Исторически ПМПк ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало , что в поле зрения специалистов ПМПк попадают самьи с разными проблемами школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПк работает с детьми и подростками от О до 18 лет, для которьіх характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С.Вьіготскому).
Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с вьіявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированньїм в социум.
ПМПК
Исторически ПМПк ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но
последнее десятилетие со всей очевидностью показало , что в поле зрения специалистов ПМПк
попадают самьи с разными проблемами школьной и общесоциальной дезадаптации в детском
возрасте. Фактически ПМПк работает с детьми и подростками от О до 18 лет, для которьіх
характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С.Вьіготскому).
Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких
условиях ребенок с вьіявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития,
будучи интегрированньїм в социум.
Деятельность ПМПк непосредственно затрагивает вопросьі психического и физического
здоровья детского населення России, а следовательно, перспектив развития страньї в целом.
Официально их статус статус консилиум бьіл закреплен в послевоенньїе годьі: в 1949 году
бьіло утверждено типовое положение о (республиканского, областного) медикопед аго гичес кого
консилиума (МПк) и инструкции по отбору детей во вспомогательньїе школьї. Последнее типовое
положение о МПк 1976 года остается единственньїм юридическим документом федерального (а
точнеє общесоюзного) уровня, лежашим в основе организации деятельности МПк н ПМПк
Консилиумьі имеют постоянньїй номенклатурньїй состав (соответственно Типовому
положению о МПк, 1976) и довольно постоянньїй состав конкретних специалистов (физических
лиц). Как правило, в МПк отбираются лучшие специалистьі разньїх профилей. Однако,
несмотря на относительно постоянньїй состав вьісококвалифицнрованньїх специалистов.
целостньїй подход к ребенку многими МПк (ПМПк) до сих пор не достигается.
Зто связано, в частности, с тем, что МПк (ПМПк) работали, а некоторьіе и продолжают
работать по мере необходимости.
Причины
Одной важной причиной, ограничивающей возможности целостного подхода к ребенку, является
нацеленность ПМПк на отбор детей с отклонениями в развитии в спецшкольї в соответствии с
инструкциями, Фактически МПк (ПМПк) вьіполняли, а некоторьіе продолжают вьполнять
диспетчерские функции: направляют ребенка в те или иные учреждение системьі образования,
здравоохранения, социальной защитьі, правоохранительной системьі.
Кроме того, механизмьі взаимодействия ПМПк с образовательньїми учреждениями бьіли
( остаются нередко и сейчас) несовершенньїми и приводят к недостаточному контролю
динамики развития ребенка и, как результат, к несвоевременной корректировке диагноза и
рекомендаций.
В то же время нельзя отрицать и явньїе диагностические ошибки, природа которьіх может
заключаться в недостаточном профессионализме сотрудников ПМПк, в неумении специалиста
определенного профиля «примерить» профессиональньїй диагноз к возможностям образовательной
системьі. Речь шла именно о консультировании при добровольном обращении родителей, имеющих
детей с отклонениями в развитии.
Бьіло обращено внимание и на жесткий и недостаточно дифференцированньїй характер вьіводов,
нередко следующих из диагноза.Типовое положение об образовательньїх учреждениях для детей , нуждающихся в психолого
педаго гичес кой и медико социальной помощи , бьіло утверждено постановлением Правительства
РФ № 867 от 31 июля 1998 года. Именно эти учреждения стали вьполнять консультативные
функции при работе с детьми с отклонениями в развитии и их родителями. Эти учреждения
заполнили нишу по коррекционно диагностической работе с детьми , имеющими отклонения в
развитии.
По Федеральному Закону «Об образовании» (в редакции 1996 года) дети и подростки с
отклонениями в развитии могут бьггь направленьї в специальньїе (коррекционньїе) образо
вательньїе учреждения только по заключению ПМПк. Таким образом , по Закону «Об образовании»
именно по заключению ПМПк решается судьба детей и подростков с отклонениями в развитии в
системе образования
Нормативно правовая база деятельности ПМПк не может до сих пор в полной мере Обеспечить
правовую защищенность своим вьісококвалифицированньїм специалистам из других ведомств. В
первую очередь речь идет о медицинских работниках.
О методологии и методах.
Все дети должньі бьіть обследованьї единьїм минимальньїм набором методик, которьій можно
обозначить по аналогии с образовательньїми программами «базисним компонентом» обследования
в условиях ПМПк Такой «базисньїй компонент» поз волит более зффективно проводить
статистическую обработку и сравнение результатов внутри детской популяции.
