Методические рекомендации по суммативному оцениванию Информатика
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Информатика» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке
методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты,
видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных
интернет-сайтах.
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ.............................................. 4
Суммативное оценивание за раздел 7.1А – «Измерение информации и компьютерная память»........... 4
Суммативное оценивание за раздел 7.1В «Сети и безопасность»......................................................... 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ............................................ 12
Суммативное оценивание за раздел 7.2А «Решение задач с помощью электронных таблиц».............. 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ............................................ 16
Суммативное оценивание за раздел 7.3А «Проектная работа»............................................................ 16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ............................................ 20
Цель обучения 7.2.1.1 Осуществлять перевод из одних единиц измерения
информации в другие
7.1.1.1 Описывать назначение видов памяти компьютера
(ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ, кэш-память)
7.1.2.3 Использовать разные форматы файлов при их
сохранении
7.1.2.2 Создавать и распаковывать архивы различных
форматов
Критерий оценивания Обучающийся
• Переводит числовые значения из одной единицы
измерения информации в другую
• Определяет назначение видов памяти: ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ,
кэш памяти
• Определяет размер файлов с разным форматом, но с
одинаковой информацией
• Использует архивацию файлов различных форматов
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 15 минут
1. Максат для реферата по биологии нарисовал изображения цветов. Данные изображения хранятся в оперативной памяти. Изображение одного цветка требует 10 Кб памяти. Размер каждой ячейки ОЗУ равен 10 КБ.
а. Определите, какой объём памяти оперативно-запоминающего устройства остался свободным.
_________КБ=_______________байт
2. Максат создал реферат весом 4500 байт в текстовом документе в формате .docx и должен передать файл учителю.
а. Определите устройство памяти, которое можно использовать для передачи файла.
b. Объясните свой выбор.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ 3. Объём свободной памяти флэш-карты составляет 4КБ. Реферат занимает в формате .*docx = 5600 байт, в формате .*pdf=4000 байт.
Определите и объясните, какой документ поместится на флэш-карту.
Решение _______________________________________________________________________
Объяснение ____________________________________________________________________
4. Назовите и опишите два способа, позволяющих уменьшить размер документа в формате docx.
Наименование 1 ________________________________________________________________
Описание _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Наименование 2 _______________________________________________________________ Описание _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Переводит числовые значения из одной единицы измерения информации в другую |
1 |
Определяет свободный объём оперативной памяти в килобайтах; |
1 |
переводит килобайты в байты; |
1 |
||
Определяет назначение видов памяти: ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ, кэш памяти |
2 |
указывает устройства, которые можно использовать для передачи файла учителю; |
1 |
объясняет назначение выбранных устройств памяти; |
1 |
||
Определяет размер файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией |
3 |
записывает последовательность решения; |
1 |
сравнивает количество свободного объема устройства памяти и размера файла; |
1 |
||
Использует архивацию файлов различных форматов |
4 |
предлагает использовать одну программу для сжатия файлов; |
1 |
описывает один процесс создания архива; |
1 |
||
предлагает использовать вторую программу для сжатия файлов; |
1 |
||
описывает второй процесс создания архива. |
1 |
||
Всего баллов |
10 |
|
|
Цель обучения |
7.1.3.1 Классифицировать компьютерные сети. 7.4.2.1 Защищать компьютер от вредоносных программ. |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Определяет вид компьютерной сети. • Определяет характеристики глобальных и локальных компьютерных сетей. • Разделяет компьютерные сети на проводные и беспроводные. • Использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ. • Объясняет назначение брандмауэра. |
Уровень мыслительных навыков |
Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
15 минут |
1. В кабинете информатики имеется два компьютера, ноутбук и один принтер, которые соединены между собой.
Рисунок 1
a) Назовите компьютерную сеть.
______________________________________________________________________
2. Прочитайте внимательно характеристики двух компьютерных сетей.
Подумайте и впишите наименование сети в фигуру . Поставьте в пустые кружочки знак «+», там, где считаете, что описаны преимущества сети и «-», где описаны недостатки сети.
3. Вы видите двух мастеров по установке телевизионного оборудования.
Мастер 1 Мастер 2
Выберите мастера, чтобы настроить телевизионное оборудование в туристическом лагере, который находится высоко в горах. Объясните свой выбор.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. У Амирхана на компьютере установлена антивирусная программа.
а) Напишите название антивирусной программы.
