Каковы причины поведенческих расстройств у детей?
Достаточно часто (некоторые специалисты считают, что всегда, но автор, кажется, не согласен с ними) корень проблемы лежит в семье ребенка. Это абсолютно верно для первого типа расстройств (расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи), а для двух других носит, по-видимому, опосредованный характер.
Почему дети уходят налево?
Каковы причины поведенческих расстройств у детей?
Достаточно часто (некоторые специалисты считают, что всегда, но автор,
кажется, не согласен с ними) корень проблемы лежит в семье ребенка. Это
абсолютно верно для первого типа расстройств (расстройство поведения,
ограничивающееся условиями семьи), а для двух других носит, повидимому,
опосредованный характер.
В семье могут быть необоснованно жестоки к ребенку, и это вызывает ответную
жестокость. Ребенка могут бить или иным образом наказывать за малейшую
провинность, лишать удовольствий. Такой ребенок никогда не получает похвалы
или поощрения. Единственное поощрение для него — это отсутствие наказания.
Как правило, эмоциональные отношения в такой семье холодны и безжизненны.
Ребенок растет без тепла и ласки и сам не может никого согреть или
приласкать. Он часто жесток к животным или более слабым детям, вымещая на
них собственные унижения. Подрастая, такой ребенок, как правило, начинает
мстить родителям.
Иногда жестокость отсутствует, и все члены семьи являются как бы
равнодушными друг к другу сожителями. Никому в такой семье ни до кого нет
дела, никто не интересуется делами и чувствами других. Каждый давно живет
сам по себе. Дедушка смотрит футбол, бабушка копается в огороде, папа
пропадает на работе, а мама читает любовные романы и часами болтает с
подругами по телефону. Никто ни во что не вмешивается, никто не
сопереживает, никто не задает вопросов. Все берегут собственные нервы.
Неудивительно, что в такой семье растет черствый и равнодушный к чувствам
других людей ребенок.
Иногда дети с асоциальным поведением вырастают и в детоцентрической семье.
Такого ребенка все балуют, все ему прощают, все позволяют. Все блага,
доступные семье, к его услугам. Он не привык делиться ни с кем ни шоколадкой,
ни властью, ни вниманием. Подрастая, ребенок, естественно, ждет от мира
такого же отношения, какое он встречал в семье. Но мир не торопится быть «к
его услугам». В зависимости от темперамента и характера ребенка развивается
протест. Как правило, это выливается в истерический невроз. Но иногда, если
ребенок силен или умен и находчив, он находит возможность реализовать свое
желание властвовать в группе сверстников с асоциальным поведением,
становясь там лидером либо за счет личных качеств, либо за счет влияния и
обеспеченности «предков». Если родители продолжают покрывать ребенка,
спускают на тормозах все его (вначале мелкие) хулиганские проступки, то
асоциальное поведение закрепляется, усугубляется патологией характера и
часто становится необратимым.
