СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
8 |
4 условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03. Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка), едина для всех форм обучения в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы
ПК 3.2 Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем
ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом.
ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем.
Программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности Право и организация социального обеспечения, а также при их специализации и аттестации.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проводить анализ правовых актов на основе использования информационных справочно- правовых систем;
- составления и оформления организационно-распорядительных и процессуальных документов с использованием информационных справочно- правовых систем;
- общения с гражданами по оказанию первой помощи с целью восстановления имущественных прав;
- информирование граждан и должностных лиц об изменениях в законодательстве;
- владение правовыми формами и способами защиты жилищных прав и интересов;
- разрешения правовых проблем и коллизий в области жилищного законодательства
уметь:
-осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов;
-пользоваться нормативными правовыми актами при разрешении практических ситуаций;
-анализировать различные практические ситуации, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по применению нормативных правовых актов, используя информационные справочно-правовые системы;
-составлять и оформлять организационно-распорядительные и процессуальные документы, используя информационные справочно-правовые системы;
-оказывать правовую помощь гражданам с целью восстановления нарушенных прав,
-используя информационные справочно-правовые системы;
-логично и грамотно излагать свою точку зрения по государственно-правовой тематике;
-информировать граждан и должностных лиц об изменениях в законодательстве;
-толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения договоров, оформления иных сделок, оценке их исполнения, предъявления претензий и исков;
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства;
- состав и виды правонарушений;
- основания и виды юридической ответственности;
- формы и способы защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц;
- структуру и порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления;
- кратко, логично и аргументированно излагать материал в выпускной квалификационной работе;
- место и роль института социального жилья в системе норм, регулирующих решение жилищного вопроса в РФ;
- природу отношений, возникающих по поводу предоставления и использования социального жилья в РФ;
- роль государства в решении жилищного вопроса в РФ;
- основные направления государственной политики в области социального жилья в РФ;
- понятие и классификацию жилищного фонда, жилых помещений;
- формы социального жилья, порядок и условия предоставления социального жилья в РФ.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 373 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 249 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 124 часа;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. РезультатЫ освоения профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, в том числе, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 3.1. |
Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы |
ПК 3.2. |
Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. |
ПК 3.3. |
Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем |
ПК 3.4. |
Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом. |
ПК 3.5. |
Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 03. Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
|||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
ПК 3.1-3.5 |
Раздел 1. Обеспечение защиты прав и свобод граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
283 |
189 |
62 |
- |
94 |
- |
|
- |
|
ПК 3.1- 3.5 |
Раздел 2. Социальная защита в жилищной сфере |
90 |
60 |
20 |
|
30 |
|
|
|
|
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
72 |
|
- |
72 |
|||||
|
Всего: |
445 |
249 |
82 |
- |
124 |
- |
- |
72 |
|
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03. Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ПМ 03. Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|
|
|
|
МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан |
|
287 |
|
|
Раздел 1. Конституционно-правовые положения личности |
170 |
|
||
Тема 1.1. Введение в курс |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Цель, место и задачи дисциплины для подготовки специалиста социально-правовой сферы |
|||
2. |
Связь дисциплины «Осуществление защиты прав граждан» с отраслями права |
|||
3. |
Основные понятия, изучаемые в МДК 03.01. «Осуществление защиты прав |
|||
Тема 1.2. Основные положения Конституции Российской Федерации, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Учение о свободе. |
|||
2. |
История идеи прав и свобод человека. |
|||
3. |
Перспективы формирования социального государства в России. |
|||
4. |
Понятие и формы защиты прав и свобод человека и гражданина. |
|||
5. |
Природа конституционных прав и свобод. |
|||
6. |
Классификация прав и свобод. |
|||
7. |
Формы государства |
|||
8. |
Влияние международного права на российское конституционное право. |
|||
9. |
Формы правления заграницей |
|||
10. |
Формы государственно-территориального устройства заграницей |
|||
Практическая работа № 1 Формы государства |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 Подготовка доклада по теме: «История развития Конституции в России» |
3 |
|
||
Тема 1.3. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации |
Содержание |
2 |
|
|
1. |
Основные положения Конституции РФ, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина. |
|||
2. |
Правоспособность и дееспособность граждан РФ. |
|||
Практическая работа №2 Конституция как особый юридический документ |
