Почему дети уходят "налево"?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каковы причины поведенческих расстройств у детей? Достаточно часто (некоторые специалисты считают, что всегда, но автор, кажется, не согласен с ними) корень проблемы лежит в семье ребенка. Это абсолютно верно для первого типа расстройств (расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи), а для двух других носит, по-видимому, опосредованный характер.
Иконка файла материала Почему дети уходят налево.doc
Почему дети уходят налево? Каковы причины поведенческих расстройств у детей? Достаточно   часто   (некоторые   специалисты   считают,   что   всегда,   но   автор, кажется,   не   согласен   с   ними)   корень   проблемы   лежит   в   семье   ребенка.   Это абсолютно   верно   для   первого   типа   расстройств   (расстройство   поведения, ограничивающееся   условиями   семьи),   а   для   двух   других   носит,   по­видимому, опосредованный характер. В семье могут быть необоснованно жестоки к ребенку, и это вызывает ответную жестокость.   Ребенка   могут   бить   или   иным   образом   наказывать   за   малейшую провинность, лишать удовольствий. Такой ребенок никогда не получает похвалы или поощрения. Единственное поощрение для него — это отсутствие наказания. Как правило, эмоциональные отношения в такой семье холодны и безжизненны. Ребенок   растет   без   тепла   и   ласки   и   сам   не   может   никого   согреть   или приласкать. Он часто жесток к животным или более слабым детям, вымещая на них собственные унижения. Подрастая, такой ребенок, как правило, начинает мстить родителям. Иногда   жестокость   отсутствует,   и   все   члены   семьи   являются   как   бы равнодушными друг к другу сожителями. Никому в такой семье ни до кого нет дела, никто не интересуется делами и чувствами других. Каждый давно живет сам   по   себе.   Дедушка   смотрит   футбол,   бабушка   копается   в   огороде,   папа пропадает   на   работе,   а   мама   читает   любовные   романы   и   часами   болтает   с подругами   по   телефону.   Никто   ни   во   что   не   вмешивается,   никто   не сопереживает,   никто   не   задает   вопросов.   Все   берегут   собственные   нервы. Неудивительно, что в такой семье растет черствый и равнодушный к чувствам других людей ребенок. Иногда дети с асоциальным поведением вырастают и в детоцентрической семье. Такого   ребенка   все   балуют,   все   ему   прощают,   все   позволяют.   Все   блага, доступные семье, к его услугам. Он не привык делиться ни с кем ни шоколадкой, ни   властью,   ни   вниманием.   Подрастая,   ребенок,   естественно,   ждет   от   мира такого же отношения, какое он встречал в семье. Но мир не торопится быть «к его услугам». В зависимости от темперамента и характера ребенка развивается протест. Как правило, это выливается в истерический невроз. Но иногда, если ребенок силен или умен и находчив, он находит возможность реализовать свое желание   властвовать   в   группе   сверстников   с   асоциальным   поведением, становясь там лидером либо за счет личных качеств, либо за счет влияния и обеспеченности   «предков».   Если   родители   продолжают   покрывать   ребенка, спускают   на   тормозах   все   его   (вначале   мелкие)   хулиганские   проступки,   то асоциальное   поведение   закрепляется,   усугубляется   патологией   характера   и часто становится необратимым. Естественно, что наиболее часто дети с асоциальным поведением происходят из так   называемых   социально   неблагополучных   семей.   Алкоголики   и   наркоманы, тунеядцы   и   бомжи,   мелкая   полукриминальная   сошка   и   просто   опустившиеся, потерявшие себя люди, к сожалению, не теряют вместе со своим «социальным лицом» способности размножаться. А поскольку их половая жизнь совершенно беспорядочна,  они  никогда  не  предохраняются   и  почему­то  почти  никогда  не делают   абортов,   то   детей   в   таких,   с   позволения   сказать,   семьях,   рождается очень много. С каждым годом их становится все больше, так как наступившее у нас   (или   на   нас   —   как   кому   больше   нравится)   «общество   конкуренции»выбрасывает   за   борт   все   больше   слабых,   неспособных,   не   успевших   и   не справившихся. Допустим, «мир  чистогана»  прав,  и эти  люди  сами  виноваты в своих   несчастьях.   А   их   дети?   