Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом филиала ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова» по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка) по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан и МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере формой промежуточной аттестации установлен комплексный экзамен.
Цель комплексного экзамена – установление и оценка уровня соответствия полученных знаний и сформированных умений в результате освоения учебной дисциплины требованиям ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).
Экзамен состоит из теоретической и практической части. Оценочные средства составляют перечень теоретических вопросов и практических заданий (задач), сгруппированные в экзаменационные билеты.
Результаты освоения учебных дисциплин Экономика организации и Статистика, соотнесенные с теоретическими вопросами и практическими заданиями:
Код профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках изучения дисциплины |
Результаты освоения учебных дисциплин (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер теоретического вопроса/практического задания |
|
МДК 03.01 Осуществление защиты прав и свобод граждан |
|||
|
Обучающийся должен уметь: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5 |
осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов; |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9. ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5 |
пользоваться нормативными правовыми актами при разрешении практических ситуаций; |
Задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. ПК 3.1, ПК 3.3 |
анализировать различные практические ситуации, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по применению нормативных правовых актов, используя информационные справочно-правовые системы; |
Задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5 |
оказывать правовую помощь гражданам с целью восстановления нарушенных прав, используя информационные справочно-правовые системы; |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 8, ОК 9 ПК 3.1 |
логично и грамотно излагать свою точку зрения по государственно-правовой тематике |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
|
Обучающийся должен знать: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 |
основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина; |
№№ 1-6 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; |
№№ 1, 6, 8, 9, 14, 18, 22, 23 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства; |
№№ 2-5, 7, 10, 14-18 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
состав и виды правонарушений; |
№№ 11, 12 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 ПК 3.5 |
формы и способы защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц |
Задача № 1-25 |
|
МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере |
|||
|
Обучающийся должен уметь: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9. ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5 |
толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения договоров, оформления иных сделок, оценке их исполнения, предъявления претензий и исков; |
№№ 2, 5-9, 11- 18, Задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. ПК 3.1, ПК 3.3 |
анализировать различные практические ситуации, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по применению нормативных правовых актов, используя информационные справочно-правовые системы |
№№ 1, 19-25, Задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5. ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5 |
оказывать правовую помощь гражданам с целью восстановления нарушенных прав, используя информационные справочно-правовые системы |
№№ 7-9, 12-15, 17-18, 22-24, задача № 1-25 |
|
|
Обучающийся должен знать: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. ПК 3.1 |
место и роль института социального жилья в системе норм, регулирующих решение жилищного вопроса в РФ; |
№№ 1, 7-10, 12-21 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. ПК 3.5 |
природу отношений, возникающих по поводу предоставления и использования социального жилья в РФ; |
№№ 7-8, 15, 17, 20-21, задача № 4-5, 11, 16, 18 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. |
роль государства в решении жилищного вопроса в РФ; |
№№ 7, 14, 18-19, задача № 5-6 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8.
|
основные направления государственной политики в области социального жилья в РФ; |
№№ 22-25, Задача № 3, 12-14, 24-25 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5.
|
понятие и классификацию жилищного фонда, жилых помещений; |
№№ 2-6 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5. ПК 3.2, ПК 3.5. |
формы социального жилья, порядок и условия предоставления социального жилья в РФ |
№№ 7-8, 16-17, 20-21, Задача № 7, 17-18, 22-23 |
|
Оценка за экзамен определяется по результатам ответа на два теоретических вопроса и решения двух практических задач. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всего объема ВСР и практических работ. Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе на вопросы и решении задачи во время промежуточной аттестации определяется по следующим критериям.
Критерии оценки на теоретические вопросы:
- полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам;
- логически грамотное и последовательное изложение материала;
- ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений
Критерии оценки за практическое задание:
- правильное решение практической задачи с нужным подбором анализа;
- грамотное пояснение полученных результатов;
- формулирование вывода по задаче.
В соответствии с заданными критериями определяется оценочный балл за экзамен, процедура подсчета по которому фиксируется в оценочном листе (Приложение 6)
Процедура проведения экзамена
Экзамен проводится в очной форме. Экзамен принимают преподаватели, ведущие МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан и МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере.
Экзамен состоит из теоретической и практической части по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан и МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере (всего 2 теоретических вопроса и 2 практических вопроса)
Таким образом, количество заданий для студента – 4.
Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1 - 7 мин;
Задание № 2 - 8 мин;
Задание № 3 – 5 мин.
Задание № 4 – 5 мин
Всего на экзамен - 25 мин.
Теоретическая часть (1часть) – устный ответ по билетам на 1 теоретический вопрос по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан (Приложение 1) и 1 теоретический вопрос по МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере (Приложение 2). Время подготовки 20 мин. Собеседование по результатам выполнения теоретической части -10 минут.
Практическая часть (2 часть). После устного ответа студент приступает к практическому заданию по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан (Приложение 3) и к практическому заданию по МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере (Приложение 4). Время подготовки 20 мин. Собеседование по результатам выполнения практической части -5 минут.