2 |
|
||
Практическая работа № 3 Правовая сущность конституционных прав и свобод человека и гражданина |
2 |
|
||
Практическая работа № 4 Правоспособность и дееспособность граждан РФ |
4 |
|
||
Тема 1.4 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" |
|||
Практическая работа № 5 Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
2 |
|
||
Тема 1.5 Основные положения федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующие свободы и обязанности человека и гражданина |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. |
|||
2. |
Основные положения федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина. |
|||
Практическая работа №6 Субъекты и объекты правоотношений |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 Подготовить кроссворд |
2 |
|
||
Тема 1.6 Контрольно-надзорные гарантии защиты прав и свобод личности в РФ |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Президентский контроль. |
|||
2. |
Парламентский контроль. |
|||
3. |
Административный контроль. |
|||
4. |
Судебный контроль. |
|||
5. |
Конституционный контроль. |
|||
Практическая работа №7 Конституционно-правовой статус Президента РФ и Федерального Собрания РФ |
2 |
|
||
Практическая работа № 8 Решение ситуационных, проблемных задач |
2 |
|
||
Тема 1.7 Государство и гражданское общество |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Роль и значение государства в обеспечении беспрепятственной реализации защиты конституционных прав и свобод граждан. |
|||
2. |
Понимание отношений человека и государства. |
|||
Практическая работа № 9 Защита гражданских прав |
2 |
|
||
Тема 1.8 Органы государственной власти |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Структура и порядок формирования органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). |
|||
2. |
Организация и осуществление деятельности различных органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). |
|||
3. |
Контроль и надзор за законностью деятельности органов государственной власти. |
|||
Практическая работа № 10 «Характеристика конституционного права» |
4 |
|
||
Практическая работа № 11 Составление документов обжалования действий и решений органов государственной власти. |
2 |
|
||
Тема 1.9. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Организация и осуществление деятельности органов местного самоуправления. |
|||
2. |
Контроль и надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления. |
|||
Тема 1.10 Законодательная база органов местного самоуправления |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" |
|||
2. |
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
|||
3. |
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" |
|||
Тема 1.11 Международная правозащитная деятельность |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Система органов международной защиты прав человека. |
|||
2. |
ООН и контроль над реализацией государствами социально-экономических прав. |
|||
3. |
Европейское право и социальное государство. |
|||
4. |
Осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина в Европейском суде. |
|||
5. |
Защита прав лиц с ограниченными возможностями на международном уровне. Европейский суд по правам человека. |
|||
Практическая работа № 12 Осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина в Европейском суде. |
2 |
|
||
Тема 1.12 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" |
|||
Тема 1.13 Всеобщая декларация прав человека
|
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года |
|||
Тема 1.14 Конституционный статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства. |
|||
2. |
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. |
|||
Тема 1.15 Защита прав и свобод иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Защита прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства |
|||
2. |
Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев |
|||
Тема 1.16 ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" |
|||
Тема 1.17 Личные права и свободы человека и гражданина
|
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Право на жизнь. |
|||
2. |
Достоинство личности. |
|||
3. |
Право на свободу и личную неприкосновенность. |
|||
4. |
Право на частную жизнь. |
|||
5. |
Неприкосновенность жилища. |
|||
6. |
Свобода передвижений и места жительства. |
|||
7. |
Свобода мысли и слова. |
|||
Практическая работа № 13 Право собственности и ее защита |
4 |
|
||
Практическая работа № 14 Решение ситуационных проблемных задач по теме 1.17 |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Подготовьте презентацию |
5 |
|
||
Тема 1.18 Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" |
|||
Тема 1.19 Европейская конвенция о защите прав человека. |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Европейская конвенция о защите прав человека |
|||
Тема 1.20 Политические права и свободы человека и гражданина
|
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Свобода печати и информации. |
|||
2. |
Право на объединение и принадлежность к общественным объединениям. |
|||
3. |
Право на мирные собрания. |
|||
4. |
Право участвовать в управлении делами государства. |
|||
5. |
Право избирать и быть избранным. |
|||
6. |
Право участвовать в отправлении правосудия. |
|||
7. |
Свобода печати и информации. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Подготовка реферата |
7 |
|
||
Тема 1.21 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" |
|||
Тема 1.22 ФЗ "О политических партиях" |
Содержание |
2 |
1 |
|
2. |
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" |
|||
Тема 1.23 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" |
Содержание |
2 |
2 |
|
3. |
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 Подготовить кроссворд по изученным темам |
3 |
|
||
Тема 1. 24 Экономические права граждан |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Право граждан на экономическую деятельность. |
|||
2. |
Право частной собственности. |
|||