Перспектива.
К основним перспективам развития системи ПМПк относятся:
повышение профессионализма каждого специалиста ПМПк соответствующего профиля в рамках
своего предмета;
важность(для каждого специалиста ПМПк) овладение «меж предметньїм пространством» в форме
современньїх технологий целостного подхода к ребенку как в вопросах процедурьі взаимодействия
друг с другом ,с другими учреждениями и ведомствами, так и в вопросах непосредственной
диагностики ,и коррекции развития ребенка;
инициация развития и усовершенствования системы образования, в частности системьі
специального образования,с целью обеспечения права каждого ребенка на получение образования,
формирование механизмов взаимодействия ПМПк с образовательньїми и другими учреждениями
и ведомствами, в которьіе направляют ребенка или рекомендует обратиться за консультацией
определение средств и механизмов контроля динамики развития ребенка ,и современная
корректировка рекомендаций.
Нормативноправовая база. ПМПк может руководствоваться в своей деятельности:
международньїми актами в области защитьі прав и законньїх интересов ребенка;
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации;
Федеральньїм Законом «Об образовании» в редакции 1996 г.;
Федеральним Законом «Об основах системьі профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершенно летних» от 24.06.99=ФЗ
Решениями главьі администрации региона и соответствующего органа управления образованием;Типовьім положением об образо вательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого
педагогической и медикосоциальной помощи,утвержденньім постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 Ї июля 1998 г. №867;
Инструктивньїм письмом Министерства образования Российской Федерации от 5.04 1993г. №63М
«о приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании» нормативньїх документов, используемьіх в своей
деятельности органами управления образования и образовательньїми учреждениями»
Задачи вьдвинутые как приоритетные:
' Систематизация механизмов внутренней организации деятельности ПМПк;
Систематизация механизмов взаимодействия структурньїх составляющих системы ПМПк;
Систематизация механизмов взаимодействия системьі ПМПк с другими учреждениями и
ведомствами.
Письмо
Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/9016
о психологомедикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения На
основании анализа реальной ситуации психологомедикопедагогического сопровождения йив
целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с
отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного
учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
Довести до сведения руководителей образовательньїх учреждений следующие методические
рекомендации:
— о порядке создания и организации работьі психологомедикопедагогического консилиума
(ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);
— о формах учета деятельности снециалистов ПМПк (Приложение 2). Провести мониторинг
обеспеченности ПМПк образовательньїх учреждений региона специалистами, осуществляющими
психологомедикопедагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить
отчет в адрес Управлення специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по
предлагаемой форме (Приложение
3).
Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответствующих кадров, ПМПк в образ
овательньтх учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законньши
представителями) обучаюшегося. воспитанника и с психологомедикопедагогической комиссией
(ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение
4).
Организовать работу по повьішению квалификации и обмену опытом специалистов
ПМПк.
Заместитель министра
Е.Е. ЧЕПУРПЬІХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
О порядке создания
и организации работы
психологомедикопедагогического консилиума (ПМПк)образовательного учреждения
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения,
обьединяющихся для психологомедикопедагогического сопровождения обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может бьіть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо
от организационноправовой формьі приказом руководителя образовательного учреждения при
наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом
образовательного учреждения, договором между образовательньїм учреждением и родителями
(законними представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно
воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели
ДОУ) с большим опьітом работьі, учителя (воспитатели) специальньїх (коррекционньїх)
классов/групп, педагогпсихолог, учительдефектолог и/или учительлогопед, врачпедиатр
(невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностикокоррекционного психологомедико
педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации, исходя из реальньїх возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательньїми потреб ностями, возрастньїми и
индивидуальньїми особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья
обучающихся., воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
— вьіявление и ранняя (с первьіх дней пребьівания ребенка в образовательном учреждении)
диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальньїх и эмоциональноличностних перегрузок и срьівов;
— вьіявление резервних возможностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)
помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его
состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалистьі, включенньїе в ПМПк, вьполняют работу в рамках основного рабочего времени.
