Раздел долгосрочного плана: Агрегатные состояния вещества |
Школа: |
|
Дата: |
ФИО учителя: |
|
Класс: |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
Тема урока |
Плавление и кристаллизация твердых тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления |
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
ü описывать переход из твердого состояния вещества в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; ü применять формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач; ü анализировать графики зависимость температуры от времени при плавлении и кристаллизации тел. |
|
Цели урока |
Все учащиеся смогут описывать переход из твердого состояния вещества в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории. Большинство учащихся смогут применить формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач. Некоторые учащиеся смогут решить задачи на графики зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации тел. |
|
Критерии оценивания |
Учащиеся: ü знают определение температуры плавления и отвердевания кристаллических тел; ü применяют формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач. ü различают график плавления от графика отвердевания кристаллических тел; ü объясняют значение удельной теплоты плавления веществ. |
|
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: температура плавления, температура отвердевания/кристализации, удельная теплота плавления, кристаллические и аморфные тела. Полезные выражения для диалогов и письма: При переходе 1 кг вещества из твердого состояния в жидкое поглощается количество теплоты, численно равное удельной теплоте плавления, и ровно столько же выделяется при его переходе из жидкого состояния в твердое. Температуры плавления и кристаллизации для данного вещества одинаковы. Удельная теплота плавления у разных веществ различная.
|
|
Привитие ценностей
|
Привитие ценностей осуществляется посредством/через решение качественных, расчетных и графических задач. |
|
Межпредметные связи |
Из курса химии учащимся знакомы фазовые переходы вещества. |
|
Предварительные знания
|
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах |
|
Ход урока |
||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
0-10 мин
|
Повторение пройденной темы. 1. При сжигании дров выделяется такое же количество теплоты, что и при сжигании природного газа. Сравните во сколько раз масса дров больше массы природного газа. 2. Рассчитать количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 0,5 литров спирта. 3. Вычислите какую массу воды можно нагреть от температуры 30 0С до кипения за счет тепла, полученного при сжигании каменного угля массой 5 кг. |
Генденштейн Л.Э Физика 8 класс: задачник для общеобразовательных учреждений |
10-12 мин
12-14 мин
14-24 мин
24-30 мин
30-38 мин
|
Вызов. Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить серебро? свинец? Дайте аргументированный ответ. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: ü описывать переход из твердого состояния вещества в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; ü применять формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач; ü анализировать графики зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации кристаллических тел. Объяснение новой темы начинается с рассмотреть видеоролика «Плавление и отвердевание тел»https://www.youtube.com/watch?v=NfqVlK9otBc и обсуждения следующих вопросов: 1. Объясните на основании молекулярно-кинетической теории, почему у тела не повышается температура в момент плавления и кристаллизации. Ответ: Во время плавления кристаллического тела вся подводимая к телу энергия идет на разрыв связей между атомами, т. е. на разрушение кристаллической решетки, поэтому температура не растет. При кристаллизации решетка восстанавливается и энергия освобождается. 2. Почему зимой птицы садятся на лед, покрывающий реки и озера? Ответ: При отвердевании лед выделяет тепло и воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, птицы этим пользуются. 3. Какое вещество больше всего поглощает энергию при плавлении и выделяет при отвердевании? Ответ: количество теплоты при плавлении и отвердевании зависит от удельной теплоты плавления. Рассмотреть графики плавления и отвердевания тел. Ответьте на вопросы: 1. Какова начальная температура тела? 2. Какой процесс на графике характеризует отрезки АБ, БВ и ВГ? 3. При какой температуре начался процесс плавления? отвердевания? 4. Сколько времени тело нагревалось? плавилось? 5. Сколько времени тело охлаждалось? отвердевалось? Тренировочные задания Менее способные учащиеся выполняют следующие задания: 6.20 Какова масса серебряного слитка, который можно расплавить при температуре плавления, передав ему количество теплоты 29 кДж? 6.21 Какое количество теплоты надо передать свинцовому бруску массой 2 кг, взятому при температуре 270С, чтобы расплавить его? Более способные учащиеся решают задачу: 1. Литровую кастрюлю, полностью заполненную водой, из комнаты вынесли на мороз. Зависимость температуры воды от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты выделилось при кристаллизации и охлаждении льда?
Удельную теплоту плавления льда считать равной 330 кДж/кг. https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=9
2. Сколько теплоты потребуется, чтобы расплавить лед массой m = 3,0 кг, находящийся при температуре t = −10 °С? Постройте график зависимости количества подводимой для этого теплоты Q от температуры t вещества. |
Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 6-7
Генденштейн Л.Э Физика 8 класс: задачник для общеобразовательных учреждений
|
38-40 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.