Пример билета с заданиями и инструкцией для обучающихся приведен в Приложении 5
3 часть – подведение итогов экзамена и выставления итоговой оценки на основе оценочного листа (Приложение 6).
Требования к созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Для осуществления мероприятий промежуточной аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование). При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться с использованием дистанционных технологий.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО МДК 03.01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Нормативные документы:
4. Трудовой Кодекс РФ
Основные источники:
1. Правоохранительные органы: учебник / В.Г. Бессарабов. –М: Проспект, 2016.
2. Абашидзе А.Х. Универсальные механизмы защиты прав человека: учебное пособие для студентов «Юриспруденция» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 135 c
3. Адриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 455 c.
4. Гражданский процесс: учебное пособие для СПО/ Н.В. Алексеева [и др.]— М.: Российская академия правосудия, 2014.
5. Рассахатская Н.А. Гражданский процесс: учебное пособие. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014.
6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., Кнорус, 2015
7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. Ростов- на – Дону. Феникс. 2016
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО МДК 03.02. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
Нормативные документы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2017 N 16-П, с 03.07.2019 N 26-П)
2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)
Основные источники:
1.Андреев, Ю. Н. Судебная защита жилищных прав граждан. Теория, законодательство, практика / Ю.Н. Андреев. - М.: Юридический центр, 2017. - 139 c.
2. Батяев, А.А. Жилищные вопросы. Справочник / А.А. Батяев. - М.: Дашков и К°, 2015. - 199 c.
3. Данилов, Е. П. Жилищные споры. Комментарии. Практика. Образцы документов / Е.П. Данилов. - М.: КноРус, 2018. - 259 c.
4. Данилов, Е. П. Защита жилищных прав / Е.П. Данилов. - М.: АСТ, Зебра Е, 2014. - 256 c.
5. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации с образцами правовых документов и материалами судебной практики. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. - 198 c.
6. Крашенников, П. В. Сделки с жилыми помещениями. Комментарий гражданского и жилищного законодательства и практика его применения / П.В. Крашенников. - М.: Статут, 2017. - 246 c.
7. Латынова, Е. В. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье / Е.В. Латынова. - М.: Юрайт, 2016. - 274 c.
8. Марткович, И. Б. Жилищное право. Закон и практика / И.Б. Марткович. - М.: Юридическая литература, 2015. - 149 c.
9. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. - М.: Проспект, 2017. - 270 c.
10. Суслова, С. И. Жилищные права. Понятие и система / С.И. Суслова. - М.: Юриспруденция, 2014. - 224 c.
11. Титов, А. А. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / А.А. Титов. - М.: Юрайт, 2018. - 267 c.
12. Тихомиров, М. Ю. Защита прав на жилые помещения / М.Ю. Тихомиров. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. - 160 c.
13. Тихомиров, Михаил Юрьевич Документы в жилищных правоотношениях / Тихомиров Михаил Юрьевич. - М.: Тихомиров М.Ю., 2015. - 231 c.
14. Тихомиров, Михаил Юрьевич Обмен жилыми помещениями. Практическое пособие / Тихомиров Михаил Юрьевич. - М.: Тихомиров М.Ю., 2015. - 209 c.
15. Шешко, Г. Ф. Жилищное право / Г.Ф. Шешко. - М.: АСТ, Контакт, Харвест, 2017. - 256 c.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.garant.ru/ Информационно-правовой портал «Гарант.Ру».
2. http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
3. www.findlaw.com – Поисковый юридический сайт
4. www.lwionline.org – Правила написания юридических документов (Legal Writing Institute)
5. www.worldcourts.com - Информация о международных судах
6. http://www.zaprava.ru- Официальный сайт общероссийского Общественного движения «За права человека».
7. www.cedr.co.uk - Центр по урегулированию споров (Centre for Dispute esolution)
8. http://law.edu.ru/- Сайт Юридическая Россия. Образовательно-правовой портал
9. http://www.advokatrus.ru. - Интернет-портал «Адвокатура в России»
10. http://www.rsl.ru/ - Сайт Российская государственная библиотека
11. http://juristlib.ru/- Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»
12. internet-law.ru - "Интернет и право" (повышение уровня юридической грамотности пользователей Интернета)
13. russianlaw.net - "Право и Интернет"
14. www.academtext.com – библиотека
15. http://www.alldocs.ru/ - Коллекция электронных документов
16. http://www.hro.org/ - Права человека в России
17. http://interlaw.dax.ru/ - Юридический мегапортал
18. http://www.yurclub.ru/ - Виртуальный клуб юристов
19. http://www.allpravo.ru/ - «Право России»
20. http://www.aspirantura.ru/bibl.php - Электронные библиотеки и энциклопедии
21. http://www.portalus.ru/ - Научная онлайн-библиотека Порталус
Приложение 1
Вопросы для устных ответов к экзамену
по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан
1. Конституционные права граждан
2. Президентский контроль
3. Парламентский контроль
4. Судебный контроль
5. Защита прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства
6. Личные права и свободы человека и гражданина
7. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина
8. Права и свободы человека в экстремальных условиях
9. Права ребенка в Российской Федерации
10. Международные организации в области социальной защиты
11. Правонарушения в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения: понятие, классификация
12. Состав правонарушений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
13. Латентность преступлений в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
14. Обращение граждан в органы государственной власти и органы местно самоуправления: понятие, виды
15. Прокурорский надзор: понятие, цели, задачи
16. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
17. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
18. Самозащита, как вид защиты прав и свобод граждан
19. Подсудность споров в сфере социального обеспечения
20. Процессуальные документы в уголовном процессе.
