Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Химия
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и
учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций
использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.),
находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 4
Суммативное оценивание за раздел7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси» ........ 4
Суммативное оценивание за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ» ................................. 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 12
Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества» .............................. 12
Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения» ....................................... 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 18 Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции» ............................................ 18
Суммативное оценивание за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов» .. 21 Суммативное оценивание за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие
формулы» ........................................................................................................................................... 24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 27 Суммативное оценивание за раздел7.4 А «Химические элементы и соединения в организме
человека» ............................................................................................................................................ 27
Суммативное оценивание за раздел 7.4В «Геологические химические соединения» ............... 30
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Цель обучения 7.4.1.2 Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых
атомов или молекул
7.4.1.3 Различать понятия: элемент (простое вещество),
смесь и соединение
7.4.1.5 Знать виды смесей и способы их разделения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет состав чистого вещества
• Распознает элементы, смеси и соединения
• Называет виды смесей и способы их разделения
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 25 минут
Задания 1. (а) Сформулируйте определение понятия «чистое вещество».
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
(b) Приведите не менее трёх примеров чистых веществ.
______________________________________________________________________________ 2. Определите и подпишите, на какой из картинок изображены элемент, соединение и смесь с учётом того, что атомы разных элементов представлены различными цветами.
_____________ ______________ ____________ ____________
3. На уроке химии ученику были выданы 4 смеси: вода и масло, железные опилки и песок, вода и соль, вода и мел.
Определите тип каждой смеси и выберите подходящий способ разделения для каждой смеси из ниже приведенных. Ответ занесите в таблицу.
|
|
Смесь |
Вид смеси |
Способ разделения |
|
|
|||
|
|
Вода и масло |
|
|
|
|
|||
|
Железные опилки и песок |
|
|
|
|||||
|
Вода и соль |
|
|
|
|||||
|
Вода и мел |
|
|
|
|||||
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
||||||
Обучающийся |
|||||||||
Определяет состав чистого вещества |
1 |
формулирует определение чистого вещества; |
1 |
||||||
приводит три примера чистых веществ; |
1 |
||||||||
Распознает элементы, смеси и соединения |
2 |
определяет элементы; |
1 |
||||||
определяет соединение; |
1 |
||||||||
определяет смесь; |
1 |
||||||||
Называет виды смесей |
3 |
определяет вид 4-х смесей; |
4 (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
||||||
выбирает способ разделения для каждой из 4-х смесей ; |
4 (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
||||||||
Всего баллов |
|
|
13 |
||||||
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|||||
Низкий |
Средний |
|
Высокий |
||||
Определяет состав чистого вещества |
Затрудняется при формулировке определения понятия «чистое вещество» и в примерах чистых |
Допускает ошибки при формулировке определения понятия «чистое вещество» / в примерах чистых веществ |
|
Формулирует определение понятия «чистое вещество» и приводит не менее трёх |
|||
веществ |
|
|
|
примеров чистых веществ |
|
||
Распознает элементы, смеси и соединения |
Затрудняется при распознавании элементов, соединений и смесей
|
Допускает ошибки при распознавании элементов / соединений / смесей |
|
Распознает элементы, соединения и смеси
|
|||
Называет виды смесей и способы их разделения |
Затрудняется при определении видов смесей |
Допускает не более одной ошибки при определении видо 4-х смесей |
в |
Определяет виды 4-х смесей
|
|||
|
|
|
|||||
|
|||||||
Затрудняется при определении способов разделения 4-х смесей
|
Допускает не более одной ошибки при определении способов разделения 4-х смесей |
|
Определяет способы разделения для 4-х смесей
|
6
Цель обучения |
7.1.1.3 Различать физические и химические явления 7.1.1.4 Знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц 7.1.1.5 Изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Отличает физические и химические явления • Распознает и объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц •
Анализирует участки кривой охлаждения |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
25 минут |
1. Распределите буквенные обозначения предложенных явлений на физические и химические и укажите их общий признак:
(а) образование накипи, (b) плавление металла, (c) гниение листьев,
(d) пожелтение листьев, (e) образование инея, (f) дыхание, (g) появление радуги.
2. Даны три картинки, на одной из которых изображены частицы вещества, находящегося в твердом агрегатном состоянии.
