Подборка игр на групповой взаимодейстиве

  • doc
  • 07.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игры на групповое взамодействие.doc

Игры

J Коллективный счет (разогревающая психотехника)

Техника на каждый день. Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

J Секретный фарватер (групповое взаимодействие, управление)

Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник - рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что "хвост" имеет свойство вилять и налетать на "мины", чтобы этого не случилось каждый участник должен вточности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять увеличивая длину корабля и количество мин.

J Хроника пикирующего бомбардировщика (тренинг личностного роста, вербализация, управление)

Два участника. Один участник - бомбардировщик, второй - бомба. Бомбе завязываются глаза. Задача бомбардировщика "сбросить" бомбу на цель, используя только собственную речь. Цель находится в другом конце комнаты, а на пути к ней стоят различные препятствия (например, другие участники группы). Столкновение с препятствием - взрыв, недолет до цели. Также можно устроить соревнование.

J Колечко 2 (групповое взаимодействие, вербализация, управление)

Четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование между командами на скорость.

J Запаздывающее зеркало (тренинг личностного роста, память, внимание, групповое взаимодействие)

Еще одна довольно сложная техника. 8-10 участников выстраиваются полукругом лицом к центру. Ведущий показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т.д.). После показа второго движения ведущим первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участник первое. После показа четвертого движения первый участник повторяет третье движение, второй - второе, третий - первое. И так далее пока последний участник не повторит первое движение. Таким образом каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.

J Мостик (групповая сплоченность)

Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы.
Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.

J Испорченный телефон (разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

J Печатная машинка (групповое взаимодействие, тренинг личностного роста)

Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...
Но не хором, а следующим способом: Участники последовательно произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала.

J Бомбардировщики

Для игры необходимы две-три стеклянные банки и металлические деньги (желательно заготовить мелочь заранее, не надеясь на то, что участники найдут ее сами).

Желающие принять участие в конкурсе делятся на две-три команды. Каждая команда получает стеклянную банку и одинаковое число монет (не менее трех на каждого участника).

Ведущий отмечает линию старта, на расстоянии 5 м от которой ставятся банки. Задача участников — зажать монетку между бедрами, пройти до своей банки и без помощи рук опустить монетку в банку. Команда, которая забросила в банку больше всех монет, получает приз.

 

 

Лагерные игры

Правила игры: Каждый отряд выстроить в колонну друг за другом, дать всем в руки одну верёвку и завязать глаза. Все отряды поочередно совершают увлекательное путешествие, преодолевая на пути различные препятствия. Главное условие игры: все должны внимательно слушать наставников, идущих рядом и предупреждающих о препятствиях.
  Препятствиями могут быть:
 o бурелом (коробки и бутылки);
 o туннель (поднятая перекладина);
 o густой туман (мокрая простыня, колышущаяся над головами);
 o гремучие змеи (грохочущие бутылки с галькой);
 o Ниагарский водопад (брызги);
 o расщелина (узкий проход).

Захват флага
 
Правила игры: Участвуют две команды. Территория лагеря условно делится на 2 равные половины (можно провести черту или обозначить ориентиры). Каждая команда вешает свой флаг на доступном, видном месте. Задача обеих команд - захватить флаг противника и пронести его на свою территорию, не будучи осаленным. В случае захвата флага несколькими игроками флаг разрешается передавать.
  Флаг могут охранять не более трёх человек, но не в непосредственной близости от него, а на расстоянии (4-5 метров от флага), т.е. в окружности радиусом 4-5 метра у охраняющих нет права воздействовать (салить) на противника, если тот находится уже внутри этой окружности. Охраняющие могут только лишь не выпускать захватчиков обратно, когда те пытаются покинуть спасительную зону. У каждой команды есть тюрьма на своей территории, куда отводятся пойманные (осаленные) игроки команды противников. Салить можно только на своей территории. В тюрьме заключённого бдительно охраняют, однако он может освободиться, если игрок из его команды незаметно проберётся к тюрьме и коснётся его. В этом случае они беспрепятственно возвращаются на свою территорию, и никто не может их салить.

Золотая лихорадка
 
Правила игры:
  Задача золотоискателей - собрать помеченные шишки и обменять их в банке на деньги. После этого золотоискатель вправе покупать товары в магазине.
  Задача воров - грабить золотоискателей, догоняя и пятная их. Забирая шишки, воры тоже меняют их на деньги в своём банке воров и после этого могут покупать товары в магазине.
  Задача шерифа - ловить воров на месте преступления. Запятнав вора, шериф разбрасывает шишки по территории, а вора отправляет в тюрьму, где судья назначает наказание (прыжки, отжимание, приседание и т.д.), затем отпускает. Если хотите поиграть подольше, то слитки, накопившиеся в банке, можно снова разбросать по территории лагеря, полученную выручку продавец должен возвратить в банк.
  Если на руках много денег, можно создать инфляцию и поднять цены на товары, также можно и снизить цены. Игра заканчивается, когда закрываются банки и магазин.
  Участники игры: Золотоискатели - все отряды; воры - один отряд; два банкира: для обычного банка и для банка воров; шериф со свистком и водяным пистолетом; в тюрьме - судья; в магазине - продавец. По сигналу начинается игра.
  Оборудование и материалы: Шишки, помеченные краской (выполняют роль золотых слитков); товары для магазина; деньги для банка.