21. Процессуальные документы в гражданском процессе
22. Гарантии и компенсации при заключении и расторжении трудового договора
23. Право на квалифицированную юридическую помощь как разновидность гарантий правовой защиты
24. Обжалование судебных решений
25. Государственный контроль (надзор): понятие, цели, задачи
Приложение 2
Вопросы для устных ответов к экзамену
по МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере
1. Социальные риски в жилищно-коммунальной сфере: понятие и виды
2. Понятие жилищных отношений. Виды жилищных отношений.
3. Понятие, основания и формы социальной защиты населения РФ в жилищно-коммунальной сфере
4. Классификация форм социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере
5. Объекты жилищных прав, виды объектов жилищных прав. Понятие жилого помещения, его назначение и пределы использования. Требования, предъявляемые к жилому помещению.
6. Жилищный фонд. Общие правила государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
7. Правила принятия на учет и снятия с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
8. Порядок и правила предоставления жилого помещения по договору социального найма. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения.
9. Понятие договора социального найма. Форма, содержание. Правила его заключения. Права и обязанности сторон.
10. Малообеспеченность как основание предоставления жилья по договору социального найма
11. Отличие договора социального найма жилого помещения от договора найма жилого помещения фонда коммерческого использования.
12. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Порядок их вселения. Права и обязанности.
13. Обмен жилыми помещениями, представленными по договору социального найма. Поднаем жилого помещения, представленного по договору социального найма.
14. Временные жильцы. Отличие их правового статуса от статуса членов семьи нанимателя. Прекращение договора социального найма жилого помещения.
15. Выселения граждан из жилых помещений, представленных по договору социального найма (с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, с предоставлением другого жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения).
16. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда. Правила включения и исключения жилых помещений из этого фонда. Особенности правового режима этих помещений.
17. Договор найма специализированного жилого помещения. Правила заключения договора, особенности пользования этим жилым помещением.
18. Правила представления и основания выселения из помещений специализированного жилищного фонда.
19. Специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан
20. Обеспечение жильем в стационарных учреждениях социального обслуживания
21. Предоставление временного жилья гражданам, нуждающимся в социальной защите
22. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг: понятие, виды, социально-правовая природа
23. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Предоставление субсидий и компенсаций в данной сфере
24. Обязанность пользователей жилых помещений оплачивать жилые помещения и коммунальные услуги. Санкции за нарушение этой обязанности.
25. Структура платы за жилье и коммунальные услуги, порядок и сроки ее внесения. Основные критерии, которым должен соответствовать размер платы за жилье и коммунальные услуги.
.
Приложение 3
Практические задания к экзамену
по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан
Задача 1. Джон Мауэр проживает постоянно на территории РФ. Господин Мауэр, являясь инвалидом, обратился в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства за предоставлением ему требуемой помощи. Сотрудник ТЦСО отказал в просьбе господина Мауэра, мотивируя свой отказ тем, что Джон Мауэр не является гражданином РФ.
- Есть ли ошибка в действиях сотрудника ТЦСО или его действия в рамках ФЗ?
Задача 2. При составлении индивидуальной программы обслуживаемому гражданину, сам Виспорт начал проявлять активное участие в составлении данной индивидуальной программы. Сотрудник ТЦСО, на которого была возложена обязанность по составлению данной программы, заявил гражданину Виспорту, что его участие в данном процессе не допускается, так как он не обладает соответствующей компетенцией и только мешает исполнению обязанностей сотрудником.
-Верна ли позиция сотрудника ТЦСО?
Задача 3. Винцевская проживает в доме престарелых. К ней с визитом приехала двоюродная сестра, но администрация дома престарелых не пускает данную гражданку, мотивируя тем, что у них строгие правила, ограничивающие посещение гостями проживающих, так как клиенты дома престарелых проходят здесь курс лечения, релаксации и посещение кем-либо может навредить их физическому и душевному спокойствию.
-Есть ли нарушения в представленной ситуации?
Задача 4. Получатель социальных услуг Мухина заключила договор о предоставлении социальных услуг с ИП Комаровым, предоставляющим социальное обслуживание. С течением времени Мухина изъявила желание, изложив его в устной форме поставщику, получать дополнительные социальные услуги за плату. Данных действий посчитала Мухина достаточно, так как между ней и поставщиком уже заключён был ранее договор о предоставлении социальных услуг.
-Дайте правовую оценку ситуации.
Задача 5. Под опекой супругов Мохиных находится 10-летний Борисов. Отношения в семье между супругами Мохинами и Борисовым складываются очень сложно. Замкнутость и агрессивность Борисова приводит к частым внутрисемейным конфликтам.