Укажите номер данной картинки и объясните свой выбор, используя кинетическую теорию частиц.
Ответ:_________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
3. (а) Постройте график кривой охлаждения воды, используя табличные данные.
(b) Отметьте на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения и кристаллизации. _____________________________________________________ (с) Объясните процессы охлаждения и кристаллизации с точки зрения кинетической теории частиц.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающиеся |
|||
Отличает физические и химические явления |
1 |
распознает физические явления; |
1 |
распознает химические явления; |
1 |
||
указывает признак физических явлений; |
1 |
||
указывает признак химических явлений; |
1 |
||
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц |
2 |
указывает номер картинки, на которой изображены частицы вещества в твердом агрегатном состоянии; |
1 |
объясняет свой выбор, используя кинетическую теорию частиц; |
1 |
||
Анализирует участки кривой охлаждения |
3 |
указывает величины по оси абсцисс и ординат; |
1 |
отмечает точку начальной температуры, температуры кристаллизации и точку минимальной температуры; |
1 |
||
соединяет точки прямыми линиями; |
1 |
||
отмечает на графике участки процесса охлаждения; |
1 |
||
отмечает на графике участок процесса кристаллизации; |
1 |
||
Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц |
объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс охлаждения; |
1 |
|
объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс кристаллизации. |
1 |
||
Всего баллов |
13 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Отличает физические и химические явления |
Затрудняется при распознавании физических и химических явлений и указании их признаков
|
Допускает ошибки при распознавании физических / химических явлений / указании их признаков |
Распознает физические и химические явления и указывает их признаки
|
|||
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц |
Затрудняется при распознавании изображения частиц вещества в твердом агрегатном состоянии и объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц |
Допускает ошибки при распознавании изображения частиц вещества в твердом агрегатном состоянии / объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц |
Распознает изображение частиц вещества в твердом агрегатном состоянии и объясняет свой выбор согласно кинетической теории частиц
|
|||
Анализирует участки кривой охлаждения |
Затрудняется при распределении величин по оси абсцисс и ординат; указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры; соединении точек между собой
|
Допускает ошибки при распределении величин по оси абсцисс и ординат / указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры / соединении точек между собой
|
Правильно распределяет величины по оси абсцисс и ординат; указывает точки начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры; соединяет точки прямыми |
|||
линиями |
|
|||||
|
||||||
Затрудняется при определении на кривой участков, соответствующих процессам охлаждения и кристаллизации |
Допускает ошибки при определении на кривой участков, соответствующих процессам |
Определяет на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения и кристаллизации
|
||||
охлаждения / кристаллизации |
|
|
||||
10
Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, согласно кинетической теории частиц |
Затрудняется при объяснении процессов охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц
|
Допускает ошибки при объяснении процессов охлаждения / кристаллизации согласно кинетической теории частиц |
Объясняет процессы охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц
|
11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Цель обучения |
7.1.2.3 Классифицировать элементы на металлы и неметаллы 7.1.2.7 Знать понятие изотоп 7.1.2.5 Знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов • Раскрывает понятие изотоп • Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
Время выполнения Задания |
20 минут |
1. Заполните сравнительную таблицу физических свойств металлов и неметаллов.
Физическое свойство |
Металлы |
Неметаллы |
|
Агрегатное состояние при комнатной температуре |
|
|
|
Блеск |
|
|
|
Пластичность и ковкость |
|
|
|
Электропроводность |
|
|
|
Теплопроводность |
|
|
|
Температуры плавления и кипения |
|
|
|
2. Распределите химические элементы на металлы и неметаллы в таблице: Na, О, Al, С, N, Mg, Ca, Cl.
Металлы |
Неметаллы |
|
|
|
|
|
3. Химические элементы существуют в природе в виде смеси изотопов.
(a) Сформулируйте определение понятия «изотоп».
______________________________________________________________________________ (b) Приведите пример изотопного состава одного химического элемента.
