По В.Хомченко "Птица-невеличка"
Оценка 4.7

По В.Хомченко "Птица-невеличка"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
чтение
3 кл
01.02.2021
По В.Хомченко "Птица-невеличка"
Разработка урока. Знакомство с рассказом В.Хомченко. «Птица-синица». Уточнение знаний учащихся о птицах; Выработка безошибочного, выразительного чтения.
По В. Хомченко Птица-синица.docx

 

Тема урока:     «Птица-синица». По В. Хомченко

Дата проведения: 15.02.2021

 

Цель урока:

совершенствование навыков устной речи и литературного, осмысленного, выразительного чтения при знакомстве с рассказом «Птица-синица.» по В. Хомченко.

Задачи урока:

 

предметные

- познакомить с рассказом В.Хомченко. «Птица-синица». Уточнить знания учащихся о птицах; Вырабатывать безошибочное, выразительное чтение. Учить отвечать на вопросы полными фразами.

- корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас.

- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам;

- учить прогнозировать содержание рассказа по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснять значение слов и выражений.

личностные

Развивать дисциплинированность, умения выполнять задания по   инструкции учителя.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

традиционный

Трудные слова и выражения

хвалиться, стали водить хоровод, наказание, устроим кормушку.

Новые понятия

Дидактические средства

Ноутбук, проектор, презентация по теме урока, задания для дидактической игры «Закончи предложение».

Формы контроля

Текущий

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД

(формируемые на этом этапе)

Коррекционная направленность урока

1.

Организационный этап.

 

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

- Какой у нас сейчас урок? (1слайд)

отвечают на вопрос

Личностные:  адекватное включение в учебную деятельность

Стабилизация эмоционального  состояния учащихся.

2.

Проверка д/з Актуализация знаний.

1)Игра: Расставьте картинки в правильной последовательности (поменяйте картинки местами)

2) Пересказ по картинкам:

(1 картинка)

(2 картинка)

(3 картинка)

Расставляют картинки

 

 

Пересказывают с опорой на иллюстрацию

Регулятивные

активно участвовать в деятельности;

контролировать и оценивать свои действия  и действия одноклассников

Развитие логического мышления, памяти, внимания

3.

Мотивация учебной деятельности,  постановка цели и задач учащихся.  

 

 

 

1).Рассмотрите птиц на  картинках. Назовите их. (слайд 2)

Это какие птицы?

2). Краткая беседа о перелётных птицах с опорой на предметные картинки с изображением перелётных птиц.

– Почему эти птицы называются перелётными?

 

 

– Куда они улетают?

– Когда они улетают на юг?

– Почему они улетают осенью на юг?

 

– Видели ли вы, как улетают в тёплые края перелётные птицы?

– Расскажите об этом: когда это было (месяц, время дня)? Какие птицы летели? Как они летели (клином, вереницей, стайкой)?

- Теперь я загадаю загадки о птицах. Слушайте внимательно. Кто догадался, поднимает руку.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Появляется опять!  Слайд 3

Птичка – невеличка,

Серая и бойкая,

Весело чирикает,

Прыгает и скачет. Слайд 4

- А снегирь и воробей – это какие птицы: зимующие или перелетные?

- А почему они так называются?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. Слайд 5

- И так, какие птицы остаются зимовать в наших краях?

- Назовите их.

3) Игра «Скажи иначе».

1. С наступлением зимы птицам не хватает корма.

2. Перелётные птицы боятся зимней стужи.

3. Как мы можем помочь птицам зимой?

4) Вводная цель:

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом, где одним из героев является птица – синичка.

Рассказ «Птица-синица» написал Хомченко Василий Федорович — белорусский писатель. (Слайд 6)
Родился он 12 января 1919 года в крестьянской семье. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях. Был командиром миномётного взвода. Умер 4 ноября 1992 года в Минске.

Работа с учебником.
Откройте учебник по закладке на стр. 27.

Посмотрите на рисунок.

- Вспомните, как называется новый раздел?

- Как вы думаете, почему этот рассказ поместили именно в раздел  «Так нельзя, а так можно»?

- Предположите, о чем пойдет речь в рассказе?

….

зимующие – перелётные

 

 

 

Потому, что они перелетают с одного места на другое.

В теплые края

Осенью

Становится мало еды

Да

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

Снегирь

 

 

 

Воробей

 

Зимующие

Потому что они зимуют у нас

 

Синица

Снегири, воробьи, синицы

 

 

(Еды, пищи, продовольствия.)

(Холода, мороза.)

Изготовим кормушки

Прогнозируют название и содержание рассказа.

 

Слушают  краткую автобиографию писателя

 

 

 

 

 

 

открывают учебник

Регулятивные: произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.  

 

 

 

 

 

Познавательные

работать с несложной по содержанию информацией:  читать, устно высказываться по ней

Развитие мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение уровня познавательной активности 

4.

Первичное усвоение новых знаний.

 

1) Артикуляционная гимнастика (скороговорка). (Слайд 7)

На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица.

- Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

- Повторите её.

-Читаем громче целыми словами.

-Читаем быстро.

-Прочитайте весело

- Прочитайте вопросительно (как будто спрашиваете)

2) Чтение произведения учителем (Слайд 8)

Закройте учебники, приготовьтесь слушать.

- Наши предположения по картинкам, совпали с содержанием текста?

 

 

Читают скороговорку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают, учебники закрыты.

 

Делают вывод

 Коммуникативная

Умение сотрудничать с учителем, вступать в контакт, отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Познавательные

слушать, понимать текст.

