ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.
Иконка файла материала ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности.doc
ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности Разделы: Администрирование школы  Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То  обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети  не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются  найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ. Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов.  Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых  к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности  обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать.  Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая  коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач  в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность  возникновения у ребенка нервно­психических, психосоматических расстройств, различных  форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний. Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них  пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется  недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает  интуитивно­ практическое мышление над словесно­логическим. Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический  или социальный. Поэтому и работа строится по­разному. Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная  работа со специалистами ­ это психологи, логопеды, социальные работники,  взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей. Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим  кругом диагностико­воспитательных задач и функций является ПМПК (психолого­медико­ педагогический консилиум). Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных  образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение  образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.  Задачи, решаемые консилиумом:  выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе  учащихся достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей  в развитии детей и подростков разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях  коррекции их развития консультация в решении сложных и конфликтных ситуацийконтроль эффективности разработанных мероприятий Функции ПМПК:  экспертно­диагностическая информационно­аналитическая организационная методическая консультативная функция сопровождения просветительская Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением  дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей. Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог,  классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно­воспитательной  работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами­ специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб  различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК). Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК. Психолог: осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи  учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей  диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные  аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал  предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений. Данные содержат:  описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в  период сбора информации обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых  характеризуется выраженными индивидуальными особенностями Психологическое заключение для консилиума содержит:  результаты диагностики, наблюдения опрос родителей, педагогов заключения по консультациям Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических  особенностей школьников:  физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического  развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения  консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний) характеристика заболеваний за последний годСоциальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:  сведения о родителях, тип семьи стиль воспитания в семье взаимоотношения родителей и детей в семье обеспеченность семьи Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает  программу коррекционно­развивающих занятий с учащимися группы учебного риска. Заместители директора по учебно­воспитательной работе организуют взаимодействие  учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности  учащихся в форме психолого­медико­педагогического консилиума, осуществляют  контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации  педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по  взаимодействию с семьями учащихся. Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов. Первичный прием документов на ПМПК:  заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя Свидетельство о рождении Копии заключений специалистов (приложения № 1, 2, 4) Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем  (воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3) Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты  самостоятельной деятельности ребенка Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и  других врачей На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей).  Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет. Консилиум проводится в несколько этапов:  Подготовительный Основной Заключительный Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебно­воспитательного  процесса в классе, психолого­педагогическое изучение педагогически запущенных,  проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе,  беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с  предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика,  социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения. Основная часть консилиума проводится по общей схеме:  анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей  обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и  учебного процесса выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно­ воспитательных и управленческих мер по устранению причинколлегиальное обсуждение результатов обследования анализ поступивших предложений На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде  заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным  представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический,  педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования;  особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии  его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом,  школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения. Документация консилиума:  Приказ об организации консилиума Положение о ПМПК План работы Журнал регистрации заявок (приложение №6) Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума ­  медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча Заключение ­ итоговый документ консилиума Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК  мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять  малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым  неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает  неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание  ответа. Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем  переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания  в учебе.