- Есть ли основания в представленной ситуации для предоставления социального обслуживания?
Задача 6. Попову составлена индивидуальная программа социального обслуживания. Попов поменял место жительства, обратился в территориальный центр социального обслуживания по новому месту жительства. Он был удивлён, что на основании индивидуальной программы на новом месте жительства ему предоставляют не все указанные в индивидуальной программе социальные услуги. гражданин посчитал, что его права нарушены.
-Согласны ли вы с Поповым?
Задача 7. Гражданин Мезенцев за 25 000 руб. приобрел ноутбук в магазине М-ВИДЕО, при первом включении он обнаружил на экране черные точки. Обратившись в магазин с просьбой обменять купленную технику, ему отказали, сославшись на то, что выгоревшие пиксели в таком количестве допускаются.
-Правомерен ли отказ администрации магазина в замене товара?
Задача 8. Жительница г. Екатеринбурга Анна Козлова обратилась в управление экологического контроля администрации города за информацией о концентрации вредных веществ в воздухе в районе проживания. В ответ на свою просьбу увидела изумленные глаза работников управления и услышала фразу: «А мы простым горожанам такую информацию не даем!».
-Правомерен ли отказ администрации города гражданке Козловой в предоставлении запрашиваемых сведений?
Задача 9. Гражданин Малинин обратился за помощью к Уполномоченному по правам человека в РФ. Тот, приняв жалобу к рассмотрению, обратился за содействием в проведении проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, к должностному лицу, чьи действия обжаловались. В последующем из-за загруженности Уполномоченного проверка по жалобе полностью проводилась этим должностным лицом, при этом данное лицо неоднократно пыталось скрыть от Уполномоченного факты нарушения прав гражданина Малинина.
- Какая ответственность установлена законодательством РФ за совершение подобных действий должностным лицом?
Задача 10. Иванова родила второго ребёнка и как следствие приобрела право на получение сертификата на материнский капитал. Ознакомившись с 2 положениями ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Иванова решила распорядиться средствами материнского капитала и получить высшее образование, т.к. в законе она прочитала, что можно направить средства материнского капитала полностью или по частям на получение образования.
- Правильно ли мыслит Иванова?
Задача 11. Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка.
- Правы ли в этом случае продавцы?
Задача 12. Когда покупательница приобретала губную помаду, продавец ей сказала, что она изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у неё возникли сомнения в достоверности сказанного, и она отдала купленную помаду на экспертизу. Экспертиза установила, что в химический состав помады натуральные компоненты не входят.
- Может ли покупательница потребовать вернуть зря потраченные деньги?
Задача 13. Покупатель отдал для производства гарантийного ремонта свой телевизор в мастерскую при магазине, где он был куплен.
- Определите, в какой срок должен быть произведён гарантийный ремонт и правда ли, что покупателю на время ремонта должны предоставить другой телевизор?
Задача 14. Покупатель пробрёл три метра ткани на костюм, но жена посчитала выбор неудачным и с отрезом отправилась, чтобы заменить другой тканью, более подходящей. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, покупку обменять отказались.
- Кто прав в этой ситуации покупатель или магазин?
Задача 15. Клиент заказал изготовить и установить у себя в квартире металлические двери. Работы были выполнены в срок. Но очень скоро клиент обнаружил, что замок в двери некачественный. Потребовал его заменить, но фирма ему отказала.
- Кто прав в этой ситуации?
Задача 16. Родители купили детскую коляску за 17 тысяч рублей. Через неделю она расползлась по швам. В магазине коляску принять обратно отказались, ссылаясь на то, что коляска вся грязная испачканная гадостями ребёнка. Покупатели призвали на помощь СМИ и вместе с ними потребовали провести экспертизу, которую провели за счёт магазина. Товар приняли, а деньги вернули.
- Какой статьей Закона РФ «О защите прав потребителей» пользовались покупатели в этой ситуации?
Задача 17. В ювелирном магазине девушка купила золотой браслет. Когда дома она стала его примерять, браслет разломился, а внутри оказался какой-то другой металл. В магазине товар обратно не приняли, ссылаясь на то, что бирка на товаре нарушена. Покупатель в соответствующих органах за свой счёт провела экспертизу, которая установила, что браслет изготовлен из сплава меди и золота. Продавец заставила менеджера позвонить поставщику и при этом предъявила акт экспертизы. Факт подделки был доказан, а покупателю вернули деньги. Каким нормативным актом пользовалась покупательница, чтобы доказать свою правоту?
Задача 18. Покупатель приобрёл в магазине автоматическую зубную щётку. Дома он обнаружил, что щётка не работает. В магазине товар не приняли, ссылаясь на то, что медицинские товары возврату и обмену не подлежат.
- Правы ли работники магазина?
Задача 19.
Осенью 2017 года гражданин Егоров подал заявление в Призывную комиссию на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по причине личных убеждений, которые противоречат прохождению военной службы.
На заседании призывной комиссии весной 2018 года Егорову заочно было отказано в замене военной службы на альтернативную «…по причине несоответствия доводов гражданина о том, что несение службы противоречит его убеждениям».