12
4. Дайте полное описание химического элемента по названию и количеству фундаментальных частиц, заполнив пустые места в ниже приведенной таблице.
|
|
|
|||||||||
|
Элемент |
Число |
Число |
Число |
Заряд ядра |
Число |
|
|
|||
|
|
протонов |
нейтронов |
электронов |
|
нуклонов |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
+18 |
|
|
||||
|
|
19 |
|
|
|
|
|
||||
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
||||||||
Обучающийся |
|||||||||||
Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов |
1 |
характеризует физические свойства металлов; |
1 |
||||||||
характеризует физические свойства неметаллов; |
1 |
||||||||||
2 |
распознает металлы; |
1 |
|||||||||
распознает неметаллы; |
1 |
||||||||||
Раскрывает понятие изотоп |
3 |
формулирует определение изотопов; |
1 |
||||||||
приводит пример изотопа и обозначает в виде символа химического элемента с зарядом и массовым числом; |
1 |
||||||||||
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц |
4 |
устанавливает названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц; |
1 |
||||||||
устанавливает число протонов для элементов; |
1 |
||||||||||
устанавливает число нейтронов для элементов; |
1 |
||||||||||
устанавливает число электронов для элементов; |
1 |
||||||||||
устанавливает заряд ядра для элементов; |
1 |
||||||||||
устанавливает число нуклонов для элементов. |
1 |
||||||||||
Всего баллов |
|
|
12 |
||||||||
13
|
|
||||||
Критерий оценивания |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов |
Затрудняется охарактеризовать физические свойства металлов и неметаллов |
Допускает ошибки в характеристике физических свойств металлов / неметаллов |
Характеризует физические свойства металлов и неметаллов |
||||
|
|
||||||
Затрудняется в классификации химических элементов на металлы и неметаллы |
Допускает ошибки в классификации химических элементов на металлы / неметаллы |
Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы |
|||||
|
|
|
|||||
Раскрывает понятие изотоп |
Затрудняется при формулировке определения изотопов и приведении примеров изотопного состава |
Допускает ошибки при формулировке определения изотопов / приведении примеров изотопного состава |
Формулирует определение понятия «изотоп» и приводит примеры изотопного состава химического элемента |
||||
химического элемента |
|
химического элемента |
|
||||
|
|
||||||
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц |
Затрудняется при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов |
Допускает ошибки при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц / числа протонов / нейтронов / электронов / нуклонов / заряда ядра для предложенных элементов |
Определяет названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов
|
||||
14
Цель обучения |
7.3.1.1 Знать состав воздуха 7.3.1.3 Понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения 7.3.1.4 Знать условия горения вещества и продукты реакции горения 7.3.1.7 Знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Указывает качественный и количественный состав воздуха • Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения • Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения • Определяет характер оксидов металлов и неметаллов |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
15 минут |
1. Воздух – природная смесь газообразных веществ. Подпишите сектора диаграммы, указав качественный и количественный состав атмосферного воздуха (вещества и их процентное содержание).
2. В результате сжигания топлива и деятельности промышленных предприятий в атмосферу попадают оксиды серы, углерода, азота.
(a) Укажите последствия загрязнения атмосферного воздуха.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
(b) Предложите способ сохранения атмосферного воздуха от загрязнения.
______________________________________________________________________________
3. Первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения.
(a) Горение – это реакция, при которой:
15
A) образуется осадок
B) выделяется тепло и свет
C) поглощается тепло
D) изменяется окраска
(b) Укажите условия воспламенения веществ:
A) понижение температуры воспламенения, доступ воздуха
B) уменьшение притока воздуха, снижение температуры горения
C) отсутствие воздуха, нагревание
D) нагревание до температуры воспламенения, доступ воздуха
(c) Запишите словесное уравнение реакции горения парафина.
______________________________________________________________________________
4. Составьте словесные уравнения реакций серы и магния с кислородом и подчеркните продукты - оксиды.
Определите характер образующихся оксидов.
