Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.
ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности
Разделы: Администрирование школы
Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То
обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность,
а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети
не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению.
Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются
найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.
Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов.
Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых
к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности
обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать.
Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая
коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач
в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность
возникновения у ребенка нервнопсихических, психосоматических расстройств, различных
форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.
Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них
пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется
недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает
интуитивно практическое мышление над словеснологическим.
Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический
или социальный. Поэтому и работа строится поразному.
Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная
работа со специалистами это психологи, логопеды, социальные работники,
взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим
кругом диагностиковоспитательных задач и функций является ПМПК (психологомедико
педагогический консилиум).
Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных
образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение
образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в
развитии.
Задачи, решаемые консилиумом:
выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе
учащихся
достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей
в развитии детей и подростков
разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях
коррекции их развития
консультация в решении сложных и конфликтных ситуацийконтроль эффективности разработанных мероприятий
Функции ПМПК:
экспертнодиагностическая
информационноаналитическая
организационная
методическая
консультативная
функция сопровождения
просветительская
Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением
дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.
Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог,
классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебновоспитательной
работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными
специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами
специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб
различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).
Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК.
Психолог:
осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи
учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей
диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные
аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал
предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Данные содержат:
описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в
период сбора информации
обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых
характеризуется выраженными индивидуальными особенностями
Психологическое заключение для консилиума содержит:
результаты диагностики, наблюдения
опрос родителей, педагогов
заключения по консультациям
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических
особенностей школьников:
физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического
развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения
консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
характеристика заболеваний за последний годСоциальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:
сведения о родителях, тип семьи
стиль воспитания в семье
взаимоотношения родителей и детей в семье
обеспеченность семьи
Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает
программу коррекционноразвивающих занятий с учащимися группы учебного риска.
Заместители директора по учебновоспитательной работе организуют взаимодействие
учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности
учащихся в форме психологомедикопедагогического консилиума, осуществляют
контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации
педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по
взаимодействию с семьями учащихся.
Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов.
Первичный прием документов на ПМПК:
заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя
Свидетельство о рождении
Копии заключений специалистов (приложения № 1, 2, 4)
Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем
(воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3)
Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты
самостоятельной деятельности ребенка
Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и
других врачей
На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей).
Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет.
Консилиум проводится в несколько этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебновоспитательного
процесса в классе, психологопедагогическое изучение педагогически запущенных,
проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе,
беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с
предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика,
социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения.
Основная часть консилиума проводится по общей схеме:
анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей
обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и
учебного процесса
выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно
воспитательных и управленческих мер по устранению причинколлегиальное обсуждение результатов обследования
анализ поступивших предложений
На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде
заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным
представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический,
педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования;
особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии
его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом,
школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения.
Документация консилиума:
Приказ об организации консилиума
Положение о ПМПК
План работы
Журнал регистрации заявок (приложение №6)
Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума
медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча
Заключение итоговый документ консилиума
Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка
Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК
мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять
малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым
неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает
неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание
ответа.
Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем
переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания
в учебе.