Естественно, что наиболее часто дети с асоциальным поведением происходят из
так называемых социально неблагополучных семей. Алкоголики и наркоманы,
тунеядцы и бомжи, мелкая полукриминальная сошка и просто опустившиеся,
потерявшие себя люди, к сожалению, не теряют вместе со своим «социальным
лицом» способности размножаться. А поскольку их половая жизнь совершенно
беспорядочна, они никогда не предохраняются и почемуто почти никогда не
делают абортов, то детей в таких, с позволения сказать, семьях, рождается
очень много. С каждым годом их становится все больше, так как наступившее у
нас (или на нас — как кому больше нравится) «общество конкуренции»выбрасывает за борт все больше слабых, неспособных, не успевших и не
справившихся. Допустим, «мир чистогана» прав, и эти люди сами виноваты в
своих несчастьях. А их дети? Они родились от проигравших, от слабых, они
пришли в мир, где их никто не ждет и никто им не рад. Они вырастают, зачастую
не умея ни читать, ни писать. Они озлобленны и нездоровы. Им нет места в
нормальном мире, и они уходят в ненормальный мир, выстилая собой его дно. Их
никто никогда не любил, и они никого не любят, зато ненавидят всех, кто на них
не похож. Они имеют обыкновение сбиваться в стаи. Вы видели их? Вечером,
между домами? На улицах, у ларьков? Они разговаривают на языке, почти
непонятном нормальному человеку. Они живут рядом с нами. Почему мы не
думаем об этом? Почему мы не думаем о них? Почему мы не думаем о себе? О
своих детях, которым жить в атмосфере ненависти, изливающейся от этих
«придонных» стай…
Врачи и психологи нашей поликлиники несколько лет работали по программе
американской благотворительной организации «Врачи мира» с детьми из
социально неблагополучных семей. Зачастую эти дети вполне психически и
эмоционально сохранны и способны к нормальному возрастному развитию,
способны к тому, чтобы стать полноценными членами общества. Но почему
американцы должны спасать наших детей? Разве это не наша проблема? Нам
кажется, что для предотвращения обвального развития этой ситуации нужны
какието мощные государственные программы.
Никакие спонсоры,
благотворители, отдельные приюты или центры проблемы не решат. Каждый
такой ребенок должен до совершеннолетия иметь индивидуальное и адресное
(чтобы все это не доставалось опять же родителямалкоголикам, ибо я лично
много раз наблюдала коллективные пьянки, устраиваемые по поводу получения
«детских» пособий) социальнопсихологическое сопровождение, которое хотя бы
отчасти позволило компенсировать ущербность мира, от рождения доставшегося
такому ребенку, и прервать порочную цепочку преемственности «убогих»
поколений. Мы, конечно, не экономисты, но нам кажется, что при любых
затратах, которых потребует такая программа, она все равно останется
экономически выгодной, так как позволит в течение ближайших десяти лет
предотвратить огромное количество тяжких правонарушений и вернуть в
общество огромное количество вполне полноценных и полезных людей. Десять
лет спустя эти люди будут работать и платить налоги, а не пьянствовать и
воровать, т. е. жить за наш с вами счет. Или мы чтото не так понимаем в
экономической выгоде? Или ктото осмелится сказать, что эти (семилетние
сегодня) дети тоже в чемто виноваты?
Так. Автора слегка занесло в общественнополитическую сторону. Вернемся,
однако, к нашей теме и постараемся нарисовать обобщенный портрет группы
риска. Итак, что же характерно для ребенка с высоким риском по диагнозу
«нарушения поведения»?
Вопервых, все виды асоциального поведения гораздо чаще встречаются у
мальчиков, чем у девочек.
Вовторых, достаточно часто у детей с нарушениями поведения встречаются те
или иные неврологические расстройства. Особенно замечен в этом уже
известный нам гипердинамический синдром.
Втретьих, провоцирующим фактором может стать общий невысокий уровень
развития интеллекта ребенка. Такой ребенок отстает в школе, его ругают занеуспеваемость дома. В поисках поддержки и понимания он уходит на улицу, а
там вполне может быть «подобран» членами асоциальной группировки.
Вчетвертых, свою роль играет и наследственность. Что бы там ни говорили про
устарелость «яблочных» поговорок, но личность — это все же совокупность
наследственных задатков и влияния среды. Безусловно неблагоприятными
наследственными факторами являются: психиатрические заболевания близких
родственников, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей,
самоубийство одного из родителей или члена семьи, стойкое асоциальное
поведение коголибо из родных.
Впятых, увеличивают риск развития нарушений поведения такие черты
характера ребенка, как жестокость, неумение сочувствовать, невнимание и
равнодушие к интересам других людей, чрезмерный эгоизм, склонность обвинять
во всем других и неумение признать свои ошибки, низкая или чрезмерно высокая
самооценка, лживость, грубость, неумение сдерживать свои негативные чувства.