______________________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Указывает качественный и количественный состав воздуха |
1 |
отражает в диаграмме качественный состав воздуха; |
1 |
отражает в диаграмме количественный состав воздуха; |
1 |
||
Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения |
2 |
определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха; |
1 |
объясняет, какие меры охраны воздуха необходимо применять; |
1 |
||
Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения |
3 |
определяет признаки реакции горения; |
1 |
определяет условия воспламенения веществ; |
1 |
||
записывает словесное уравнение горения парафина; |
1 |
||
Определяет характер оксидов металлов и неметаллов |
4 |
классифицирует оксиды металлов как основные; |
1 |
классифицирует оксиды неметаллов как кислотные. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
9 |
16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения»
ФИО обучающегося _______________________________________
Указывает качественный Затрудняется в определении и количественный состав состава воздуха воздуха
Делает вывод о значении Затрудняется при определении охраны атмосферного последствия загрязнения воздуха от загрязнения атмосферного воздуха и
объяснении мер охраны
Указывает условия Затрудняется при определении горения веществ и признаков реакции горения,
продукты реакции условий воспламенения веществ
горения и записи словесного уравнения горения парафина
Затрудняется при составлении словесных уравнений реакций горения серы и магния
Определяет характер Затрудняется при определении
оксидов металлов и характера оксидов металлов и
неметаллов неметаллов
Допускает ошибки при указании качественного / количественного состава воздуха
Допускает ошибки при определении последствия загрязнения атмосферного воздуха / объяснении мер охраны
Допускает ошибки при определении признаков реакции горения / условий воспламенения веществ / записи словесного уравнения горения парафина
Допускает ошибки при составлении словесных уравнений реакций серы с кислородом / магния с кислородом
Допускает ошибки при определении характера оксидов металлов / неметаллов
17
Определяет состав воздуха
Определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха и объясняет меры охраны
Определяет признаки реакции горения, условия воспламенения веществ; записывает словесное уравнение горения парафина
Составляет словесные уравнения реакций горения серы и магния
Классифицирует оксиды металлов как основные, неметаллов как кислотные
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Цель обучения |
7.3.4.1 Знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей 7.3.4.4 Понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств 7.2.2.2 Исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород 7.2.2.3 Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства • Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга • Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода • Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
25 минут |
Задания 1. Распределите следующие вещества на природные кислоты и щелочи:
яблочный сок, стиральный порошок, уксус, зубная паста, лимонный сок.
(a) Природные кислоты: __________________________________________________________
(b) Природные щелочи___________________________________________________________
(с) Предложите, как без помощи специальных индикаторов можно определить природные кислоты и щелочи.
_______________________________________________________________________________
2. При проведении эксперимента ученик пролил на руку раствор соляной кислоты. Учитель обработал руку ученика раствором пищевой соды (гидрокарбоната натрия).
(a) Назовите реакцию среды раствора пищевой соды.
_______________________________________________________________________________
(b) Определите тип реакции взаимодействия соляной кислоты с раствором пищевой соды.
_______________________________________________________________________________
18
(с) Запишите словесное уравнение данной реакции.
_______________________________________________________________________________
3. (a) Составьте словесное уравнение реакции взаимодействия металла с разбавленной кислотой.
______________________________________________________________________________
(b) Предложите план испытания газообразного продукта реакции.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
4. На рисунке показано получение углекислого газа.
(a) Напишите словесное уравнение реакции получения углекислого газа.
________________________________________________________
(b) Докажите наличие углекислого газа.
________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства |
1 |
определяет природные кислоты; |
1 |
определяет природные щелочи ; |
1 |
||
называет свойство природных кислот, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов; |
1 |
||
называет свойство природных щелочей, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов; |
1 |
||
Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга |
2 |
определяет реакцию среды раствора пищевой соды; |
1 |
даёт название реакции, произошедшей между раствором кислоты и раствором пищевой соды; |
1 |
||
записывает словесное уравнение реакции; |
1 |
||
Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода |
3 |
составляет словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой; |
1 |
предлагает план испытания газообразного продукта реакции; |
1 |
||
Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами |
4 |
записывает словесное уравнение реакции получения углекислого газа; |
1 |
описывает качественную реакцию определения углекислого газа. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
11 |
19
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства |
Затрудняется в определении природных кислот и щелочей и характеристике их свойств |
Допускает ошибки при определении природных кислот и щелочей / характеристике их свойств |
Верно определяет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства |
Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга |
Затрудняется при определении реакции среды, названии и написании словесного уравнения реакции между кислотами и щелочами |
Допускает ошибки при определении реакции среды раствора вещества /названии реакции / написании словесного уравнения реакции между кислотами и щелочами |
Определяет реакцию среды раствора вещества, даёт название реакции между кислотами и щелочами и записывает её словесное уравнение |
Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода |
Затрудняется при составлении словесного уравнения реакции металла с разбавленной кислотой и идентификации газообразного продукта |
Допускает ошибки при составлении словесного уравнения реакции металла с разбавленной кислотой / идентификации газообразного продукта |
Составляет словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой и предлагает план испытания газообразного продукта |
Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами |
Затрудняется в написании словесного уравнения получения углекислого газа, описании способа его определения |
Допускает ошибки при написании словесного уравнения получения углекислого газа / описании способа его определения |
Записывает словесное уравнение получения углекислого газа, называет способ его определения |
20
Цель обучения |
7.2.1.1 Знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева 7.2.1.2 Знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Описывает классификации элементов И.Дёберейнера, Дж.Ньюлендса, Д.И. Менделеева • Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации • Объясняет структуру Периодической таблицы, понятия группа и период |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения: |
20 минут |
1. Современная классификация химических элементов разработана усилиями многих учёных, в числе которых был американский химик и музыкант Дж.А. Ньюлендс.