составляя индивидуальньїй план работьі в соответствии с реальным запросом на обследование
детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может бьіть
установлена доплата за увеличение обьема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54
Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательньїм учреждением
самостоятельно. С этой целью необходимьіе ассигнования для оплатьі труда специалистов за
работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инипиативе родителей
(законньїх представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей
(законних представителей) на основании договора между образовательньїм учреждением и
родителями (законними представителями) обучающихся. воспитанников. Медицинский работник,
представляющий интересьі ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с
согласия родителей (законньїх представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.10. Обследование проводится каждьім специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной
возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данньїм обследования каждьім специалистом составляется заключение и
разрабатьіваются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждьім специалистом,
составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном
образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей
(законних представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватних индивидуальним
особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорньїх вопросов специалистьі ПМПк рекомендуют родителям (законним
представителям) обратиться в психологомедикопедагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановие и внеплановьіе и проводятся под руководством
председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного
учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии
и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал,
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законньїх представителей) и
специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается
ведущий специалист: учитель и/или классньїй руководитель, воспитатель Доу или другой
специалист, проводящий коррекционноразвивающее обучение или внеурочную специальную
(коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и
эффективность оказьіваемой ему помощи и вьіходит с инициативой повторньїх обсуждений на
ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалистьі, участвовавшие в
обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и
рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру
психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощи, обобщающую рекомендаций специалистов; подписьівается
председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей
(законньїх представителей) в доступной для понимания форме, предложенньїе рекомендации
реализуются только с их согласия.
21. При направлений ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк вьдается
родителям (законним представителям) на руки или направляется по почте, копии
заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются
представителем ПМПк. В другие учреждения й организации заключения специалистов
или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному
запросу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
О формах учета деятельности специалистов ПМПкЖурнал записи детей на ПМПк
№№
п./
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Дата
рождения
(число,
месяц,
год)
Пол Инициатор
обращения
Повод
обращения
График
консультирования
специалистами
Журнал регистрации заключений й рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и
рекомендаций ПМПк
№№
п./
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Дата
рождения
(число,
месяц,
год)
Заключение
Пол Проблема
специалиста или
коллегиальное
Рекомендаций
і
і
Специалист !
или состав ,
ПМПк
заключение
ПМПк
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника Основньїе блоки
1. «Вкладьіши»:
— педагогическая характеристика;
— виписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская
сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2.Документация специалистов ПМПк (согласовано учреждением (
формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятьіх до обращения в ПМПк, и их зффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
График планових заседаний ПМПк ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого
медикопедагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников
ЬІ Количество ставок по штату
Фактическое замещение (наличие реальних физических лиц)
Необходима
я
потребность
штатними работниками
ь
сть
)
в
образовательньїх
учреждениях
в том числе в
учреждениях
специального
образования
в
образовательньїх
учреждениях
в том числе в
учреждениях
специального
образования
работниками по
совместительству
[7 ——
образовательньїх
учреждениях
в том числе в
учрежденнях
специального
образования
в
образовагелі
учрежденияхі>і
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законними представителями)
обучающегося, воспитанника и с ПМПК
Договор
между образовательньїм учреждением (в лице руководителя образовательного
учреждения)
и родителями (законньїми представителями) обучающегося, воспитанника
образовательного учреждения о его психологомединопедагогическом
обследовании и сопровождении
Руководитель образовательного учреждения
Руководители (законньїе представители) обучающегося, воспитанника
(указать фамилию, имя. отчество) подпись_________
М.П.
(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законньїх представителей), харак
паспортньїми данньїми)
подпись_________
М.П.
Информирует родителей (законньїх представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его
психологомедикопедагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.
Вьіражают согласие (в случае несогласия не подписьівается) на психологомедикопедагогическое
обследование и сопровожден обучающегося, воспитанника в соответствии показаннями, в рамках
профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
Договор
о взаимодействии психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК) и
психологомедикопедагогического консилиума (ПМПк) образовательного
учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимньїе обязательства ПМПК (указать
уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ___________) и ПМПк
образо вательног о учреждения
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в
следующих случаях:— при возникновении трудностей диагностики;
— в спорньїх и конфлик'гньїх случаях;
— при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой
специализированной психологомедикопедагогической помощи.