Тема 1.25 Социальные и культурные права |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. |
|||
2. |
Право на благоприятную окружающую среду. |
|||
3. |
Право граждан на жилище. |
|||
4. |
Право на образование. |
|||
Тема 1.26 Внутригосударственная защита прав человека и гражданина |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие государственной защиты прав и свобод человека |
|||
2. |
Соотношение внутригосударственного и международного прав в области прав и свобод человека |
|||
3. |
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав человека |
|||
4. |
Способы защиты прав человека |
|||
Тема 1.27 Права и свободы человека в экстремальных условиях |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Особенности правового статуса гражданина в условиях чрезвычайного положения |
|||
2. |
Нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность |
|||
3. |
Причины и порядок ограничения прав и свобод человека |
|||
4. |
Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения |
|||
5. |
Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и гражданского населения в зоне военных действий |
|||
Тема 1. 28 Права ребенка в Российской Федерации |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Правовое положение ребенка в РФ |
|||
2. |
НПА, регулирующие права детей в РФ |
|||
3. |
ФЗ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» |
|||
Тема 1.29 Международные стандарты в области прав ребенка |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Международные акты по защите прав детей |
|||
2. |
Декларация прав ребенка 1959 г. |
|||
3. |
Конвенция о правах ребенка 1990г. |
|||
Практическая работа №15 Анализ способов защиты прав детей |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Анализ Конвенции по правам ребенка |
6 |
|
||
Тема 1.30 Права женщин |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Нормативно-правовые акты, в области защиты женщин в РФ |
|||
2. |
Международные стандарты в области защиты прав женщин |
|||
3. |
Конвенция о политических правах женщин 1952 год |
|||
4. |
Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 год |
|||
Тема 1.31 Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Право на получение информации о своем положении, возможностях и обязанностях, а также о порядке и условиях отбывания наказания в целом |
|||
2. |
Право на уважение человеческого достоинства |
|||
3. |
Право на социальное обеспечение, в том числе на получение различных видов пенсий и пособий (по возрасту, по инвалидности, а также по беременности и родам). |
|||
4. |
Право на образование |
|||
5. |
Право на свидания и переписку |
|||
6. |
Права осужденных в зависимости от вида исправительной колонии |
|||
Тема 1.32 Международные организации в области социальной защиты |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Международные организации: понятие и виды |
|||
2. |
Универсальные международные организации в реализации социальной политики |
|||
3. |
Региональные международные организации в реализации социальной политики |
|||
4. |
Международные социальные организации |
|||
Практическая работа №16 Анализ деятельности организаций в области социальной защиты |
4 |
|
||
Тема 1.33 Правоотношения в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Пенсионное законодательство. |
|||
2. |
Социальные пособия. |
|||
Тема 1.34 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». |
|||
Практическая работа № 17 Социальное обслуживание граждан |
2 |
|
||
Практическая работа № 18 Решение ситуационных задач |
2 |
|
||
Тема 1.35 Правонарушения в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения: понятие, классификация |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Понятие правонарушений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|||
2. |
Классификация правонарушений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|||
Тема 1.36 Состав правонарушений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 Найти и проанализировать судебную практику по делам о нарушении выплат социальных льгот гражданам |
8 |
|
||
Тема 1.37 Криминологическая характеристика преступности в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Преступления, совершаемые лицами, нуждающимися в пенсионном обеспечении |
|||
2. |
Должностные преступления |
|||
Практическая работа № 19 Правовой анализ правонарушений и преступлений в сфере социального обеспечения |
2 |
|
||
Тема 1.38 Латентность преступлений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Скрытая преступность |
|||
2. |
Скрываемая преступность |
|||
Практическая работа № 20 Решение ситуационных задач |
4 |
|
||
Тема 1.39 Юридическая ответственность субъектов правоотношений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие юридической ответственности в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|||
2. |
Виды юридической ответственности в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|||
Раздел 2. Осуществление внесудебной защиты граждан. |
56 |
|
||
Тема 2.1. Порядок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Обращение граждан: понятие, виды |
|||
2. |
Порядок и сроки рассмотрения обращений |
|||
3. |
Нормативно-правовые акты, регулирующие обращение граждан |
|||
Практическая работа № 21 Составление проектов ответов на письменные обращения граждан |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 Составить обращение гражданина в органы местного самоуправления |
8 |
|
||
Тема 2.2. Государственный контроль (надзор): понятие, цели, задачи |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие, цель, задачи государственного контроля |
|||
2. |
Виды государственного контроля |
|||
3. |
Функции государственного контроля |
|||
Тема 2.3. Прокурорский надзор: понятие, цели, задачи. |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие, цели, задачи прокурорского надзора |
|||
2. |
Предмет прокурорского надзора |
|||
3. |
Место прокуратуры в системе государственных органов |
|||
Практическая работа № 22 Анализ прокурорского надзора |