(a) Объясните принцип классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендса.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ Дж. А.
(_____________________________________________________________b) Назовите недостатки классификации Дж.А. Ньюлендса. Ньюлендс (18371898гг) -
_______________________________________________________________________________
с) Определите сходство классификаций Дж.А. Ньюлендса и Д.И.Менделеева?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Объясните изменение свойств элементов в группе и в периоде с возрастанием порядкового номера.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
3. (a) Опишите понятие «группа химических элементов».
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
(b) Назовите три элемента одной группы.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
21
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Описывает классификации элементов И. Доберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева |
1 |
объясняет принцип классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендса; |
1 |
называет не менее двух недостатков классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендса; |
2 |
||
Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации |
объясняет сходство классификаций Дж.А. Ньюлендса и Д.И. Менделеева; |
1 |
|
Объясняет структуру Периодической таблицы, понятия группа и период |
2 |
объясняет изменение свойств элементов в группе с возрастанием порядкового номера; |
1 |
объясняет изменение свойств элементов в периоде с возрастанием порядкового номера; |
1 |
||
3 |
объясняет понятие «группа элементов»; |
1 |
|
называет три элемента одной группы. |
3 |
||
Всего баллов |
|
|
10 |
22
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|||||||
Низкий |
Средний |
|
Высокий |
||||||
Описывает классификации элементов И. Доберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева |
Затрудняется при объяснении классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендса и её недостатков |
Допускает ошибки при объяснении классификации химические элемент Дж.А. Ньюлендс / её недостатков |
ы
|
Объясняет принцип классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендс и называет недостатки его теории
|
|||||
Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации |
Затрудняется при объяснении сходства классификаций Дж.А.Ньюлендса и |
Допускает ошибки при объяснении сходства классификаций Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева |
|
Объясняет сходство классификаций Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева |
|||||
Д.И.Менделеева |
|
|
|
|
|
|
|
||
Объясняет структуру Периодической таблицы, понятия группа и период |
Затрудняется при объяснении изменения свойств элементов в группе и периоде с возрастанием порядкового номера |
Допускает ошибки при объяснении изменения свойств элементов в группе / периоде |
|
Объясняет, как с возрастанием порядкового номера изменяются свойства элементов в группе и периоде
|
|||||
Затрудняется при объяснении понятия «группа элементов» и перечислении трёх примеров |
Допускает ошибки при объяснении понятия «группа элементов» / при перечислении трёх элементов одной группы |
|
Объясняет понятие «группа химических элементов» и называет три элемента одной группы |
||||||
23
Цель обучения |
7.1.2.9 Понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами 7.1.2.11 Уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях 7.1.2.12 Рассчитывать относительную молекулярную / формульную массу по формуле химического соединения |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов • Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединении • Рассчитывает относительную молекулярную массу по формуле вещества |
Уровень мыслительных навыков |
Применение |
Время выполнения: |
25 минут |
1. (a) Объясните, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами.
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
(b) Магний в природе встречается в виде трёх изотопов: 24Mg (78,6%), 25Mg (10,1%) и 26Mg (11,3%). Вычислите относительную атомную массу элемента магния.