2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:
— о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в
специализированной психологомедикопедагогической помощи;
— о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого
медикопедагогическую помощь в рамках данного образовательного
.учреждения
— об зффективности реализации рекомендаций ПМПК,
ПМПК обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в
развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к
данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказьівать методическую помощь, обеспечивать обмен опьітом между специалистами психолого
медикопедагогических консилиумов образовательньїх учреждений, территориально относящихся к
данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по
отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективьі
в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку
психологомедикопедагогической помощи
Порядок создания й и организация работьі психологомедико
педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.
1 ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения,
обьединяющихся для психологомедико педагогичеекого сопровождения обучающихся,
2 ПМПк может бьіть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо
от организационноправовой формьі.
3 общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения,
4 ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом
образовательного учреждения, договором между образовательньїм учреждением и родителями.
5 Примерньїй состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно
воспитательной работе, учитель или воспитатель дошкольного учреждения (ДОУ) с большим
опытом работьі. учителя (воспитатели) специальньїх (коррекционньїх) классов,групп, педагог
психолог, учительдефектолог и (или) учительлогопед, врачпедиатр (нервопотолог, психиатр),
медицинская сестра.
6 Целью ПМПк является обеспечение диагностикокоррекционного психологомедико
педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
7 Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
вьіявление и ранняя (с первьіх дней пребьівания ребенка в образовательном учреждении)
диагностика отклонений в развитии и (или) состояний декомпенсации; профилактика физических.,.интеллектуальньїх, змоциональноличностньїх перегрузок и
срьівов.
выявление резервньїх возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)
помощи.
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень школьной успешности. 8
Специалистьі, включенньїе в ПМПк ,вьіполняют работу в рамках основного рабочего времени,
составляя индивидуальньїй план работьі в соответствии с реальньїм запросом на обследование
детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации.. специалистам может бьггь
установлена доплата за увеличение обьема работ, размер которой в соответствии со ст. ст.32 й 54
Закона Российской Федерации « Об образовании» определяется образовательньїм учреждением
самостоятельно. С зтой целью необходимьіе ассигнования для оплатьі труда специалистов за
работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9 Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или
сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на оснований договора между
образовательньїм учреждением и родителями обучающихся, воспитанников. Медицинских
работников.представляющий интересьі ребенка в образовательном учреждении,при наличии
показаний и с согласия родителей.
10 Обследование проводится каждьім специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной
психофизическон нагрузки на ребенка.
11. По данньїм обследования каждьім специалистом составляется заключение и разрабатьівается
рекомендации. 12 На заседании
ПМПк обсуждаются результатьі обследования ребенка каждым специалистом, составляется
коллегиональное заключение ПМПк.
13 Изменение условий получения образования осуществляется по заключению ПМПк и заявлению
родителей.
14. При отсутствии в данном образо в ательном учреждении условий, адекватних индивидуальньїм
особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения
конфликтньїх и спорньїх вопросов специалистьі ПМПк рекомендуют родителям обратиться в
психологомедикопедагогическую комиссию (ПМПК).
15 Заседаніїя ПМПк подразделяются на плановые и внеплановьіе и проводятся под
руководством председателя.
16 Периодичность проведення ПМПк определяется реальньїм запросом образовательного
учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и
(или) состояниями декомпенсации: плановьіе ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
Внеплановьіе одиндва раза в неделю,
17 Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов ПМПк о необходимости
обсуждения проблемьі ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается
ведущий специалист: учитель и (или) классньїй руководитель Ведуший специалист
отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказьіваемой ему помощи и вьгходит
с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.19. На заседанни ПМПк ведущий специалнст, а также все специалистьі, участвующие в
обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и
рекомендации. Коллегиональное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику
психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощн.
20 Заключения специалисов, коллегианальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей
в доступной для понимання форме.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк вьідается
родителям.
Функциональньїе обязанности специалистов ПМПк
Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законних представителей),
других лиц , представляющих интересьі детей и подростков с отклонениями в развитии,
Организационно методическая работа.
Просветительская деятельность.
Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль зффективности
рекомендаций ПМПк с точки зрения динамики развития ребенка).
Регулярное повьішение квалификации. Профессиональньїй рост.
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях систему
ПМПК(региональная ПМПк, муннципальньїе ПМПК, ПМПконсилиумьі образовательньїх
учреждений в рамках методического (профессионального) обьедннения).
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств:
врачи в учреждениях системи здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, ) и
психологи в учреждениях системьі образования; социальньїе педагоги в учреждениях социальной
защитьі правоохраннтельной системы.
