Плотность

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде: Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока по теме « Плотность» Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организацио нный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивационн ый Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде: Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много – Сколько нужно – в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, Оглядел со всех сторон: Чистым золотом сверкает… Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро, А того и хуже – медь (Если совесть не иметь)…И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Сиракузец Гиерон. И позвал он Архимеда… Началась у них беседа. Гиерон: Вот корона, Архимед. Золотая или нет? Архимед: Чистым золотом сверкает. Гиерон: Но ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже – медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что–то: Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить… Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем. Ответьте на такие вопросы: 1. Из чего состоят все вещества? 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга? 4. Как определить объем тела правильной формы; 2 Актуализация знаний Дискутируют, выдвигают гипотезы Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друганеправильной формы? 5.Какими способами можно определить массу тела? 6. Что тяжелее атом или молекула? 1. 7.Найдите ошибки в мензурках. 3. 4. 8. Имеются две банки: с керосином и молоком.  Сравните массы этих веществ. 4. 9.Два одинаковых ящика заполнены дробью: в одном крупная, другом – мелкая. Сравните массы этих ящиков. Изучение нового материала Посмотрите на доску и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке. - Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет. - Тела, имеющие одинаковые 3Какой вывод можно сделать? Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ . Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок на доске и сделайте вывод. А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются? Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме? Отчего зависят различия веществ? Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов. 4 объемы, имеют разные массы - У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем. - Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними. Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – - Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно. - От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы. Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотностьЗапишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества. Постараемся выполнить его. От чего зависит плотность вещества? вещества. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения 6. Типичный признак Давайте запишем физический смысл плотности вещества: Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой. Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую 5информацию в учебнике стр. 60 – 62 Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз? Следовательно, что специфично для плотности вещества? Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод. Первичное закрепление знаний Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Физкультмин утка Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, 6 Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности? - Плотность будет одинаковая. - Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. - Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради. Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод. - Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз). Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук). Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы: 1. Что показывает плотность вещества? 2. От чего зависит плотность вещества? 3. Какими способами можно определить плотность вещества? 4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? Закрепление Откройте стр. 63 – 64 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3? Зависит ли плотность воды от её объёма? Одинакова ли плотность льда, воды и пара. Сделайте вывод. - Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. - В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием. - Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 - Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения Решают задачи в тетради. Сравнивают проделанную 7работу в парах. Делают выводы. Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске. Задача. Башня плотности. Башня плотности Различные вещества могут плавать на поверхности жидкости или  тонуть в ней в зависимости от плотности. Так посмотрев на  таблицу можно составить башню плотности. И это будет не  просто многослойная жидкость, а в каждом слое будет находится небольшой предмет. Вот это уже здорово и необычно Для опыта  понадобятся: стакан, мед, вода, масло, спирт, шуруп,  виноградина, кусочек свечки, пробка. В высокий стакан наливаем мед. В воду добавляем пищевой краситель. После меда наливаем  воду. Далее в стакан отправляется масло, а затем спирт.. Итак,  жидкости расположились в стакане слоями. Теперь аккуратно  опускаем в стакан шуруп, он опускается в медовый слой, потому  что плотность шурупа самая высокая из всех жидкостей в  стакане... Виноградина оказалась в слое воды, а скорее легла на  слой меда. Кусочек свечки задержался между маслом и спиртом,  а пробка плавала на поверхности спирта. Плотность пробки  оказалось самой маленькой. В этом и других наших  опытах, основанных на различных плотностях жидкостей, легко  8Например, заметить слои. Это интересно. Ребята, как вы думаете для чего нам нужно знать плотность вещества? Знание плотности – это очень необходимое знание в окружающем нас мире. Потому что понадобятся нам знания о плотности веществ и в машиностроении, и в сельском хозяйстве, и строительстве. раньше корпусы самолетов делали из алюминия и стали, а сейчас эти материалы заменены на более легкие сплавы из титана. Что получается? Масса самолета уменьшается, а значит, он может поднять на борт больше груза, больше горючего. Знание о плотности необходимо нам и в сельском хозяйстве. Ведь плотность почвы может быть совершенно различна. Если плотность почвы большая, то земля будет очень плотной, будет сильно промерзать в зимнее время года. При распашке земля будет разваливаться большими комками, и тогда на такой почве растения будут плохо расти. Если же плотность почвы низкая, то вода, которой мы будем поливать почву, будет быстро просачиваться, и деревья и другие растения будут достаточно плохо расти. Поэтому агрономам необходимо знать о почве как можно больше, и о плотности почвы в частности. Рефлексия Рефлексия содержания учебного материала: Вставьте пропущенные слова: «Чтобы …(плотность) получить, На … (объем) 9Надо … (массу) разделить». Заполните кроссворд, определите ключевое слово 1 . 2 . 3 . 6 . 4. 5 . 7 . По горизонтали: 1.»Маленькая масса» 2.Быстрота движения 3.Единица перемещения 104.Явление сохранения скорости тела или его покоя 5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки 6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах 7.Прибор для измерения температуры По вертикали – ключевое слово: Величина, численно равная массе единицы объема Взаимопроверка: п м о л е к у л а с к о р о с т ь м е т р и н е р ц и я о б ъ ё м м а с с а т е р м о м е т р ь 11Домашнее задание Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я…» «Мы…» «Дело…» Рефлексия чувств, настроения, эмоций: Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему? Домашнее задание разделено на три вида. Выбор типа д\з остается за учеником. § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3) § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр» § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара- песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы. Спасибо за урок! Удачи! 1213