2 |
|
||
Тема 2.4. Уполномоченный по правам человека |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Правовое регулирование статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: содержание, полномочия и организация деятельности. |
|||
2. |
Порядок обращения граждан за защитой прав и свобод к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. |
|||
3. |
Формы взаимодействия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами по исполнению рекомендаций и предложений о восстановлении нарушенных прав и свобод. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9. С помощью ИКТ найти доклад уполномоченного по правам человека и проанализировать его |
10 |
|
||
Тема 2.5. Уполномоченный по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ. |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие об Уполномоченном по правам ребенка в РФ и ее субъектах. |
|||
2. |
Его правовой статус. |
|||
Практическая работа № 23 Анализ деятельности института Уполномоченного по правам человека |
2 |
|
||
Тема 2.6. Советы по правам человека |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Совет по правам человека ООН |
|||
2. |
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 Составить таблицу на тему: «Структура Совета по правам человека» |
10 |
|
||
Тема 2.7. Самозащита, как вид защиты прав и свобод граждан |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие самозащиты прав |
|||
2. |
Содержание права на самозащиту |
|||
Практическая работа № 24 Судебные и несудебные способы защиты прав и свобод граждан |
4 |
|
||
Раздел 3. Осуществление судебно-правовой защиты граждан. |
61 |
|
||
Тема 3.1. Судебная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации. |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Защита прав и свобод – обязанность государства. |
|||
2. |
Порядок и условия обращения в суд за защитой прав и свобод. |
|||
3. |
Проблемы реализации защиты прав и свобод человека и гражданина в судах общей юрисдикции. |
|||
Тема 3.2. Подсудность споров в сфере социального обеспечения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Система судов общей юрисдикции. |
|||
2. |
Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей |
|||
3. |
Дела по спорам, не подлежащим оценке |
|||
4. |
Особенности споров в сфере социального обеспечения, рассматриваемых судами общей юрисдикции. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Подготовить кроссворд по изученным темам |
6 |
|
||
Тема 3.3. Гражданское судопроизводство в сфере защиты прав личности |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел, вытекающих из споров в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения |
|||
2. |
Участники гражданского процесса. |
|||
3. |
Исковая форма защиты прав и свобод. |
|||
4. |
Порядок обжалования решений суда. |
|||
Тема 3.4. Административное судопроизводство в сфере защиты прав личности |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие и виды административно-юрисдикционной деятельности |
|||
2. |
Участники производства по делам об административных правонарушениях |
|||
3. |
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях |
|||
4. |
Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. |
|||
5. |
Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. |
|||
6. |
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. |
|||
7. |
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа 12 Реферат на тему: «Стадии административного судопроизводства» |
18 |
|
||
Тема 3.5. Процессуальные документы в обеспечении правозащитной деятельности |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Процессуальные документы в уголовном процессе. |
|||
2. |
Процессуальные документы в гражданском процессе. |
|||
3. |
Смежные процессуальные документы, которые встречаются и в тех, и в тех процессах. |
|||
Тема 3.6. Гарантии и компенсации при заключении и расторжении трудового договора |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Гарантии при заключении трудового договора. |
|||
2. |
Запрещение требовать выполнение работы, не обусловленной трудовым договором при переводе на другую работу. |
|||
3. |
Основные государственные гарантии по оплате труда работников. |
|||
4. |
Обеспечение социальных гарантий при нормировании труда (продолжительность рабочего времени, отдыха, ежегодного отпуска). |
|||
5. |
Гарантии и компенсации работникам при расторжении трудового договора. |
|||
Тема 3.7. Защита прав потребителей в РФ. |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Понятие потребителя, его правовой статус. |
|||
2. |
Защита прав потребителей в РФ. |
|||
Практическая работа № 25 Решение практических задач |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 Подготовить доклад на тему защита прав потребителей услуг общественного питания |
8 |
|
||
Тема 3.8. Право на квалифицированную юридическую помощь как разновидность гарантий правовой защиты |
Содержание |
4 |
2 |
|
1. |
Понятие квалифицированной юридической помощи |
|||
2. |
Субъекты квалифицированной юридической помощи |
|||
3. |
Особенности оказания квалифицированной юридической помощи в различных видах судопроизводства |
|||
Тема 3.9. Обжалование судебных решений |
Содержание |
4 |
1 |
|
1. |
Апелляционный, кассационный и надзорный порядок обжалования судебных решений о трудовых спорах. |
|||
2. |
Организация судебной деятельности в арбитражных судах, регулирующих трудовые отношения, денежное содержание и меры социально-правовой защиты судей, судей в отставке. |
|||
3. |
Кассационное производство в суде субъекта РФ. |
|||
4. |
Надзорное производство в суде субъекта РФ. |
|||
Консультация к экзамену |
3 |
|
||
МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере |
|
90 |
|
|
Тема 1. Сущность социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Подходы к определению понятия «социальная защита населения». |
|||
2. |
Сходства и различия в трактовке понятия «социальная защита населения». |
|||
3. |
Виды социальных рисков и особенности их компенсации |