Вьіполнение требований устава учреждения, в состав которого входит ПМПк, цели и функции
ПМПк внутренний распорядок. веденне документации, своевременное планирование и отчетность
по результатам профессиональной деятельности).
1. Общие положения ПМПк
Школьньїе психологомедикопедагогические консилиумьі осуществляют диагностику учащихся и
консультирование родителей и педагогов,
В состав консилиума по приказу директора учреждения вводятся заместитель директора по
учебновоспитательной работе, логопед, учительдефектолог, практический психолог, врач,
учитель начальних классов, имеющий опьгг работьі в коррекционном классе,опьггньїй учитель,
Социальньїй педагог.
Психологомедикопедагогический консилиум школьї консультирует родителей и учителей по
вопросам профилактики, лечении, а также организации помощи и педагогической поддержке
детям с трудностями в обучении, готовит докумснтьі на районную ПМПК в случаи неясного
диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка.
2. Цель.На оснований достоверной диагносгики определение специальньїх образовательньїх
потребностей и условий,обеспечивающих развитие,получения образования,адаптацию и
интеграцию в социум детей,.и подростков с отклонениями в развитии.
Обеспечение адекватньїх специальньїх образовательньїх условий детям и подросткам с
отклонениями в развитии направлено на:
1) Получение детьми образования в узком смьісле слова, то есть приобретение
знаний, умений и навьїков в соответствии с соответствующими образовательньїми программами й
стандартами;
2) «Образование» личности ребенка. Иньїми словами, формирование личности, способной к
самостоятельной жизни в социуме.
3. Задачи консилиума.
1 .Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием
диагностических методик психологического, педагогического, методического обследования.
Вьіявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания,
работоспособности. Змоциональноличностной зрелостн, уровня развития речи учащихся.
2.Вьіявление потенциальньїх (резервних) возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю
для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
4. Вьібор дефференцированньіх педагогических условий, необходимьіх для
коррекции недостатков развития и для организации коррекционноразвивающего процесса.
5. Обеспечение общей коррекционной направленности учебновоспитательного процесса,
включающей активизацию познавательной деятельности детей, повьішение уровня их умственного и
речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков змоционально
личностного развития.
6. Профилактика физических, интеллектуальньїх и психологических нагрузок, змоциональньїх
срьівов, Организация лечения, учебно оздоровительньїх мероприятий.
7. Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого. Указанные
задачи относятся к числу основньїх. Другие имеют более конкретную направленность и
реализуются в различньїх видах деятельности сотрудников учреждения. Системний подход здесь
важен, как контроль за уровнем достижений учащихся по компонентам содержания обучения. 1)
Контроль зффективности разработанньїх рекомендаций на оснований следующих критериев;
А. Динамические критерии:
обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в
развитии,
адаптированность к рекомендованньїм ПМПк образо вательньїм условиям;
интеграция в рекомендованньїе ПМПк образовательньїе условия. Б.
Прогностические критерии:
прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;
адаптивность (способность к адаптации) в меняюшихся социальных условиях;
способность к интеграции в социум на разньїх возрастньїх этапах.
4. Функции специалистов консилиума.
1 .Предупреждение психофизичееких нагрузок.
2.Эмоциональньїх срьівов
З.Создание климота психологического конфорта для всех участников
педагогического процесса
Трудности при обучении в начальной школе. Наиболее частьі: отягощенность
раннего периода развития нарушения формнрования познавательньїх процессов
(мьішление ..речь)недостаточное развитие моторньїх функций, зрительноговосприятия,незрелость змоциональноличностной сферьі,нарушения состояния
соматического и нервнопсихологического здоровья.
Для достижения цели и осуществления поставленньїх перед ПМПк задач региональньїе и
муниципальньїе ПМПк вьіполняют одни и те же функции, однако существуют различия в условиях
вьіполнения зтих функций. Под условиями мы имеем в виду обьем, в котором вьіполняется та или
иная функция, контингент, по отношению к которому вьіполняется функция. И другие
обстоятельства.
Экспертнодиагностическая функция.
ПМПк осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен,
Речь идет об образовании ребенка в широком смьісле слова: формировании знаний, умений и
навьїков общесоциального и академического плана, и целостном развитии личности, способной
самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном зтапе (от 0 до 18 лет).
Достоверность диагносптки.
Экспертнодиагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с
опорой на цельїй ряд важнейших параметров.