______________________________________________________________________
b) Объясните в каком случае файл, зараженный вирусом, останется на компьютере, поясните свои ответ.
______________________________________________________________________
с) Опишите возможности антивирусных программ.
______________________________________________________________________
5. Рассмотрите изображение.
а) Подпишите названия пронумерованных элементов.
____________________________
____________________________
____________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Определяет вид компьютерной сети |
1 |
Указывает вид сети; |
1 |
Определяет глобальные и локальные компьютерные сети |
2 |
выбирает по описанным характеристикам вид компьютерной сети; |
1 |
записывает наименования сети; |
1 |
||
определяет недостатки и преимущества сети; |
1 |
||
Разделяет компьютерные сети на проводные и беспроводные |
3 |
определяет вид использования соединений; |
1 |
объясняет причину выбора данного вида соединения; |
1 |
||
Использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ |
4 |
определяет название антивирусной программы; |
1 |
определяет исход действия антивирусной программы; |
1 |
||
описывает возможности антивирусных программ; |
1 |
||
Объясняет назначение брандмауэра |
5 |
определяет вид защиты компьютера; |
1 |
определяет устройство; |
1 |
||
определяет сеть. |
1 |
||
Всего баллов |
12 |
Цель обучения |
7.2.2.1 Форматировать элементы таблицы в текстовом процессоре 7.2.2.2 Форматировать элементы электронной таблицы. |
|
7.2.2.4 Использовать условное форматирование электронной таблице 7.2.2.3 Создавать диаграммы в электронной таблице. |
в |
|
|
7.2.2.5 Использовать автоматическое заполнение электронной таблице. |
в |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Использует списки для форматирования таблиц. • Определяет элементы в электронной таблице. • Использует формулы в электронной таблице. |
|
|
• Использует условное форматирование электронной таблице. • Строит диаграммы в электронной таблице. |
в |
Уровень мыслительных навыков |
Применение |
|
Время выполнения |
15 минут |
|
1. Подпишите названия фрагментов использованные в оформлении таблицы.
1 |
2 |
3 |
Грибы: v Сьедобные Ø Рыжики Ø Грузди Ø Шампиньоны Ø Опята Ø Волнушки Ø Маслята Ø Белые Ø Подосиновики v Несъедобные Ø Мухомор Ø Поганка Ø Ложные опята |
Районы города: 1. Ленинский 2. Промышленный 3. Железнодорожный 4. Промышленный 5. Кировский 6. Советский 7. Красно-Глинский 8. Октябрьский |
Товары: 1.Продуктовые товары 1.1. Молочные продукты 1.1.1. Масло 1.1.2. Молоко 1.2. Хлебобулочные 1.2.1. Хлеб 1.2.2. Булки 1.2.3. Сушки 2. Промышленные товары 2.1 Обувь 2.1.1. Сапоги 2.1.2. Сандалии 2.1.3. Чешки |
|
|
|
2. Выберите элементы форматирования электронной таблицы.
1. Форматирование
2. Изображение
3. Формула
4. Звук
3. Рассмотрите электронную таблицу.
a) Запишите элементы действия, примененные в форматирование.
Адреса ячеек |
Форматирование |
А1-А7 |
|
Е2-Е7, С7-Е7 |
|
b) Запишите использованные при построении табличной модели формулы.
Адреса ячеек |
Формула |
Е2 |
|
С7 |
|
4. В таблице используется условное форматирование.
Напишите порядок действий, для создания условного форматирования.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. Гистограмма.
4.Градиетная заливка.
13
5. Нарисуйте диаграмму, основываясь на данные в таблице.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Использует списки для форматирования таблиц |
1 |
Записывает первый фрагмент; |
1 |
записывает второй фрагмент; |
1 |
||
записывает третий фрагмент; |
1 |
||
Определяет элементы в электронной таблице |
2 |
определяет первый элемент; |
1 |
определяет второй элемент; |
1 |
||
Использует формулы в электронной таблице |
3 |
автозаполнение формул; |
1 |
автозаполнение порядкового номера; |
1 |
||
опредяет формулу для ячейки Е2; |
1 |
||
опредяет формулу для ячейки С7; |
1 |
||
Использует условное форматирование в электронной таблице |
4 |
записывает первое действие; |
1 |
записывает второе действие; |
1 |
||
Строит диаграммы в электронной таблице |
5 |
рисует диаграмму; |
1 |
подписывает данные оси. |
1 |
||
Всего баллов |
13 |
|
|
Цель обучения |
7.1.2.1 Различать понятия «система программирования» и «языки программирования». 7.4.1.1 Выполнять требования к созданию интерфейса разрабатываемого проекта. 7.3.3.1 Классифицировать типы данных. 7.3.2.1 Записывать алгоритм на языке программирования. |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Записывает определение для понятий «система программирования» и «языки программирования». • Определяет требования к созданию интерфейса разрабатываемого проекта. • Определяет верное соответствие значений переменных с типами данных. • Создает алгоритм на языке программирования. |
Уровень мыслительных навыков |
Применение |
Время выполнения Задания 1. Дополните предложение. |
15 минут |
Системы программирования - ……
Языки программирования - ……
2. Рассмотрите изображения.