|||
4. |
Классификационные признаки, характеризующие различия в определениях социальной защиты населения |
|||
5. |
Виды социальной защиты населения. |
|||
6. |
Объекты и субъекты социальной защиты населения России |
|||
7. |
Соотношение понятий «социальная защита», «социальная помощь», «социальная поддержка». |
|||
Тема 2. Функции системы социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Профилактически-предупредительная функция социальной защиты |
|||
2. |
Экономическая функция социальной защиты |
|||
3. |
Социально-реабилитационная функция социальной защиты |
|||
4. |
Политическая функция социальной защиты |
|||
5. |
Уровни проявления гуманизма в системе социальной защиты населения России |
|||
Тема 3. Принципы системы социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Принципы системности и комплексности; принцип превентивных мер по социальной защите |
|||
2. |
Адресность |
|||
3. |
Трудности реализации принципа адресности в социальной защите населения и пути их решения |
|||
4. |
Принцип адаптивности |
|||
5. |
Многосубъектность, доступность и бесплатность информации, принцип всеобщности |
|||
Тема 4. Формы социальной защиты населения в РФ |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Виды форм социальной защиты населения. |
|||
2. |
Социальное обеспечение |
|||
3. |
Виды групп общественных отношений по социальному обеспечению граждан |
|||
4. |
Признаки социального обеспечения |
|||
5. |
Функции социального обеспечения граждан |
|||
6. |
Формы социального обеспечения граждан |
|||
7. |
Личная материальная самозащита; общественная благотворительность; обязательное социальное страхование; государственное социальное обеспечение и помощь; фирменные (предприятий) системы социальной защиты |
|||
Тема 5. Защита населения РФ от социальных рисков в жилищно-коммунальной сфере |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие жилищно-коммунальная сфера |
|||
2. |
Социальные риски в жилищно-коммунальной сфере: понятие и виды, классификация |
|||
Тема 6. Социальная защита населения в жилищно-коммунальной сфере |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Понятие социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере |
|||
2. |
Основания и формы социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере |
|||
Тема 7. Жилые помещения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Жилые помещения как объект правоотношений в жилищном праве |
|||
2. |
Понятие, назначение и виды жилых помещений |
|||
Тема 8. Жилищные фонды |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Жилищные фонды РФ: понятие и состав |
|||
2. |
Виды жилищных фондов и их назначение |
|||
3. |
Государственный учет жилищного фонда |
|||
Практическая работа № 1. Действие жилищного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 |
4 |
|
||
Задание 1. Подготовка к практической работе. Ответьте письменно на вопросы для проведения устного контроля знаний по теме: «Жилищные фонды», «Жилищные помещения» |
||||
Тема 9. Социальное жилье |
Содержание |
2
|
2 |
|
1. |
Социальное жилье: понятие, виды |
|||
2. |
Пути становления и развития в РФ |
|||
Тема 10. Предоставление жилья по договору социального найма |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Основания предоставления жилых помещений по договору социального найма |
|||
2. |
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма |
|||
Практическая работа № 2-3. Условия и основания предоставления жилых помещений по договору социального найма |
4 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 |
6 |
|
||
Задание 1. Подготовка к практической работе. Ответьте письменно на вопросы для проведения устного контроля знаний по теме: «Предоставление жилья по договору социального найма» |
||||
Тема 11. Порядок предоставления социального жилья |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Порядок предоставления жилья по договору социального найма |
|||
2. |
Требования, предъявляемые к предоставляемому жилому помещению |
|||
3. |
Права и обязанности сторон по договору социального найма |
|||
Тема 12. Договор социального найма |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Содержание договора социального найма: понятие, стороны, форма, срок, содержание |
|||
2. |
Права, обязанности и ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма |
|||
3. |
Права, обязанности и ответственность нанимателя и членов его семьи по договору социального найма |
|||
4. |
Изменение и прекращение договора социального найма |
|||
Практическая работа № 4-5 Составление типового договора социального найма жилого помещения |
4 |
|
||
Практическая работа №6-7. Сравнительная характеристика договоров коммерческого и социального найма |
4 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 |
8 |
|
||
Задание 1. Подготовка к практической работе № 4-5. Ответьте письменно на вопросы для устного проведения контроля знаний по теме: «Договор социального найма», «Порядок предоставления жилья» |
||||
Тема 13. Выселение из жилых помещений |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Выселение из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. |
|||
2. |
Виды выселения |
|||
Тема 14. Обеспечение жильем в системе социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Малообеспеченность как основание предоставления жилья по договору социального найма |
|||
2. |
Жилые помещения специализированного жилищного фонда: понятие |
|||
Тема 15. Специализированные жилые помещения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими |
|||
2. |
Возникновение права на служебное помещение |
|||
3. |
Договор найма специализированного жилого помещения: понятие, форма, содержание |
|||
Тема 16. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения |
Содержание |
2 |
1 |
|
1. |
Назначение и специфика предоставления отдельных видов жилых помещений |
|||
2. |
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами |
|||