2. Зная соотношения элементов в соединении, составьте его формулу:
(a) азот : водород = 1 : 3 - ____________________;
(b) алюминий : хлор = 1 : 3 - __________________;
(с) железо : кислород = 2 : 3 - _________________; (d) водород : сера = 2 : 1 - ____________________
24
3. Рассчитайте относительные молекулярные массы соединений:
(a) Nа2СО3 ____________________________________________________________
(b) Са3(РО4)2 __________________________________________________________
(с) CuCl2______________________________________________________________
(d) Н2SO4 _____________________________________________________________
(е) Р2O5 ______________________________________________________________
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов |
1 |
объясняет, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами; |
1 |
вычисляет относительную атомную массу магния по изотопному составу; |
2 (1 балл за математичес кие расчёты, 1 балл за правильный ответ) |
||
Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях |
2 |
составляет формулы четырех бинарных соединений, используя названия и соотношения элементов; |
4 (по 1 баллу за каждое соединение) |
Рассчитывает относительную «молекулярную» массу по формуле вещества |
3 |
рассчитывает относительные молекулярные массы пяти веществ. |
5 (по 1 баллу за каждое вещество) |
Всего баллов |
|
|
12 |
25
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений |
||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов |
Затрудняется объяснить, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами и в вычислении относительной атомной массы магния |
Допускает ошибки при объяснении дробных чисел относительных атомных масс элементов / вычислении относительной атомной массы магния |
Вычисляет относительную атомную массу магния и объясняет, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами |
||||
Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях |
Затрудняется в написании символов элементов и индексов при составлении формул бинарных соединений
|
Допускает ошибки при составлении первой/второй/третьей/четвертой формул бинарных соединений
|
Составляет формулы четырех бинарных соединений, используя названия и соотношения элементов
|
||||
Рассчитывает относительную «молекулярную» массу по формуле вещества |
Затрудняется в расчете относительных молекулярных масс соединений |
Допускает ошибки в расчётах относительной молекулярной массы одного-двух из |
Рассчитывает относительные молекулярные массы пяти соединений
|
||||
|
|
|
пяти соединений |
|
|
||
26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Цели обучения |
7.5.1.1 Понимать продукты питания как совокупность химических веществ 7.5.1.2 Знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры 7.5.1.3 Знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K) 7.5.1.4 Объяснять процесс дыхания |
Критерии оценивания |
Обучающийся • Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами • Определяет наличие питательных веществ в продуктах • Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека • Объясняет химизм процесса дыхания |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения: |
25 минут |
1. (a) Укажите названия продуктов с высоким содержанием белков, углеводов и жиров.
Химические соединения |
Название продукта |
|
Белки |
|
|
Углеводы |
|
|
Жиры |
|
|
|
(b) Предложите способ определения присутствия питательных веществ в продуктах:
Определение белков -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Определение глюкозы -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Определение крахмала -
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
27
Определение жира -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. В таблице приведены утверждения, с которыми Вы можете согласиться или нет. Если Вы согласны с утверждением, то в правом столбце поставьте букву Т (True), если не согласны F (False).