- Правомерен ли отказ Призывной комиссии гражданину Егорову в замене военной службы на альтернативную?
- Какие дальнейшие действия гражданин может предпринять?
Задача 20.
Гражданин Кораблев находится на больничном с переломом ноги уже более 6 месяцев. Врач направил его на инвалидность до полного выздоровления. Работодатель отправил письменное уведомление о сокращении работника по почте.
- Правомерно ли решение работодателя о сокращении работника?
- Какие дальнейшие действия гражданин может предпринять?
Задача 21.
Гражданин Обломов за 55 000 руб. приобрел ноутбук в магазине НОРД, при первом включении он обнаружил на экране черные точки. Обратившись в магазин с просьбой обменять купленную технику, ему отказали, сославшись на то, что выгоревшие пиксели в таком количестве допускаются.
- Правомерен ли отказ администрации магазина в замене товара?
- Какие дальнейшие действия гражданин может предпринять?
Задача 22.
Гражданка Цыплакова купила холодильник в сети гипермаркета «Эльдорадо». Через 2 года холодильник сломался. Срок гарантийных обязательств на технику истекает через год. Сломанный холодильник забрали в сервисный центр. Прошло 40 дней, но его так и не отремонтировали, в виду отсутствия деталей. Магазин обещал заменить холодильник на новый, но также тянет время.
- Правомерны ли действия администрации магазина?
- Какие дальнейшие действия гражданка может предпринять?
Задача 23.
Житель г. Екатеринбурга гражданин Евстифеев 1,5 года назад заказал установку 3 пластиковых окон в компании «Индустрия окон». Окна установили с нарушениями. Весной по всем стыкам появились щели, через которые поступает холодный воздух. Написал письменную претензию и запрос на гарантийный ремонт, ответа не последовало. При личном разговоре тех. директор сказал: «Ремонтировать не будем, менять надо не окна, а стены».
- Правомерен ли отказ руководства компании в устранении недостатков?
- Какие дальнейшие действия гражданин может предпринять?
Задача 24.
Гражданка Фадеева устроилась на работу, а через пару месяцев узнала, что беременна. Через некоторое время попала в больницу на сохранение. Работодатель, узнав об этом, попросил, чтобы работница написала заявление на увольнение.
- Правомерно ли требование работодателя?
- Какие дальнейшие действия гражданка может предпринять?
Задача 25.
Находясь в местах лишения свободы, осужденный Ковязин подал жалобу в администрацию колонии на старшего инспектора по воспитательной работе и просил отреагировать на жестокое обращение с ним со стороны данного лица. Однако администрация колонии признала действия своего сотрудника правомерными.
Ковязин не согласился с решением, принятым по его жалобе, и обратился снова поэтому же вопросу, но к Уполномоченному по правам человека в РФ. С содержанием поданной жалобы был ознакомлен начальник колонии в целях обеспечения безопасности и режима в исправительном учреждении.
В последующем при проведении проверки по жалобе Уполномоченному было отказано в посещении исправительного учреждения, в котором отбывал наказание Ковязин.
- Разрешите ситуацию.
Приложение 4
Практические задания к экзамену
по МДК 03.01. Социальная защита в жилищной сфере
Задача 1. Гр-н Зуев проживает в 3-комнатной квартире, занимая ее по договору социального найма. В этой же квартире зарегистрирована его младшая дочь, гр-ка Кирова и ее сын 10 лет. Фактически дочь и внук проживают в другом месте – у отца ребенка и мужа Кировой. Однако вместе с дедушкой проживает его внучка Петрова Марина 14 лет. Девочка живет с дедушкой последние 10 лет и учится в школе рядом с домом. Дедушка хочет зарегистрировать ее в квартире по месту постоянного проживания, однако младшая дочь не дает на это разрешения.
– Является ли наличие (отсутствие) прописки (регистрации) свидетельством наличия (отсутствия) прав на жилище?
– Возникло ли у девочки право на жилище?
– Какой смысл имеют положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которым права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, в том числе ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право каждого свободно выбирать место пребывания и жительства?
– Различается ли объем прав граждан на жилище в зависимости от проживания или не проживания по месту регистрации? Каким образом дедушка и внучка могут защитить свои права?
Задача 2. Гр-н Птичкин приехал в г. Энгельс из Владимирской области и устроился работать на завод, где ему предоставили служебное жилое помещение. Птичкин обратился в паспортный стол с заявлением о регистрации его на предоставленной жилой площади, однако ему отказали в регистрации по месту жительства, предложив зарегистрироваться временно по месту пребывания.
– Каково различие между регистрацией по месту жительства и по месту пребывания?
– Какие права (обязанности), связанные с регистрацией, имеет Птичкин?
Задача 3. Гр-н Иванов С. проживает со своей семьей в 2-комнатной квартире по договору социального найма. Дом относится к муниципальному фонду социального пользования. Более 10 лет места общего пользования в этом доме не ремонтировались. Между тем в 2018 г. размер квартирной платы был увеличен в два раза.
– Вправе ли орган местного муниципального образования повышать размер квартирной платы?
– В чью компетенцию входит определение размера квартирной платы в домах муниципального фонда социального использования?