Практическая работа №8-9. Составление типового договора найма специализированных жилых помещений |
4 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 |
6 |
|
||
Задание 1. Подготовка к практической работе № 8-9. Ответьте письменно на вопросы для проведения устного контроля знаний по теме: «Специализированные жилые помещения», «Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения» |
||||
Тема 17. Прекращение договора найма специализированного фонда |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Прекращение договора найма специализированного жилого помещения |
|||
2. |
Выселение граждан из специализированных жилых помещений |
|||
Тема 18. Обеспечение доступным пользованием жильем и коммунальными услугами |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Понятие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг |
|||
2. |
Виды льгот по оплате жилья и коммунальных услуг |
|||
3. |
Основания назначения и категории населения. имеющих право на назначение льгот по оплате коммунальных услуг |
|||
Практическая работа № 10. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 |
4 |
|
||
Задание 1. Подготовка к практической работе № 10. Ответьте письменно на вопросы для проведения устного контроля знаний по теме: «Обеспечение доступным пользованием жильем и коммунальными услугами» |
||||
Тема 19. Субсидии |
Содержание |
2 |
2 |
|
1. |
Понятие субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг |
|||
2. |
Основания назначения и категории населения. имеющих право на назначение льгот по оплате коммунальных услуг |
|||
3. |
Порядок предоставления и начисления субсидий |
|||
4. |
Отличие компенсации от субсидии |
|||
5. |
Компенсация: понятие, основания |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 |
2 |
|
||
Задание 1. Составить кроссворд по всем темам |
||||
Тема 20. Социальные программы |
Содержание |
1 |
1 |
|
Объективные предпосылки многообразия социальных технологий и технологий социальной работы. Уровни и типы технологий социальной работы. Принципы и основания классификации технологий социальной работы. Характеристика основных типов социальных технологий. Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы |
||||
Консультация к экзамену |
1 |
1 |
||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ 1. Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих социальную политику государства с целью выполнения установленных видов работ учебной практики 2. Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан с целью выполнения установленных видов работ производственной практики: а. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих работу социальных учреждений. б. Анализ правовой основы деятельности данных учреждений, его цели и задачи. в. Определение организационной структуры учреждений Оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы. 3.Выявление и изучение специфики применения специалистами учреждения различных технологий социальной работы с различными категориями клиентов: - технологию социальной диагностики (осуществить информативно-целевой анализ документов, информационное обследование конкретного социума; диагностирование личности: анкетирование, тестирование, биографический метод и др); - технологию социальной профилактике (составить план социальной профилактической работы с индивидуумом, группой или определенным негативным явлением; осуществить запланированные мероприятия); - технологию социальной адаптации (составить и оказать помощь в реализации индивидуальной программы адаптации определенного социального объекта); - технологии социальной реабилитации (составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) социального объекта. Провести мониторинг реализации ИПР); - технологии социального посредничества и партнерства (посещение, установление связей с другими социальными учреждениями; принять участие в организации беседы, ведении переговоров с представителями партнерских организаций; консультирование представителей других организаций; посредничество, отстаивание интересов клиента); - технологию социального консультирования (провести конкретное консультирование клиента или группы, семьи; программное консультирование учреждения или организации); - технологии социальной коррекции (применить методы психосоциальной коррекции на конкретной группе или клиенте); - технологии социального обслуживания и обеспечения (определить возможность предоставления пенсий, льгот, пособий, возможных социальных услуг клиенту или его семье); - других технологий социальной работы (определить компоненты технологии, целесообразность применения, реализовать на практике). 4. Составить в дневнике таблицу «Технологии социальной работы, применяемые с различными категориями клиентов социальной службы». Привести примеры применяемых технологий, методов, используемых в процессе оказания социальной помощи клиентам (отдельно по каждой категории клиентов). Оценить эффективность воздействия. 5. .Участие в составлении плана работы с клиентом, помощь в организации индивидуальной и групповой работы с клиентами, решение задач, поставленных руководителем практики и пр. 7. Самостоятельная работа с клиентом: -выявление информации и подбор фактов для составления социальной истории клиента; -составление и обоснование плана- программы помощи клиенту; -определение методов, форм и технологий социальной работы с данным клиентом; -установление и поддержание профессиональных контактов с различными специалистами для оказания всесторонней помощи клиенту; - вовлечение клиента в решение его проблемы; -отработка роли посредника между клиентом и социумом (в лице различных организаций); - реализация разработанной программы помощи. |
72 |
|
||
Всего |
404 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета право и организация социального обеспечения.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- толковые словари;
- стенды;
- плакаты;
- учебно-методические пособия;
- нормативно-правовые акты.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком / Ф.Э. Бурджалов. – М., 2016.