В первую очередь речь идет о своевременной комплексной всесторонней динамической
диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от О до 18 лет, и реализации
по отношению к этим детям процесса образования. Своевременность
диагностики.
Имеется в виду как можно более раннее вьіявление отклонений в развитии или постановка
вопроса о подозрении на наличии отклонений в развитии детей с последующей адекватной
процедурой диагностики. Комплексность.
Предполагает учет медицинских, психологи ческих, педагогических, социальньїх аспектов
диагностики развития, вьіявляемьіх специалистами соответствующих профилей. Комплексний
подход реализуется в ПМПк благодаря особьім своевременньїм технологиям совместного
проведення обследования ребенка (в форме супервизорских технологий) и коллегиальному
обсуждению его результатов. Всесторонняя диагностика.
Такая диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разньїх профилей в рамках их
профессиональньїх задач и компетенции, Под всесторонностью любого вида обследования
(медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд
каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета
исследования.
Динамичесине аспектьі диагностики.
Предполагают анализ анамнестических и катамнестических данних, «срезовьіе» или
лонгитюдные исследования и наблюдение за развитием ребенка на разньїх возрастньїх зтапах
Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения, как общих онтогенетических
закономерностей, так и индивидуальньїх особенностей развития.
Ц,елостньїй подход.
Такой подход к ребенку реализуется на основании всех вьішеперечисленньїх аспектов
диагностики развития. Он заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития и
в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка
в социуме.Таким образом, достоверность диагностики обеспечивается многоаспектностью диагностической
картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями. То есть сама диагностика
рассматривается нами в развитии,
В центре внимания любого специалиста должен находится развивающийся ребенок, но не диагноз
Каждьій специалист должен озадачится вопросом, в каких условиях развития ребенка будет
максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальньїх, или резервных
возможностей, В зтом смысле ПМПк диагностирует сам социальньїе условия развития ребенка и
вьіходит на проблему их возможного и необходимого изменения, в частности, в системе
образования и смежньїх ведомств.
Определение специальньїх образовательньїх потребностей.
Только на основании достоверной диагностики возможно определение специальньїх образо
вательньїх потребностей детей с отклонениями в развитии,
Для того чтобы правильно определить образовательньїе потребности и условия, в которьгх
необходимо обучать и воспитьівать ребенка, любой специалист ПМПк исследует и анализирует, в
частности, индивидуальную структуру развития ребенка.
Индивидуальная структура развития ребенка.
На своевременном зтапе развития ПМПк с новой силой и наиболее вьісоком уровне встал вопрос
об общих законе мер ностях развития нормального и аномального ребенка.
Современная кризисная социальная ситуация развития показьівает со всей очевидностью, что
отсутствие спроса на человека вообще приводит к формированию отклонений в развитии даже у
первично сохранных, «задуманньїх» здоровых людей. Если мьі создадим такую страну, где
аномальние дети найдут место в жизни, где аномалия не будет означать непременно
недостаточности, там отклонения в развитии не будут дефективностью, а лишь индивидуальним
своеобразием.
ПМПк может рассматриваться как важнейшая структура, призванная формировать правильное
отношение социума к детям и подросткам с отклонениями в развитии.
Индивидуальная структура развития детей и подростков определяется не только
особенностями имеющие у них отклонений, но и резервными возможностями развития. Резервньїе
возможности развития зависят от многих факторов, в частности от степени (от легкой до
вьіраженной), распространенности(тотальность парциональность), уровня, (патологический
патологический) имеюшихся отклонений, в отношении некоторих (текущих, прогрессирующих)
отклонений в развитии детей актуален вопрос стал психического диагноза.
Возрастные особенности развития детей.
Специальньїе образовательные потребности детей, подростков с отклонениями в развитии
обязательно должньї со поставляться с возрастними параметрами,
У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается несоответствие паспортного и
психологического возраста. В условиях ПМПк очень важно правильно квалифицировать, какому
возрастному этапу, стадии, фазе соответствует развитие ребенка.
ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.
Одно из направлений реализации этой функции заключается в формировании информационной
базьі данньїх.Входит разработка форм (анкет,вопросников,) При сборе информации в качестве
одного из важнейших параметров можно рекомендовать распределение детей с отклонениями в
развитии по видам психологического дизонтогенеза.Каждьім специалистом осуществлнетсяпрофессиональньїй анализ «входящей информации» по результатом обследования
ребенка.Планирование обследования ребенка на ПМПк осуществляется на основе анализа
первичной информации ,в том числе документации.,которая запрашивается при обращении
родителей ребенка в ПМПк
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ.