Предложите требования для создания данной программы.
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
3. Даны переменные.
A=’ A’ |
|
B=456 |
|
C=123.4 |
|
D=True |
Определите типы данных для каждой переменной и соедините линиями тип данных и переменную.
4. Напишите код программы, которая будет вычислять периметр фигуры.
Program Perimeter; |
|
|||
Var |
|
|||
Begin |
|
|||
Writeln |
|
|||
Readln |
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
End. |
|
|||
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
||||
Записывает определение для понятий «система программирования» и «языки программирования» |
1 |
Пишет определение «Системы программирования»; |
1 |
|
пишет определение «Языки программирования»; |
1 |
|||
Определяет требования к созданию интерфейса разрабатываемого проекта |
2 |
определяет первое требование для создания программы; |
1 |
|
определяет второе требование для создания программы; |
1 |
|||
определяет третье требование для создания программы; |
1 |
|||
Определяет верное соответствие значений переменных с типами данных |
3 |
определяет логический тип; |
1 |
определяет вещественный тип; |
1 |
||
определяет символьный тип; |
1 |
||
определяет целый тип; |
1 |
||
Создает алгоритм на языке программирования |
4 |
описывает все входные и выходные данные с указанием их типа; |
1 |
указывает сообщения для оператора вывода; |
1 |
||
указывает оператор ввода с необходимыми переменными для ввода; |
1 |
||
записывает формулу на языке программирования для вычисления периметра; |
1 |
||
записывает оператор для вывода полученного результата. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
14 |
Суммативное оценивание за раздел 7.4А – Моделирование объектов и событий
Цель обучения |
7.3.1.1 Создавать модели объектов и событий в 3D редакторах. |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Представляет модель в 3D формате. • Указывает последовательность создания трехмерных моделей в 3D редакторе. • Определяет характеристики 2D и 3D моделей. • Использует инструменты 3D редактора для моделирование трехмерных моделей. |
Уровень мыслительных навыков |
Применение |
Время выполнения Задания |
15 минут |
1. Нарисуйте модель фигуры шестигранника в 3d –формате.
2. Опишите последовательность создания трехмерной модели цилиндра в программе SketchUp.
|
|
Инструменты SketchUp |
|
|
|
||
Орбита (Orbit) |
Выдавит ь (Puch/Pu ll) |
Прямоуго льник (Rectangle ) |
Круг (Circle) |
Поверну ть (Rotate) |
Выбо р (Selec t) |
Панорам а (Pan) |
Перемещен ие (Move) |
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
3. Рассмотрите представленые модели дачного домика.
а) Опишите отличия моделей.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ 4. Определите названия инструментов, с помощью которых можно разворачивать объекты в пространстве.
Инструмент _________________________________________________________ Нарисуйте следующее действие поворота фигуры.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|
||
Представляет модель в 3D формате |
1 |
Рисует модель шестиугольника используя карандаш; |
1 |
использует кнопку вытянуть; |
1 |
||
Указывает последовательность создания трехмерных моделей в 3D редакторе |
2 |
выбирает инструменты для создания фигуры; |
1 |
выстраивает алгоритм создания фигуры; |
1 |
||
Определяет характеристики 2D и 3D моделей |
3 |
определяет по изображению 2-d и 3D модель; |
1 |
описывает различия между 2-d и 3D моделями; |
1 |
||
Применяет инструменты 3D редактора для моделирование трехмерных моделей |
4 |
указывает инструмент поворота фигуры в пространстве; |
1 |
создает следующее действие фигуры; |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
8 |
21
|
|
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая. Усл. печ. л.2,52. Тираж 19 экз. Заказ № 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а. e-mail: info@cpm.kz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.