2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш.Рамон. – М., 2015. – 256 с.
3. Волгин, Н.А.Социальное государство: учебник Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2015. – 416 с.
4. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в РФ (по материалам ФЗ №122) / И.В. Гейц. – М.: Дело и сервис, 2005. - 640 с.
5. Гонтмахер, Е. Социальная политика: уроки 90-х / Е. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2015.
6. Калашников, С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: экономика, 2015.
7. Право социального обеспечения России: учебник / по ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015. – 488 с.
8. Социальная политика: энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Академический проект, 2005. – 688 с.
9. Социальная политика: толковый словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Академический проект, 2015. – 456 с.
10. Социальная политика / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2016. – 736 с.
11. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
12. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 с.
13. Технология социальной работы. Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: «Владос». 2015.
Дополнительные источники:
1. Консультант Плюс
2. ФЗ от 26.11.1996г.№138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в ОМСУ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
3. ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
4. ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
5. ФЗ от 31.05.2002г. №63-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
6. Основы законодательства о нотариате в РФ от 11.02.1993г. №4462-1 (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
7. Закон РСФСР от 08.07.1981г. «О судоустройстве в РСФСР» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
8. Закон РФ от 26.06.1992г. «О статусе судей в РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
9. Закон РФ от 06.07.1991г. №1550-1 «О МСУ в РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
10. Закон РФ от 07.02.1992г №2300-1 «О защите прав потребителей в РФ» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
11. Регламент Конституционного суда РФ от 01.03.1995г. №2-1/6//СПС Консультант Плюс
12. Регламент арбитражных судов в РФ от 05.06.1996г. №7 (с учетом последних изм. и доп. от 22.06.2006г.)
13. «Правоохранительные органы»: учебник/В.Г. Бессарабов, Л.А. Воскобитова, Т.С. Дворянкина; отв. редактор Ю.К. Орлов – 2-ое изд., перераб. и доп –Москва: Проспект», 2016 год
14. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06 1999 г.
15. Постановление правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000. № 896.
16. Постановление минтруда и социального развития РФ «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» от 19.07.2000. № 52.
17. Постановление минтруда и социального развития РФ «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению» от 19.07.2000. № 53.
18. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. – М., 2015.
19. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. – М.,2005г.
20. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М., 2016.
21. Пинкус и Минахан. Практика социальной работы. Формы и методы. – М. Союз. РГСИ, 2015.
22. Социальная работа./ Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015.
23. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб, 2015.
24. Социальная работа с пожилыми. – М.,2016г.
25. Холостова Е.И. Социальная политика. – М., 2016.
26. Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Организация работы органов социальной защиты. – М., 2016.
27. Примерное положение о Центре социальной помощи семье и детям. // Организация работы органов социальной защиты. – М., 2015.
28. Как создать кризисный центр для женщин. – М., 2015.
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2015.
30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 2016.
31. Кудрявцева Л.А. Некоторые аспекты социальной помощи безработным. – М., 2015.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация программы профессионального модуля обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы по элементам учебного плана.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 40 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной учебной работы по освоению профессионального модуля.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков профессиональным модулем предусмотрены практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующей темы и закрепляются самостоятельной внеаудиторной работой студентов по рекомендуемым преподавателем источникам. Практические занятия с обучающимися проводятся в лабораториях.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по профессиональному модулю;
- формирование профессиональных компетенций;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.