Они   родились   от   проигравших,   от   слабых,   они пришли в мир, где их никто не ждет и никто им не рад. Они вырастают, зачастую не умея ни читать, ни писать. Они озлобленны  и нездоровы. Им нет места в нормальном мире, и они уходят в ненормальный мир, выстилая собой его дно. Их никто никогда не любил, и они никого не любят, зато ненавидят всех, кто на них не похож. Они имеют обыкновение сбиваться в стаи. Вы видели их? Вечером, между   домами?   На   улицах,   у   ларьков?   Они   разговаривают   на   языке,   почти непонятном   нормальному   человеку.   Они   живут   рядом   с   нами.   Почему   мы   не думаем об этом? Почему мы не думаем о них? Почему мы не думаем о себе? О своих   детях,   которым   жить   в   атмосфере   ненависти,   изливающейся   от   этих «придонных» стай… Врачи  и  психологи  нашей  поликлиники  несколько  лет работали  по  программе американской   благотворительной   организации   «Врачи   мира»   с   детьми   из социально   неблагополучных   семей.   Зачастую   эти   дети   вполне   психически   и эмоционально   сохранны   и   способны   к   нормальному   возрастному   развитию, способны   к   тому,   чтобы   стать   полноценными   членами   общества.   Но   почему американцы должны спасать наших детей? Разве это не наша проблема? Нам кажется, что для  предотвращения  обвального  развития этой  ситуации  нужны какие­то   мощные   государственные   программы.   Никакие   спонсоры, благотворители,   отдельные   приюты   или   центры   проблемы   не   решат.   Каждый такой ребенок должен до совершеннолетия иметь индивидуальное и адресное (чтобы все это не доставалось опять же родителям­алкоголикам, ибо я лично много раз наблюдала коллективные пьянки, устраиваемые по поводу получения «детских» пособий) социально­психологическое сопровождение, которое хотя бы отчасти позволило компенсировать ущербность мира, от рождения доставшегося такому   ребенку,   и   прервать   порочную   цепочку   преемственности   «убогих» поколений.   Мы,   конечно,   не   экономисты,   но   нам   кажется,   что   при   любых затратах,   которых   потребует   такая   программа,   она   все   равно   останется экономически   выгодной,   так   как   позволит   в   течение   ближайших   десяти   лет предотвратить   огромное   количество   тяжких   правонарушений   и   вернуть   в общество огромное количество вполне полноценных и полезных людей. Десять лет   спустя   эти   люди   будут   работать   и   платить   налоги,   а   не   пьянствовать   и воровать,   т. е.   жить   за   наш   с   вами   счет.   Или   мы   что­то   не   так   понимаем   в экономической   выгоде?   Или   кто­то   осмелится   сказать,   что   эти   (семилетние сегодня) дети тоже в чем­то виноваты? Так.   Автора   слегка   занесло   в   общественно­политическую   сторону.   Вернемся, однако, к нашей  теме и постараемся  нарисовать  обобщенный  портрет  группы риска.   Итак,   что   же   характерно   для   ребенка   с   высоким   риском   по   диагнозу «нарушения поведения»? Во­первых,   все   виды   асоциального   поведения   гораздо   чаще   встречаются   у мальчиков, чем у девочек. Во­вторых, достаточно часто у детей с нарушениями поведения встречаются те или   иные   неврологические   расстройства.   Особенно   замечен   в   этом   уже известный нам гипердинамический синдром. В­третьих,   провоцирующим   фактором   может   стать   общий   невысокий   уровень развития интеллекта  ребенка. Такой ребенок отстает  в школе, его ругают занеуспеваемость дома. В поисках поддержки и понимания он уходит на улицу, а там вполне может быть «подобран» членами асоциальной группировки. В­четвертых, свою роль играет и наследственность. Что бы там ни говорили про устарелость   «яблочных»   поговорок,   но   личность   —   это   все   же   совокупность наследственных   задатков   и   влияния   среды.   Безусловно   неблагоприятными наследственными  факторами  являются: психиатрические  заболевания  близких родственников,   алкоголизм   или   наркомания   одного   или   обоих   родителей, самоубийство   одного   из   родителей   или   члена   семьи,   стойкое   асоциальное поведение кого­либо из родных. В­пятых,   увеличивают   риск   развития   нарушений   поведения   такие   черты характера   ребенка,   как   жестокость,   неумение   сочувствовать,   невнимание   и равнодушие к интересам других людей, чрезмерный эгоизм, склонность обвинять во всем других и неумение признать свои ошибки, низкая или чрезмерно высокая самооценка, лживость, грубость, неумение сдерживать свои негативные чувства.