Координация деятельности структурних единиц системы ПМПК.Для этого при ежегодном
планировании деятельности ПМПк можно рекомендовать отражать в плане
направление,механизмьі..,формьі обсуждения представления результатов взаимодействия всех
структурньїх единиц системы ПМПк между собой.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Методические совещания.
Практика показала,что такие совещания рационально проводить в среднем четьіре раза в год.Два из
них обьічно приуроченьї к началу и окончанию учебного года. Одно из методических совещаний
для системьі ПМПк актуально проводить в мартеапреле, Когда начинается комплектования
специальньїхкоррекционньїх образо ватель них учреждений. Наконец еще одно совещание
актуально проводить в конце или начале календарного года декабрьянварь.Это совещание обьічно
посвящено подведению итогов.анализу результатов ,также перспективному планированию
деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИИ СОВЕТ.
Основные вопросы
І.Достижение договоренности об использовании в условиях ПМПк единого пакета
диагностических методик для обследования детей и подростков с отклонениями в развитии.
2Единьіе требования к процедуре обследования ребенка .
3.Единьїе
требования к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности
ПМПк.
4.Повьішение
квалификации специалистов.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.
Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов ПМПк с лицами
,представляющие интересьі детей с отклонениями в развитии Консультирование предполагает
мягкую,ненавязчивую.,.но убедительную форму предложения рекомендаций.Посредством
профессионально организованньїх способов специалистьі ПМПк осуществляют консультирование.
Квалификация возрастньїх особенностей облегчает при правильном определении ведущей
деятельности рсбенка и центрального психологического новообразования. В решении этих
вопросов велика роль психолога ПМПк, Правильная оценка возрастньїх характеристик развития вомногих случаях лежит на основе психического дизонтогенеза.
Темп развития.
Определяется многими факторами изменения такого развития могут наблюдаться в рамках
индивидуальньїх конституциональногенетических особенностей.
Сведения о нормальном или ускоренном развитии отдельньїх параметров психики необходимо при
поиске резервньїх возможностей развития. Интересы.
Индивидуальньїе и возрастньїе интересьі являются движущими силами поведения ребенка.
Формирование, развитне и управление учебной мотивацией ребенка возможньї лишь с опорой
на структуру и направленность индивидуальньїх и возрастньїх интересов ребенка, С учетом
змоциональноличностньїх интересов ребенка строится и диагностическое обследование в
условиях ПМПк.
Если ребенок проявляет интерес, его легко можно вовлечь в те видьі деятельности, которьіе
нсобходимьі для проведення диагностического обследования. Интересьі ребенка составляют ядро
резервньїх возможностей развития, так как именно они мотивируют его на проявления активности
и достижения. В свою очередь, именно достижения позволяет поддерживать личность в состоянии
гармонии и устойчивости. СПОСОБНОСТИ
Известно,что одни операции действия.,видьі деятельности даются конкретному ребенку легче.
Формируются бьістрее и раньше.,а другие даются с трудом, формируются и автоматизируются
медленно.
Ориентация в образовательном процессе на благоприятньїе предпосьілки развития»и способности
ребенка..,так же как и его интересьі.может составить основу для компенсации отклонений в
развитии поэтому они обязательно должньї отражаться в рекомендациях как резервньїе
возможности развития. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ.
РАЗВИТИЯ
Одно из важнейших понятий.Это понятие имеет огромную практическую значимость при
диагностике и разработке развивающих программ.Необходимо обращать особое внимание на
динамику отношений между ребенком и окружающей его деятельностью.,прежде всего
социальной.То как складьіваются эти отношения и какую роль они играют в развитии ребенка. не
только обьесняет ,почему развитие шло именно таким ,а не другим путем,но и показьівает.какие
условия способствовали нормальному развитию,а какие явились причиной отклонений . ИТАК
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПМПк ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.РЕЗУЛЬТАТОМ
ВЬІПОЛНЕНИЯ ЗТОЙ ФУНКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА
РЕБЕНКА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА и
СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПОМОЩИ КАК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАК и ВНЕ СИСТЕМЬІ
ОБРАЗОВАНИЯ.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии.,этот процес осуществляется в разньїх формах,
соответственно уровню развития,возрасту,состоянию на момент обслелования,личностньім
особенностям ребенка. При этом. наряду' с обязательньїм эмоциональньїм принятием
ребенка,возможно представление рекомендаций как в прямой
форме(совет,рекомендация..,предложение по вьіполнению отдельньїх тренировочньїх упражнений
или целой программьі) Так и косвенной( намек,метафора.перенос..)
