Плоские черки

  • pptx
  • 24.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по ФГОС 7 класс Плоские черви.pptx

1 этап. Организационный этап урока.

Какие сложности возникли в ходе выполнения домашнего задания?

2 этап. Проверка домашнего задания.

Рисунок 1. Внешнее строение гидры

1

2

3

4

5

5

6

6

2

3 этап. Актуализация знаний

Царство:
Подцарство:
Тип:
Класс:
Отряд:
Представитель:

Какова роль кишечнополостных в природе?

4 этап. Постановка цели и задач урока.

Рассмотрите иллюстрации животных на слайде. Кто лишний?

А

Б

В

Проблемный вопрос урока

Мясо — источник железа, важного компонента гемоглобина, участвующего в транспортировке кислорода в организме. Железо из мяса усваивается гораздо лучше, чем железо растительного происхождения.
Ученые выяснили, что употребление мяса, а значит, и большого количества белка, помогает укротить аппетит, дает чувство насыщения надолго, а также ускоряет метаболизм.



Почему необходимо хорошо прожаривать мясо перед его употреблением?

Прочитайте текст!

Цель урока - изучение представителей типа "Плоские черви".

Автор составитель: Сараева Диана Владимировна.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления знаний).

Представители плоских червей

Класс: Ресничные черви.
Представитель: Молочно-белая планария.

Класс: Сосальщики.
Представитель: Печёночный сосальщик.

Класс: Ленточные черви.
Представитель: Бычий цепень.

У гидры радиальная симметрия тела

Внутренне строение плоских червей

Нервная система плоских червей в сравнении с кишечнополостными

Жизненные циклы паразитических червей

Класс Сосальщики

Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщика осуществляется с чередованием поколений: то паразитирование в различных хозяевах, то свободный образ жизни.

Цикл развития печеночного сосальщика


Промежуточный хозяин
Окончательный (Основной) хозяин

Жизненный цикл бычьего цепня

4 этап. Применение и добывание знаний

Используя страницы параграфа "Тип плоские черви" и "Разнообразие плоских червей" заполните таблицу.

Тип

Класс

Представители

Среда обитания

Симметрия тела

Полость тела

Кожно-мускульный мешок

Нервная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Система органов размножения

Вывод:

Тип плоские черви представлен тремя классами: ресничные черви - наиболее высокоорганизованные, свободноживущие формы, ленточные черви и сосальщики - ведут паразитический образ жизни. Плоские черви могут полноправно называться трехслойными животными.

В отличие от кишечнополостных (двухслойных, у которых есть только эктодерма и энтодерма), у плоских червей, между эктодермой и энтодермой возникает третий зародышевый листок - мезодерма (от греч. mesos - средний + derma - кожа).

5 этап. Рефлексия (по типу дебрифинг - разбор)

1. Как я реагировал на предложенные задания?







1. Мне понравились задания, они легко выполнимы. Я доволен уроком.

3. Задания были сложными, я не смог их выполнить. Тема урока сложна для понимания.

2. Задания понятными, но сложными к выполнению. В целом тема урока понятна.

Рефлексия (по типу дебрифинг - разбор)

2) Из каких отдельных действий состояло решение задачи поставленной в ходе выполнения предложенных заданий?

1.

2.

3.

Рефлексия (по типу дебрифинг - разбор)

3) Какие примеры из опыта вспоминаются, как я могу применять полученные знания в жизни?

Домашнее задание

П. Плоские и Круглые черви прочитать, устно ответить на вопросы. Знать отличие плоских червей от круглых, какие системы органов присутствуют.

1 этап. Организационный этап урока.

Какие сложности возникли в ходе выполнения домашнего задания?

Общая характеристика типа


Все плоские черви – паразиты.
У плоских червей трехслойное тело.
Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела.
Промежутки между органами у плоских червей заполнены жидкостью.
Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему.
Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
Выделительная система плоских червей представлена почками.
Нервная система плоских червей – диффузная.
В основном плоские черви – гермафродиты.



