ученики: спирт.

Учитель: Изучая плавление различных веществ одной и той же массы, можно заметить, что для превращения их в жидкость требуется разное количество теплоты. Например, для того чтобы расплавить 1 кг льда, взятого при температуре 0 градусов,  нужно затратить 333  кДж энергии. А для того чтобы расплавить брусок из свинца массой 1 кг сколько нужно затратить энергии? Давайте посмотрим в таблицу.

Ученики:  25 кДж.

3. Закрепление

1. Учитель: Давайте посмотрим на листики которые у вас на столах.

На рисунке изображен график изменения температуры нафталина.

а) Какому состоянию нафталина соответствует отрезок графика ВС?(нагревания)

б) Сколько продолжалось нагревания жидкого нафталина? (3минуты)

в) До какой температуры нагрели нафталин?(110градусов)

 2. Посмотрим на второй рисунок. На нем изображен график изменения температуры олова.

а) Как изменяется температура олова на участках АВ, ВС и СD?( повышалась, не менялась, повышалась)

б) Какому состоянию олова соответствует отрезок графика ВС?(плавление олова)

3. У вас на листах написано условие задачи,  решим ее

Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,8кг алюминия, взятого при температуре плавления?

Дано: алюминий

m – масса = 0,8 кг

λ – удельная теплота 
плавления алюминия = 
= 391 кДж/кг= 391 000 Дж/кг.

Решение:

Из таблицы, в которой указаны температуры плавления разных веществ, видим, что температура плавления алюминия равна 660 °С. Значит, алюминий взят при температуре плавления, поэтому задача решается в одно действие:

= λ · m = 391 Дж/кг · 0,8 кг =

= 312 800 Дж.

Ответ: Q = 135 000 Дж тепла.

 

4. решим задачи. Условия задач на листике. (для проверки пометятся тетрадками.)

4.  Итоги урока

– Что вы сегодня изучали на уроке?

- Какую новую физическую величину изучили?

- Какие единицы измерения удельной теплоты плавления вещества?

- Какую новую формулу сегодня изучили?

 - Давайте посмотрим в наши стаканчики. Что там изменилось с начала урока?

- Что же называется плавлением?

-Какая температура плавления льда?

- Что это такое?  (демонстрация парафина)

 - Какая температура плавления парафина?

-Если температура парафина будет 15 градусов, в каком он будет агрегатном состоянии?

- Если температура парафина будет 48 градусов, в каком он будет агрегатном состоянии?

– Выставление оценок за работу на уроке

5.Домашнее задание

 §33 прочитать, ответить на вопросы на стр.147

Задача: Какое количество теплоты необходимо для плавления 7 кг меди, взятой при температуре плавления? Начертите график зависимости температуры меди от времени.

*Дополнительное задание: Используя полученные знания на уроке создайте кроссворд. 

6. Рефлексия

- Все ли понятно с урока или остались вопросы?

-Что трудного было..

Что запомнилось..

Спасибо, урок окончен.


Скачано с www.znanio.ru

Урок в 8 классе Тема Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация» ”

Урок в 8 классе Тема Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация» ”

Ученики: удельной теплоты плавления

Ученики: удельной теплоты плавления

Учитель: С помощью графика (слайд 7) рассмотрим процесс перехода льда из твердого состояния в жидкое

Учитель: С помощью графика (слайд 7) рассмотрим процесс перехода льда из твердого состояния в жидкое

Ученики: 25 кДж. 3. Закрепление 1

Ученики: 25 кДж. 3. Закрепление 1

Что это такое? (демонстрация парафина) -

Что это такое? (демонстрация парафина) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020