3. Объясните химизм процесса дыхания. Дайте полный развернутый ответ.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами |
1 |
называет продукты, богатые белками; |
1 |
называет продукты, богатые углеводами; |
1 |
||
называет продукты, богатые жирами; |
1 |
||
Определяет наличие питательных веществ в продуктах |
предлагает способ определения белков в продуктах; |
1 |
|
предлагает способ определения глюкозы в продуктах; |
1 |
||
предлагает способ определения крахмала в продуктах; |
1 |
||
предлагает способ определения жиров в продуктах; |
1 |
||
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека |
2 |
определяет верны или неверны предложенные утверждения; |
3 (по 1 баллу за каждое утвержден ие) |
Объясняет химизм процесса дыхания |
3 |
объясняет химизм процесса дыхания. |
2 |
Всего баллов |
|
|
12 |
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.4А «Химические элементы и соединения в организме человека»
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений |
||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами |
Затрудняется назвать продукты, богатые белками, углеводами и жирами |
Допускает ошибки при указании продуктов, богатых белками / углеводами / жирами |
Называет продукты, богатые белками, углеводами и жирами
|
||||
Определяет наличие питательных веществ в продуктах |
Затрудняется в способах определения белков, простых и сложных углеводов, жиров |
Допускает ошибки в способах определения белков / простых и сложных углеводов / жиров |
Демонстрирует знание способов определения белков, простых и сложных углеводов, жиров |
||||
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека |
Затрудняется при определении правильности сведений о химических элементах, входящих в состав организма человека |
Допускает ошибки при определении правильности одного из трёх сведений о химических элементах, входящих в состав |
Демонстрирует знание химических элементов, входящих в состав организма человека
|
||||
|
|
|
организма человека |
|
|
||
Объясняет химизм процесса дыхания |
Затрудняется в описании особенностей процесса дыхания |
Допускает ошибку при описании процесса дыхания |
Обьясняет особенности процесса дыхания |
||||
29
Цели обучения |
7.4.2.1 Понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений 7.4.2.3 Описывать процесс переработки руды для получения металла 7.4.2.4 Знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения 7.4.2.5 Изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду |
Критерии оценивания |
Обучающийся • Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединений • Описывает процесс получения металла из руды • Называет минеральные ресурсы Казахстана и их месторождения • Устанавливает и прогнозирует влияние процесса добычи минеральных ресурсов на окружающую среду |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
20 минут |
1. Черные и цветные металлы, как полезные ископаемые входят в состав земной коры в виде руды.
Установите соответствие между названиями металлов и его рудой.
Ответ: 1 - ____, 2 - ____, 3 - ____, 4 - ____ 2. Процесс получения металла из руды состоит из 6 этапов.
(a) В нижеприведенной таблице данные этапы показаны в неправильной последовательности.
30
Укажите верную последовательность получения металла из руды: 1 - ____, 2 - ____, 3 - ____, 4- ____, 5- ____, 6 - ____
(b) Назовите минерал, из которого получают медь.
_______________________________________________________________________________
3. Установите соответствие между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории Республики Казахстан:
Ответ: 1 - ______, 2 - ______, 3 - ______, 4 - ______
4. Добыча полезных ископаемых оказывает негативное влияние на окружающую среду.
(a) Приведите один пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
(b) Предложите способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
31
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединении |
1 |
устанавливает соответствие между металлом и его рудой; |
4 (по 1 баллу за каждое соответствие) |
Описывает процесс получения металла из руды |
2 |
указывает верную последовательность этапов процесса получения металла из руды; |
3 (по 1 баллу за каждые два этапа) |
называет минерал, из которого получают медь; |
1 |
||
Называет, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстана и их месторождения |
3 |
соотносит крупные месторождения минеральных ресурсов с их расположением на территории Республики Казахстан; |
4 (по 1 баллу за каждое месторожден ие) |
Устанавливает и прогнозирует влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду |
4 |
приводит пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду; |
1 |
предлагает способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
14 |
32
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.4В «Геологические химические соединения»
ФИО обучающегося ______________________________
Классифицирует руды по Затрудняется при содержанию в них установлении соответствие между определенного металла и его металлами и их рудами соединении
Затрудняется при
Описывает процесс получения указании последовательности металла из руды этапов получения металлов из руды и минералов
Называет, какими Затрудняется при
минеральными и природными установлении соответствия между
ресурсами богат Казахстана и крупными месторождениями их месторождения полезных ископаемых и их расположением на территории Республики Казахстан
Устанавливает и прогнозирует Затрудняется при влияние добычи природных описании негативного влияния
ресурсов на окружающую добычи природных ресурсов на среду окружающую среду и путей его
устранения
Уровень учебных достижений
Допускает ошибки при установлении соответствия между свинцом / алюминием / железом / цинком и их рудами
Допускает ошибки при указании последовательности этапов получения металла из руды / минерала для получения меди
Допускает ошибки при установлении соответствия между месторождениями нефти / угля / железной руды / медной руды и их расположением на территории
Республики Казахстан
Допускает ошибки при описании негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду / путей его устранения
33
Устанавливает соответствие между металлами и их рудами
Определяет последовательность этапов получения металла из руды и минералов
Установливает соответствие между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории Республики
Казахстан
Демонстрирует знание негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду и путей его устранения
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая. Усл. печ. л.3,78. Тираж 19 экз. Заказ № 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а. e-mail: info@cpm.kz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.