Представители плоских червей

Класс:
Представитель:

Класс:
Представитель:

Класс:
Представитель:

3) появление в процессе развития третьего зародышевого листка (мезодермы), закладывающегося между экто- и энтодермой; это привело к развитию мышечной системы а значит, к увеличению двигательной активности;

4) наличие кожно-мускульного мешка, т. е. стенки тела, образованной кожным эпителием и мышцами, которые представляют собой обособленные образования.

энтодерма

мезодерма

эктодерма

Признаки плоских червей, характерные для всех классов червей.

наличие переднего конца тела, с расположенными на нем основными органами чувств: зрения, осязания, обоняния и др., что позволяет этим животным лучше ориентироваться в пространстве и совершать направленные движения.

....... симметрия тела;

Системы органов плоских червей

Планарии — гермафродиты, т. е. одна и та же особь несет как мужские, так и женские половые органы.
Основной способ размножения — половой.
Оплодотворение у планарий перекрестное.

Половая система

мужская половая система.

мужская половая система.

женская половая
система.

Органы дыхания.
Специальные органы дыхания отсутствуют. Свободноживущие черви и эктопаразиты дышат через покровы, эндопаразиты, живущие в среде бедной кислородом, получают энергию за счет гликолиза.
Кровеносная система
отсутствует. Кишечник у подавляющего большинства червей сильно разветвлен, питательные вещества из стенок кишечника диффундируют по тканевой жидкости в клетки органов.

Нервная система напоминает решетку. Состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками.
Обычно особого развития достигают два продольных ствола. Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих. Некоторые имеют органы равновесия — статоцисты, почти всегда имеются глаза. Есть рецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

Мозговой ганглий

нервные стволы,

кольцевые перемычки

Какие утверждения не правильные?

1. Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни.
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям.
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается.
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
6. Им можно заразиться через не мытые руки.

Верны ли следующие утверждения?

А. Выделительные функции в организме планарии осуществляет система канальцев.
Б. Плоские черви имеют замкнутую кровеносную систему.

Выбрать верный ответ

Нервная система у плоских червей:
отсутствует;
диффузного типа;
в форме нервной трубки;
лестничного типа (ортогон).

Постановка цели и задач урока

А

Б

В

Рассмотрите иллюстрации животных на слайде. Кто лишний?

Тип Круглые черви

Общая характеристика

Около 20 тыс. видов.
Обитают в водной, почвенной и организменной средах; ведут свободноживущий и паразитический образ жизни.
Трехслойные; двустороннесимметричные; вытянутые, в поперечном сечении круглые; тело покрыто кутикулой; на переднем конце – ротовое отверстие, на заднем – анальное отверстие.
4. Тело покрыто кожно-мускульным мешком. Кожно-мускульный мешок состоит из продольных мышц.
5. Внутри – полость тела, заполненная жидкостью.

Основной представитель

Аскарида человеческая

Внутреннее строение

Внутреннее строение

1 – многослойная кутикула
2 – продольные мышцы

3 –яичник

4 – стенка кишки
5 – просвет кишки
6 – полость тела

1

2

3

4

5

6

Жизненный цикл

Приспособления к паразитическому образу жизни:

Огромная плодовитость (несколько сотен тысяч яиц в сутки)
Сложный жизненный цикл
Отсутствие органов пищеварения (иногда)
Гермафродиты

Независимо от присутствия самцов, самка ежедневно откладывает в кишечнике до 200 тысяч (!) яиц, оплодотворенных или неоплодотворенных.

В почве яйца могут сохраняться до 20 и более лет.

5 этап. Рефлексия (по типу дебрифинг - разбор)

1. Как я реагировал на предложенные задания?







1. Мне понравились задания, они легко выполнимы. Я доволен уроком.

3. Задания были сложными, я не смог их выполнить. Тема урока сложна для понимания.

2. Задания понятными, но сложными к выполнению. В целом тема урока понятна.

Рефлексия (по типу дебрифинг - разбор)

2) Из каких отдельных действий состояло решение задачи поставленной в ходе выполнения предложенных заданий?

1.

2.

3.