развитие фонематического слуха,

артикуляционного

аппарата,

выработка ясной четкой дикции, 

 

 

 

 

 

развитие слухового внимания

 

 Задание.

– Понравился ли вам рассказ?

– О какой птице рассказал нам автор?

– Объясните, почему синицы не улетают из наших мест на зиму?

- Можно ли держать в неволе диких птиц?

 

 

 

Первичная проверка понимания.

 

3) Чтение учащимися по цепочке (Индивидуальная работа: Бородин Т. подчеркивает и находит букву С) и анализ текста по частям.

 Работа с трудными словами и выражениями:

Прочитайте сначала по слогам, затем целым словом. Слайд 9

Голод--про-го-ло-дал-ся—проголодался

О-бя-за-тель-но--обязательно

- Как вы понимаете слова и выражения:  хвалиться, стали водить хоровод, устроим кормушку.

4) Работа по  вопросам (стр. 28)

Прочитай первый вопрос

1) Кого подарил Лиле мальчик-сосед?

- Кто будет отвечать?

2) Как дети просили синичку запеть?

- Как ты думаешь, почему синичка не пела?

Прочитай третий вопрос.

3) Как ты понимаешь папины слова, что клетка – это наказание для синички?

4) Почему Лиля решила выпустить птичку? Для чего папа решил сделать кормушку?

5) Как ты думаешь, правильно ли поступила Лиля? Почему?

- Для чего папа сделал кормушку?

- Почему птицам плохо жить в клетке? Ведь человек кормит и ухаживает за ней.

 

- Какая главная мысль этого рассказа? Не нужно держать птиц в неволе.

6) Найдите в тексте диалог папы и Лили. Прочитаем его по ролям. Учитель выбирает  чтецов, учитывая пожелания детей.

 

Читают по цепочке, анализируют текст. Объясняют значение трудных слов и выражений

 

 

 

 

 

 

 

Читает первый вопрос. Выбирает ученика, который будет отвечать.

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

Определяют границы диалога.

Читают по ролям

Познавательные

читать, понимать текст, устно высказываться

Познавательные

читать, понимать текст, устно высказываться

 

 

Познавательные:  

Применять усвоенные знания при выполнении предложенных учителем заданий.

 

 

Коммуникативные

умение работать в коллективе «ученик – ученик», «учитель – ученик»

активизация словарного запаса

формировать умение задавать вопросы и отвечать на них

 

 

 

развитие связной и диалогической  речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование и развитие навыка выразительного чтения

5.

6.

Физкультминутка

Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок, (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклонили голову влево - вправо)

И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тень – тень, тень - тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Выполняют физкультминутку

Регулятивная

Осознанное включение в выполнение физкультминутки

Способствовать физическому развитию учащихся.

7.

Первичное закрепление

 

Игра «Закончить предложение»(Слайд 10)

- Мальчик-сосед подарил Лиле…

- Лиля позвала…

- Птичка не пела. Дети решили, она, наверное…

- Птичка клевала семечки, но…

- Дети стали водить…и кричать…

- Вечером Лиля рассказала об этом ….

- Папа спросил, а ты поешь, когда тебя …

- а синицы на улице ……

- Папа ответил …..

- Лиля решила ….

- а что она будет кушать на улице …

- А мы ей кормушку повесим. ….

- Утром на кормушке …..

-Тень-пинь!- весло пели ….

- Это они говорили …..

Выполняют задание самостоятельно

 Регулятивные:

активно участвуют в деятельности

Личностные

самостоятельное выполнение учебного задания

 

Развитие мышления, зрительного восприятия.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

стр. 27 – 28  читать рассказ.

 

Слушают задание, запоминают

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к заданию

Развитие внимания, памяти.

9.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

«Рефлексивный экран» (слайд 11)

Я предлагаю вам по цепочке высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

1. Сегодня на уроке я узнал о … 

2. На уроке мне было … 

3. Мне было трудно… 

4. Из рассказа я понял, что… 

5. Сегодня у меня получилось … 

Самооценка:

«Лесенка успеха»:   (Слайд 12)

нижняя ступенька - у «синички»  крылья опущены -  у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у «синички» крылья разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - у «синички» крылья подняты вверх - мне всё удалось.

(Слайд 13) Молодцы! Спасибо за урок!

Высказываются по итогу урока

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные

оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев

Формирование навыков самооценки.

 


 

Тема урока: «Птица-синица»

Тема урока: «Птица-синица»

Ноутбук, проектор, презентация по теме урока, задания для дидактической игры «Закончи предложение»

Ноутбук, проектор, презентация по теме урока, задания для дидактической игры «Закончи предложение»

Рассмотрите птиц на картинках

Рассмотрите птиц на картинках

А почему они так называются?

А почему они так называются?

Умер 4 ноября 1992 года в Минске

Умер 4 ноября 1992 года в Минске

Чтение произведения учителем (Слайд 8)

Чтение произведения учителем (Слайд 8)

О-бя-за-тель-но--обязательно -

О-бя-за-тель-но--обязательно -

Какая главная мысль этого рассказа?

Какая главная мысль этого рассказа?

Первичное закрепление Игра «Закончить предложение »(Слайд 10) -

Первичное закрепление Игра «Закончить предложение »(Слайд 10) -

Рефлексия (подведение итогов занятия) «Рефлексивный экран» (слайд 11)

Рефлексия (подведение итогов занятия) «Рефлексивный экран» (слайд 11)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021