– Кто обязан проводить ремонт мест общего пользования дома?
Задача 4. Муниципальный жилищный фонд предоставил гр-ну Антонову, который был признан малоимущим, квартиру по договору социального найма. Впоследствии гр-н Антонов самостоятельно осуществил в этой квартире перепланировку, а орган, осуществляющий согласование по переустройству и (или) перепланировке, обязал его привести данное жилое помещение в первоначальное состояние. Гр-н Антонов отказался это сделать, мотивируя тем, что он только наниматель жилого помещения и, если нужно, пусть это делает наймодатель. К тому же денег на повторный ремонт (перепланировку) нет, а договор социального найма с ним расторгнуть не могут, так как гр-н Антонов признан малоимущим.
– Какие меры можно применить в отношении гр-на Антонова, совершившего самовольную перепланировку?
– Возможно ли в данном случае расторгнуть договор социального найма?
Задача 5. Житель небольшого городка в Н-ской области обратился в местную администрацию с просьбой предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен имеющегося, слишком маленького по размерам (8 м2 жилой площади на 1 чел.) Кроме того, жилое помещение находится в коммунальной квартире. Администрация отказала, указав, что гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение по размерам больше учетной нормы, составляющей в Н-ской области 6 м2 жилой площади на 1 чел. Тот факт, что лица проживают в коммунальной квартире, значения не имеет.
– Чем отличается учетная норма площади жилья от нормы предоставления жилого помещения?
– Правомерен ли отказ администрации в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий?
– Как изменилось бы решение задачи, если бы гражданин проживал в Москве, учитывая тот факт, что он проживает в коммунальной квартире?
– Если бы размер занимаемого жилого помещения был меньше учетной нормы, явилось бы это достаточным основанием для постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий?
Задача 6. Семья Кузнецовых из 4 чел. в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В мае 2015 г. у отца Ирины Кузнецовой умерла супруга и он, будучи инвалидом 1-й группы по зрению и, нуждаясь в постороннем уходе, переехал жить к дочери и зятю, продав свой дом в деревне. Зарегистрировать отца по месту их проживания семья смогла только после того, как в судебном порядке он был признан лицом, находящимся на иждивении. После этого администрация города сняла Кузнецовых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку один из членов их семьи добровольно ухудшил имеющиеся у него жилищные условия.
– Правомерно ли решение администрации?
– Какие последствия закон предусматривает для лиц, добровольно ухудшивших свои жилищные условия?
– Должна ли быть признана малоимущей семья, стоящая на учете с 2008 г., после появления в ней в июле 2015 г. нового члена располагающего некоей суммой денег от продажи дома?
Задача 7. Гр-н Федоров с женой и сыном проживал в 3-комнатной квартире площадью 40 м2. В связи с возникшими конфликтами между членами семьи гр-н Федоров обратился в суд с просьбой выделить ему изолированную комнату площадью 10 м2.
– Удовлетворит ли суд требование Федорова?
– В каких случаях по ЖК РФ возможно изменение договора найма жилого помещения?
Задача 8. С пенсионеркой Хомяковой, 85 лет, проживала ее племянница Анастасия, 25 лет, прописанная по адресу своих родителей в другом городе. Хомякова умерла, и к Анастасии был предъявлен иск о выселении как к лицу, не являющемуся членом семьи умершей Хомяковой. Анастасия на суде доказывала, что хотя она за квартиру не платила, но проживала с Хомяковой в течение 10 лет, поэтому ее (Анастасию) нельзя считать ни поднанимателем, ни временным жильцом, и выселению она не подлежит.
– Подлежит ли выселению из квартиры умершей Хомяковой ее племянница Анастасия?
– Повлияет ли на решение суда то обстоятельство, что Анастасия прописана по адресу своих родителей в другом городе?
– Какое решение должен принять суд?
Задача 9. Гр-н Савельев имел в собственности приватизированную комнату в 4-комнатной коммунальной квартире. Имея другую жилую площадь и проживая там постоянно, Савельев решил комнату сдать через риэлтерскую фирму внаем или в аренду. Соседи по квартире, узнав об этом, стали возражать, считая, что для заключения любых сделок в отношении комнаты в коммунальной квартире необходимо их согласие, так как иначе будут задеты их интересы. Савельев же доказывал, что в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, следовательно, он может заключить любую сделку, не спрашивая чьего–либо согласия.
– Может ли Савельев сдать свою квартиру в аренду или внаем?
– Нужно ли ему для этого согласие соседей?
– Насколько широки полномочия собственника по распоряжению своим имуществом?
Задача 10. Гр-ка Аристова О. Ж. до замужества жила в общежитии, предоставленном организацией, в которой она работала. После замужества гр-ка Аристова переехала к мужу в 2-комнатную квартиру и оставила по его просьбе место работы. При заключении брака супруги составили брачный договор, в котором указали, что квартира мужа разделу не подлежит и в случае расторжения брака останется в его собственности.
– Где будет проживать Аристова в случае расторжения брака?
– Будет ли сохранено за ней право пользования жилым помещением в общежитии?
