Тема урока: «Птица-синица». По В. Хомченко
Дата проведения: 15.02.2021
Цель урока: |
совершенствование навыков устной речи и литературного, осмысленного, выразительного чтения при знакомстве с рассказом «Птица-синица.» по В. Хомченко. |
||||
Задачи урока: |
|
||||
предметные |
- познакомить с рассказом В.Хомченко. «Птица-синица». Уточнить знания учащихся о птицах; Вырабатывать безошибочное, выразительное чтение. Учить отвечать на вопросы полными фразами. - корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас. - развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам; - учить прогнозировать содержание рассказа по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснять значение слов и выражений. |
||||
личностные |
Развивать дисциплинированность, умения выполнять задания по инструкции учителя. |
||||
Тип урока |
комбинированный |
||||
Форма урока |
традиционный |
||||
Трудные слова и выражения |
хвалиться, стали водить хоровод, наказание, устроим кормушку. |
||||
Новые понятия |
|||||
Дидактические средства |
Ноутбук, проектор, презентация по теме урока, задания для дидактической игры «Закончи предложение». |
||||
Формы контроля |
Текущий |
||||
Ход урока |
|||||
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
БУД (формируемые на этом этапе) |
Коррекционная направленность урока |
1. |
Организационный этап.
|
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. - Какой у нас сейчас урок? (1слайд) |
отвечают на вопрос |
Личностные: адекватное включение в учебную деятельность |
Стабилизация эмоционального состояния учащихся. |
2. |
Проверка д/з Актуализация знаний. |
1)Игра: Расставьте картинки в правильной последовательности (поменяйте картинки местами) 2) Пересказ по картинкам: (1 картинка) (2 картинка) (3 картинка) |
Расставляют картинки
Пересказывают с опорой на иллюстрацию |
Регулятивные активно участвовать в деятельности; контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
Развитие логического мышления, памяти, внимания |
3. |
Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач учащихся.
|
1).Рассмотрите птиц на картинках. Назовите их. (слайд 2) Это какие птицы? 2). Краткая беседа о перелётных птицах с опорой на предметные картинки с изображением перелётных птиц. – Почему эти птицы называются перелётными?
– Куда они улетают? – Когда они улетают на юг? – Почему они улетают осенью на юг?
– Видели ли вы, как улетают в тёплые края перелётные птицы? – Расскажите об этом: когда это было (месяц, время дня)? Какие птицы летели? Как они летели (клином, вереницей, стайкой)? - Теперь я загадаю загадки о птицах. Слушайте внимательно. Кто догадался, поднимает руку. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Появляется опять! Слайд 3 Птичка – невеличка, Серая и бойкая, Весело чирикает, Прыгает и скачет. Слайд 4 - А снегирь и воробей – это какие птицы: зимующие или перелетные? - А почему они так называются? Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Слайд 5 - И так, какие птицы остаются зимовать в наших краях? - Назовите их. 3) Игра «Скажи иначе». 1. С наступлением зимы птицам не хватает корма. 2. Перелётные птицы боятся зимней стужи. 3. Как мы можем помочь птицам зимой? 4) Вводная цель: - Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом, где одним из героев является птица – синичка. Рассказ «Птица-синица» написал Хомченко Василий Федорович — белорусский писатель. (Слайд 6) Работа с учебником. Посмотрите на рисунок. - Вспомните, как называется новый раздел? - Как вы думаете, почему этот рассказ поместили именно в раздел «Так нельзя, а так можно»? - Предположите, о чем пойдет речь в рассказе? |
…. зимующие – перелётные
Потому, что они перелетают с одного места на другое. В теплые края Осенью Становится мало еды Да
Отгадывают загадки
Снегирь
Воробей
Зимующие Потому что они зимуют у нас
Синица Снегири, воробьи, синицы
(Еды, пищи, продовольствия.) (Холода, мороза.) Изготовим кормушки Прогнозируют название и содержание рассказа.
Слушают краткую автобиографию писателя
открывают учебник |
Регулятивные: произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные работать с несложной по содержанию информацией: читать, устно высказываться по ней |
Развитие мышления.
Повышение уровня познавательной активности |
4. |
Первичное усвоение новых знаний.
|
1) Артикуляционная гимнастика (скороговорка). (Слайд 7) На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. - Прочитайте скороговорку вслух спокойно. - Повторите её. -Читаем громче целыми словами. -Читаем быстро. -Прочитайте весело - Прочитайте вопросительно (как будто спрашиваете) 2) Чтение произведения учителем (Слайд 8) Закройте учебники, приготовьтесь слушать. - Наши предположения по картинкам, совпали с содержанием текста? |
Читают скороговорку
Дети слушают, учебники закрыты.