ФУНКЦИЯ СОПТОВОЖДЕНИЯ.Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПк.является
необходимьім звеном деятельности ПМПк. Фактически это звемо представляет собой обратную
связь.или контроль зффективности рекомендаций.., которьіе бьіли даньї после обследования.
1. сопровождение детей и подростков. Обучающихся и воспитьівающихся в системе образования.
2.Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии,не охваченньїх системой
образования
ПРОСВЕТИТЕЛЬКАЯ ФУНКЦИЯ.
Специалистьі ПМПк осуществляют просвешение по вопросам .находящимся в сфере
компетенции ПМПк. Осуществляется с
использовантем различньїх форм: лекций,семинаров,тренингов,консультирование .Используются
разнообразньїе средства:
Печатная продукция,информирование населення через СМИ.включая злектронньїе версии.
5.0СНОВНЬІЕ НАПРАВЛЕННЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСИЛИУМА.
Реализация функций ПМПк.
І.Вьіработка коллективньїх обоснованньїх рекомендаций по основным направлениям работьі с
учащимися.
2. Формирование у работников образо вательньїх учреждений адекватной оценки педагоги
ческих явлений в целом и школьньїх проблем детей и подростков.
3.Комплексное воздействие на личность ребенка.
4. Консультативная помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения.
5.Социальная защита ребенка в случае неблагоприятньїх условий жизни,при психотравмирующих
обстоятельствах: жесткое обращение с детьми, пьянство родителей
6. Особая роль отводится работе по охране и укреплению соматического и нервнопсихического
здоровья учащихся.в связи с чем ведется их профилактическое пролечивание и физическое
закаливание в соответствни с индивидуальньїми потребностями ,и возможностями ребенка.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
прием населення (зкспертнодиагностическая,консультативная,аналитическая функции)
организационнометодическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системьі
ПМПк(организационная,методическая,информащіонная функции.)
просветителькая деятельность(просветительская,организационная,информационная функции)
контроль зффективности рекомендаций ПМПк,или обратная связь (организационная,зкспертно
диагностическая,аналитическая функции,функции сопровожденпя.)
ФОРМЬІ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
диагностическое
обследование(методьі,наблюдения.беседьі,зксперемент.тестирование,изучение результатов
деятельности.)консультирование(психологическое,педагогическое.медицинское)
кратко временное диагностическое обучение или диагностнмческое лечение.
аналитикостатистическая обработка
материалов(анализ,обобщение,описание,.графическое представление.)
лекции,семинарьі,тренинги
подготовка публикаций(статьи,монографии,методические рекомендации)
вьіступления на радио и телевидении,выход с информационньїми сообщениями в Интернет.
организация родительских клубов,профессиональньіх клубов.
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЬІ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА НА ПМПк.
ПРИНЦИПЬІ.
«НЕ НАВРЕДИ.»
Этот принцип направлен на защиту человеческого достоинства детей и сопровождающих их
взросльгх в контакте с любьім работником ПМПк.
ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ.
В интересах детей могут рекомендовать социальному педагогу, классному руководителю.врачу
обратиться в консилиум. Сам ребенок может обратиться в консилиум.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Информация ,сожержащаяся в протоколах и заключениях ПМПк, необходимо
соблюдать конфиденциальность .полученной в результате обследования.
ЗНАКОМСТВО С РЕЗУЛЬТАТАМИ.
Родители имеют право получить информацию о результатах обследования ребенка в доступной для
их понимания форме. ДИАГНОСТИКА В
УСЛОВИЯХ ПМПк.
Имеет свои особенности.непосредственно вьітекающие из цели и задачВ.В.Лебединский вьіделяет
шесть видов психического дизонтогенеза(дети и подростки с отклонениями в развитии)
І.психическое недоразвитие 2
задержанное психическое развитие
3.поврежденное психическое развитие.
4.дефицитарное психическое развитие,анамалии развития связи с недостаточностью зрения и
слуха Анамалии в связи с недостаточностью двигательной сферьі.
5.искаженное психическое развитие.
6.дисгармоническое психическое развитие.