Задача 11. Семья Орловых проживала в квартире, предоставленной им по договору социального найма. Наймодатель сообщил, что в доме, в котором они проживают, и в квартире вскоре будет осуществлен капитальный ремонт, поэтому Орловым необходимо на время ремонта выехать из квартиры. При этом наймодатель предложил Орловым жилое помещение меньшей площади и неблагоустроенное.
– Правомерны ли действия наймодателя?
Задача 12. Гр-ка Копылова Я., проживающая в 3-комнатной квартире, принадлежащей ей на праве собственности, собралась выехать на учебу в Англию на полгода, в связи с чем обратилась в управляющую организацию с просьбой пересчитать ей размер платы за жилое помещение.
– Какова структура платы за жилое помещение для его собственника?
– Насколько может быть уменьшена плата за жилое помещение для лиц, временно отсутствующих в занимаемых ими жилых помещениях?
Задача 13. Администрация Одинцовского района постановила в четыре раза увеличить стоимость услуг за содержание и ремонт жилых домов улучшенной планировки. Причем новые ставки распространяются только на тех жильцов, которые являются собственниками жилого помещения.
– Правомерно ли решение администрации?
– Вправе ли граждане, проживающие в жилых помещениях на праве собственности, рассчитывать на предоставление жилищных субсидий?
Задача 14. Лыкарева М. В. проживала в 2-комнатной квартире со своим душевнобольным недееспособным сыном Лыкаревым С. В связи с заболеванием сахарным диабетом, она стала инвалидом 1-й группы и перестала выходить из дому. В доме стал распоряжаться ее нездоровый сын. В результате они в течение полугода 8 раз залили соседей и один раз устроили пожар на балконе, который соседям с трудом удалось погасить с другого балкона. Соседи обратились к юристу с целью выселения невыносимых соседей, сообщив ему, что помимо прочего, по их сведениям, мать и сын в течение 10 мес. не оплачивают квартиру.
– Какие разъяснения даст юрист?
– У кого возникает право выселения граждан в связи с неоплатой жилого помещения?
– Каковы основания выселения граждан без предоставления другого жилого помещения?
– Каковы особенности данного дела с учетом того, что Лыкарев С. является недееспособным, а Лыкарева М. В. его опекуном?
Задача 15. Гр-н Колосов произвел обмен 3-комнатной квартиры размером 39 м2 на 2-комнатную квартиру размером 27 м2, которую занимал наниматель гр-н Григорьев с семьей. Спустя некоторое время гр-н Колосов обратился в суд с иском о признании договора обмена недействительным, ссылаясь на то, что в квартире, полученной по договору, не утеплен потолок, вследствие чего он промерзает и дает течь. Суд признал договор обмена недействительным.
– Правильно ли решено дело судом?
– Что такое «заблуждение, имеющее существенное значение» и имеется ли оно в данном случае?
– Что должен предпринять суд для выяснения вопроса о техническом состоянии спорной квартиры?
Задача 16. Занимающий комнату в коммунальной квартире Телегин систематически пьянствовал, устраивал дебоши, не участвовал в уборке мест общего пользования. Соседи по квартире, а также жильцы нескольких других квартир, которые Телегин залил водой, предъявили к нему иск о выселении за невозможностью совместного проживания. В ходе рассмотрения дела истцы изменили свои исковые требования и согласились на обмен Телегиным занимаемой им комнаты. Телегин представил суду вариант обмена. Однако в дело вступили жильцы квартиры, в которую Телегин должен въехать по обмену. Они заявили, что категорически возражают против вселения в их квартиру «пьяницы и дебошира, от которого другие хотят избавиться».
– Решите дело.
Задача 17. Гр-ка Потехина проживала в 3-комнатной муниципальной квартире со своей внучкой Свердловой, которая работала учителем в школе. Их общий доход составлял 10 000 руб. в месяц, из которых 5 000 руб. приходились на пенсию Потехиной. В связи с тем, что нанимателем являлась Потехина, а средств на уплату квартплаты было недостаточно, она в течение последнего года не оплачивала квартиру и коммунальные услуги. Наймодатель направил письменное предупреждение о необходимости внести плату за квартиру Свердловой.
– На каком основании действует эксплутационная организация, предъявляя претензии Свердловой, с которой не был заключен договор найма?
Задача 18. Макину в связи с трудовыми отношениями на семью из трех человек предоставили комнату в общежитии. Через три года Макин уволился с работы по собственному желанию. Собственник общежития потребовал от него освободить жилое помещение. Макин отказался, т. к. семья не имеет другого жилья, недостаточная заработная плата не позволяет ему материально содержать семью.
- Определите правовой статус общежития. Кто может быть собственником общежития?
- Обоснованы ли доводы Макина?
Задача 19. Игнатьев по договору социального найма занимает однокомнатную квартиру. В связи с продажей квартиры к нему приехали родственники, которые попросили их временно зарегистрировать по данному месту жительства.
- Определите соотношение жилищного и административного законодательства по данному вопросу.