Делают вывод |
Коммуникативная Умение сотрудничать с учителем, вступать в контакт, отвечать на вопросы.
Познавательные слушать, понимать текст. |
развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, выработка ясной четкой дикции,
развитие слухового внимания |
|
Задание. – Понравился ли вам рассказ? – О какой птице рассказал нам автор? – Объясните, почему синицы не улетают из наших мест на зиму? - Можно ли держать в неволе диких птиц? |
|
|
|
|
Первичная проверка понимания. |
3) Чтение учащимися по цепочке (Индивидуальная работа: Бородин Т. подчеркивает и находит букву С) и анализ текста по частям. Работа с трудными словами и выражениями: – Прочитайте сначала по слогам, затем целым словом. Слайд 9 Голод--про-го-ло-дал-ся—проголодался О-бя-за-тель-но--обязательно - Как вы понимаете слова и выражения: хвалиться, стали водить хоровод, устроим кормушку. 4) Работа по вопросам (стр. 28) Прочитай первый вопрос 1) Кого подарил Лиле мальчик-сосед? - Кто будет отвечать? 2) Как дети просили синичку запеть? - Как ты думаешь, почему синичка не пела? Прочитай третий вопрос. 3) Как ты понимаешь папины слова, что клетка – это наказание для синички? 4) Почему Лиля решила выпустить птичку? Для чего папа решил сделать кормушку? 5) Как ты думаешь, правильно ли поступила Лиля? Почему? - Для чего папа сделал кормушку? - Почему птицам плохо жить в клетке? Ведь человек кормит и ухаживает за ней.
- Какая главная мысль этого рассказа? Не нужно держать птиц в неволе. 6) Найдите в тексте диалог папы и Лили. Прочитаем его по ролям. Учитель выбирает чтецов, учитывая пожелания детей. |
Читают по цепочке, анализируют текст. Объясняют значение трудных слов и выражений
Читает первый вопрос. Выбирает ученика, который будет отвечать. Отвечают на вопрос
Делают вывод
Определяют границы диалога. Читают по ролям |
Познавательные читать, понимать текст, устно высказываться Познавательные читать, понимать текст, устно высказываться
Познавательные: Применять усвоенные знания при выполнении предложенных учителем заданий.
Коммуникативные умение работать в коллективе «ученик – ученик», «учитель – ученик» |
активизация словарного запаса формировать умение задавать вопросы и отвечать на них
развитие связной и диалогической речи
формирование и развитие навыка выразительного чтения |
|
5. |
|||||
6. |
Физкультминутка |
Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок, (кружимся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку, (встали, наклонили голову влево - вправо) И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге) Тень – тень, тень - тень! (прыжки на месте на двух ногах) |
Выполняют физкультминутку |
Регулятивная Осознанное включение в выполнение физкультминутки |
Способствовать физическому развитию учащихся. |
7. |
Первичное закрепление
|
Игра «Закончить предложение»(Слайд 10) - Мальчик-сосед подарил Лиле… - Лиля позвала… - Птичка не пела. Дети решили, она, наверное… - Птичка клевала семечки, но… - Дети стали водить…и кричать… - Вечером Лиля рассказала об этом …. - Папа спросил, а ты поешь, когда тебя … - а синицы на улице …… - Папа ответил ….. - Лиля решила …. - а что она будет кушать на улице … - А мы ей кормушку повесим. …. - Утром на кормушке ….. -Тень-пинь!- весло пели …. - Это они говорили ….. |
Выполняют задание самостоятельно |
Регулятивные: активно участвуют в деятельности Личностные самостоятельное выполнение учебного задания
|
Развитие мышления, зрительного восприятия. |
8. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
стр. 27 – 28 читать рассказ.
|
Слушают задание, запоминают |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к заданию |
Развитие внимания, памяти. |
9. |
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
«Рефлексивный экран» (слайд 11) Я предлагаю вам по цепочке высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня на уроке я узнал о … 2. На уроке мне было … 3. Мне было трудно… 4. Из рассказа я понял, что… 5. Сегодня у меня получилось … Самооценка: «Лесенка успеха»: (Слайд 12) нижняя ступенька - у «синички» крылья опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «синички» крылья разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «синички» крылья подняты вверх - мне всё удалось. (Слайд 13) Молодцы! Спасибо за урок! |
Высказываются по итогу урока
Оценивают свою деятельность на уроке |
Регулятивные оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев |
Формирование навыков самооценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.