Обучающимся оказывается консультационная помощь, формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, устные, письменные) определяются преподавателем в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся.
Для развития навыков самостоятельной работы предусмотрена организация самостоятельной работы студентов на занятиях при освоении нового материала посредством работы с законодательными документами, иными нормативно-правовыми актами и учебниками.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется по уровню сформированности компетенций.
Промежуточная аттестация по профессиональному модулю проводится в форме квалификационного экзамена.
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является прохождение всех контрольных точек профессионального модуля:
- МДК 03.01 Осуществление защиты прав и свобод граждан (комплексный экзамен);
- МДК 03.02 Социальная защита в жилищной сфере (комплексный экзамен);
- Производственная практика (дифференцированный зачет).
Процедура проведения экзамена (квалификационного) позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций
4.4. Требования к созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация программы ПМ.03 Судебно- правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- использование в образовательном процессе компьютерной техники с акустическим усилителем и(или) колонками, видеотехники (мультимедийного проектора, телевизора), мультимедийной системы;
- учет индивидуальных потребностей обучающихся данной категории при подборе и разработке учебного материала;
- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, дистанционных образовательных технологий (сетевого кабинета педагога).
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля; наличие квалификационной категории (первая, высшая).
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы |
- Точность и скорость поиска нормативных правовых актов в соответствии с решаемой задачей - Корректность ссылок на нормативно-правовые акты при решении профессиональных задач - Устанавливает признаки правонарушений в практических ситуациях, дает им правовую (юридическую) квалификацию; - Оформляет юридическое решение по данной ситуации на основе подробного анализа законодательства в сфере защиты прав и свобод граждан, а также в жилищной сфере - Профессиональное толкование нормативных правовых актов |
Текущий контроль Отчет по производственной практике руководителем практики от организации Экзамен |
ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. |
- Выявлять нарушенные права, свободы и законные интересы граждан - Правильность и грамотность принятия решения о необходимых мерах к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан - Общение с гражданами по оказанию первой помощи с целью восстановления имущественных прав - Разрешение правовых проблем и коллизии в области жилищного законодательства
|
Текущий контроль Отчет по производственной практике руководителем практики от организации Экзамен.
|
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем |
- Аккуратность, грамотность и правильность составления заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы; - Грамотность и правильность использования информационных справочно-правовых систем при составлении заявлений, запросов, процессуальных документов; - Результативность аргументированного информирования граждан и должностных лиц об изменениях в законодательстве |
Текущий контроль Отчет по производственной практике руководителем практики от организации Экзамен |
ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом. |
-Точность и аккуратность формирования пакета документов, необходимого для принятия решения правомочным органом, должностным лицом; Результативность формирования пакета документов с использованием информационных справочно-правовых систем, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом |
Текущий контроль Отчет по производственной практике руководителем практики от организации Экзамен |
ПК 3.5 Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем |
- Результативность проведения анализа и проведения мониторинга судебной практики в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства - Аргументирование проведенного мониторинга судебной практики в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства; - Результативность использования информационных справочно-правовых систем при проведении мониторинга; |
Текущий контроль Отчет по производственной практике руководителем практики от организации Экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
|
- Наблюдение и оценка в процессе обучения на аудиторных занятиях и при выполнении самостоятельной работы - Мониторинг поведения в коллективе: с сокурсниками, с преподавателями и иными сотрудниками колледжа - Мониторинг активности в общественной работе группы, колледжа - Мониторинг активности при проведении научно- практических конференций, олимпиад, конкурсов, в том числе профессиональных, как на уровне колледжа, так и на других уровнях - Мониторинг участия в кружках, секциях - Мониторинг устремлений студента - Наблюдение и оценка поведения во время учебной тревоги - Наблюдение и оценка поведения юношей в период воинских сборов - Экспертная оценка общих компетенций при выполнении работ на производственной практике |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- проводить диагностику ситуации; - определять адекватные варианты решения возникающих проблем; - выявлять возможные риски; - обосновывать принятие решения;
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - точность и скорость поиска необходимой для решения задачи информации; - полнота использования различных источников, включая электронные при выполнении самостоятельной работы; |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - составление перечня официальных сайтов нормативно – правовой базы в области права и организации социального обеспечения на федеральном, региональном, местном уровнях; |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении профессионального модуля - активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой правовой базы |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. - готовность использовать новые отраслевые технологии в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; - анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты |
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.