Задача 20. Балашов проживал в комнате площадью 18 кв. м в коммунальной квартире вместе с братом Александром и несовершеннолетней дочерью. Балашов получил двухкомнатную квартиру на семью из трех человек. После выезда комнату передали по договору социального найма Петровым. Администрация района руководствовалась тем, что Петровы, хотя и не являются малоимущими, проживают в комнате (12 кв. м) втроем. На данную комнату претендовала семья Сидоровых, как имеющая комнату размером меньше нормы предоставления на одного члена семьи и являющаяся малообеспеченной на момент освобождения комнаты. Сидоровы обратились с иском в суд.
- Решите дело.
Задача 21. В марте 2010 г. умер Богатов, являвшийся нанимателем двухкомнатной квартиры по договору социального найма. Долотова обратилась в суд с иском о признании за ней права на данную жилую площадь в связи с тем, что она являлась членом его семьи и проживала вместе с ним с января 2000 г., вела общее хозяйство. При жизни они договорились, что она вселяется в квартиру без приобретения права на жилую площадь. Кроме того, Долотова имеет однокомнатную квартиру на условиях договора социального найма. В настоящее время в ее квартире проживает семья сына, вселяться в стесненные условия она не может, считает, что утратила право на данную жилую площадь, в настоящее время ее единственным постоянным жильем является спорная квартира.
- Решите дело, по существу.
- Сформулируйте резолютивную часть решения суда по данному делу.
Задача 22. В суд предъявлен иск о выселении в маневренный фонд семьи Марковых с несовершеннолетними детьми (дочерью и сыном) в связи с капитальным ремонтом дома, в котором они проживают по договору социального найма. Марковы отказались от переселения в связи с уменьшением жилой площади (с 37 кв. м. до 25 кв. м), наличием разнополых детей и нежелания проживать в коммунальной квартире.
- Разрешите спор, по существу.
Задача 23. В связи с капитальным ремонтом дома с реконструкцией жилого помещения, в котором проживала семья Вальтеров, состоящая из двух человек, их двухкомнатная квартира общей площадью 43 кв. м была переоборудована в однокомнатную квартиру общей площадью 29 кв. м. Орган местного самоуправления предложил семье двухкомнатную квартиру такого же размера в другом доме. Вальтеры отказались и высказали намерение вернуться в прежнее жилое помещение после завершения капитального ремонта дома. Орган местного самоуправления им отказал, поскольку однокомнатная квартира по своим размерам составляет менее нормы предоставления на одного члена семьи
- Решите дело.
Задача 24. Бухгалтерия ТСЖ неправильно производила начисление платы за жилье и коммунальные платежи. После выявления ошибки бухгалтер ТСЖ уволилась, а собственникам квартир были выставлены счета на оплату с учетом задолженности за предыдущие периоды. Собственники квартир отказались оплачивать данные счета. Проанализируйте правовой статус участников данных отношений.
- Решите дело.
Задача 25. Мошкин, наниматель по договору социального найма, производил оплату коммунальных услуг периодически, но не в полном объеме. Орган местного самоуправления предъявил иск к Мошкину о выселении.
- Правомерны ли действия органа местного самоуправления?
- Изменится ли Ваш ответ, если Мошкин является собственником квартиры?
Приложение 5
Пример экзаменационного билета и инструкции для обучающихся
Экзаменационный билет № 1
по МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан и МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере
Инструкция для обучающихся:
1. Внимательно прочитайте содержание теоретических вопросов № 1, 2. При ответе на них обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным. Дайте основные определения и характеристику понятий билета. Помните, что умение определить применение теоретических знаний (по билету) в будущей профессиональной деятельности повышает оценочный балл.
2. Внимательно прочитайте и выполните практическое задание.
3. Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий
Время на подготовку для ответа на теоретические вопросы и практические задания – 40 минут
1 вопрос. Конституционные права граждан
2 вопрос. Социальные риски в жилищно-коммунальной сфере: понятие и виды
3. Практическое задание по МДК 03.01
4. Практическое задание по МДК 03.02
Приложение 4
Оценочный лист
МДК 03.01. Осуществление защиты прав и свобод граждан и МДК 03.02. Социальная защита в жилищной сфере
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Группа ________________
Форма аттестации: экзамен
Дата проведения_________________________________
ФИО студента |
Теоретический вопрос 1 |
Теоретический вопрос 2 |
Практическое задание |
Практическое задание |
Средний балл по итогам выполнения ВСР |
Средний балл по итогам выполнения практических работ |
Итого (макс 22 балла) |
Оценка |
||||||||
полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам |
логически грамотное и последовательное изложение материала |
ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений |
полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам |
логически грамотное и последовательное изложение материала |
ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений |
правильное решение практической задачи с нужным подбором анализа |
грамотное пояснение полученных результатов |
формулирование вывода по задаче |
правильное решение практической задачи с нужным подбором анализа |
грамотное пояснение полученных результатов |
формулирование вывода по задаче |
|||||
|
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1 балл |
1балл |
1балл |
1 балл |
2-5 баллов |
2-5 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка определяется по алгоритму:
22-20 баллов – «отлично»;
19-16 баллов – «хорошо»;
15-12 баллов - «удовлетворительно»;
менее 12 баллов - «неудовлетворительно»
Подпись преподавателя_____________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.