Бег по станциям
 
Правила игры: В этой игре проверяется возможность выполнять задания быстро и хорошо. Маршрут следования идёт вдоль лесной дороги. Группы отправляются одна за другой. У каждой - свой путевой лист, где отмечается время старта и финиша, а также делаются пометки на станциях (если нужно).
  Станции:
  100 - в песке зарыты теннисные шарики. Нужно найти как можно больше за 30 секунд;
  200 - перевязать несчастного раненого;
  300 - прочитать место из Библии Иезекииль 2:8 ("Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе: не будь упрям, как этот мятежный дом, открой уста твои и съешь, что Я дам тебе"), догадаться, что нужно сделать (съесть), найти необходимый предмет поблизости (печенье) и сделать с ним то, что нужно;
  400 - всей группой задуть свечу, стоящую на определённом расстоянии;
  500 - в близлежащих кустах найти знакомого человека;
  600 - за 1 минуту закидать шишками как можно больше шариков, подвешенных на дереве, шарики должны лопнуть;
  700 - за 30 секунд написать как можно больше качеств человека;
  800 - собрать определённое количество рассыпанных горошин за 1 минуту;
  900 - встать в круг и по кругу сказать друг другу что-нибудь приятное;
  1000- финиш.
  Необходимые материалы: Теннисные шарики, перевязочный материал, Библия, печенье, горящая свеча, воздушные шарики, бумага, ручка, горох.

Кто быстрее
  Ставятся 2 стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят, Посредине веревки привязан мешочек с орехами (конфетами, печеньем, семечками). По команде ведущего сидящие на стуле должны вскочить, обежать вокруг стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достается тому, кто первым сможет это сделать.

 

Хождение с горохом
  Отберите заранее несколько горошин, чтобы их можно было легко удержать на конце соломинки, втягивая в себя воздух. Затем разделите на 2 или более команд, равных по количеству. Дайте каждому участнику соломинку, а первому - горошинку, которую он прикрепит к концу соломинки, удерживая её там без помощи рук. По сигналу, он поворачивается и передаёт горошинку следующему члену его команды, который должен взять её, втягивая воздух через свою соломинку, не прикасаясь к ней руками. Если горошина упала, её надо снова поместить на соломинку того, кто её последний держал. Это продолжается до тех пор, пока горошинка не дойдёт до конца линии. После чего последний в линии человек перебегает в начало. И так до тех пор, пока последний человек в линии снова не станет последним.

Достань коробок
  Ещё одна игра для капитанов. Сесть на табуретку, поджать ноги и, не касаясь пола ногами и руками, достать зубами коробок спичек, стоящий "на полу" у одной из задних ножек табуретки. Крутиться на табуретке можно как угодно. Вот уж зрители позабавятся!

Пройди, не задень
  На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8-10 городков на одной линии (или кеглей). Играющие двух команд становится перед первым городком, им завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков. Команда этого человека может помогать ему. Ещё очень весело выходит если все препятствия тихо убрать.

Бросок с завязанными глазами
  Дайте каждому соревнующемуся 10 картофелин и поставьте его на расстоянии 2,5-3 м от ведра, коробки или корзины. Позвольте ему сделать пару тренировочных бросков. Затем, завяжите ему глаза, после чего пусть он попробует забросить как можно больше картофелин в коробку.

Одноногие футболисты
  Играющие все время держат обе ноги вместе, ноги футболистов можно связать, мяч пинают сразу двумя ногами. Площадка уменьшена до размера волейбольной, лучше всего играть на песке. В каждой команде 5-7 играющих: вратарь, 2-3 защитника, 2-3 нападающих. Так как играющие передвигаются только подскоками, тайм продолжается 5 минут, перерыв между таймами 3 минуты. Проводить более трех таймов не следует. Мяч для игры - медбол (набивной мяч весом 1 килограмм). Правила такие же, как о футболе.

Кто быстрее "пришьет"
  Две команды ребят должны на скорость "пришить" всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется чайная ложка, к которой привязана нитка, бечевка. "Пришивать" можно через ремешок, лямку, петлю на брюках, словом, через то, что не оскорбит достоинство партнера.

 

Эстафета с зубочистками
  Разделите людей на 2-е или более команд с равным количеством игроков. Пусть каждая команда станет в отдельную линию. Каждому участнику дана зубочистка, которую он берёт в зубы. Первому члену каждой команды дано кольцо, которое он надевает на зубочистку. По сигналу первый человек поворачивается и пытается надеть кольцо на зубочистку человека, стоящего за ним. Нельзя трогать кольцо руками, за исключением того случая, если оно упало на пол. Тогда тот, кто держал его последним, должен поднять его, повесить на свою зубочистку и снова попытаться передать его следующему игроку. Это продолжается до тех пор, пока кольцо не дойдёт до конца линии. Если хотите, особенно если у вас мало людей в командах, вы можете сделать, что кольцо должно пройти до конца линии и снова вернуться обратно к первому игроку.

 

Стаи рыбок
  Игроки делятся на 2-3 равные команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 сантиметров, ширина 6-7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки "противника". Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры.
  Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок. Вместо рыбок очень весело использовать шарики, их нужно лопнуть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕТЯМ ДО 16 ВХОД ВОСПРЕЩЕН. ДРУЖЕСКАЯ ВЕЧЕРИНКА

 

Праздник в компании близких друзей. Желательно присутствие равного количества мужчин и женщин.

Количество участников — 6—15.

Продолжительность — 5—7 ч.

Материальное обеспечение

  Реквизит для игр и конкурсов.

      Призы.

План мероприятия

1. Застолье и застольные игры.

2. Игры для взрослых.

3. Конкурсы на лучшую пару.

4. Игры «Для тех, кто любит погорячее»,

5. Игра «Спичка».

6. Розыгрыш фантов.

7. Танцы.

СЦЕНАРИЙ
1. Застолье и застольные игры

Праздник начинается с застолья. Через некоторое время, чтобы оживить общую беседу, можно провести несколько игр.

Зеркало (розыгрыш)

Для этого розыгрыша необходимы карманное зеркало, бумага, карандаш и «жертва».

«Жертве» предлагается выполнить несложное задание - соединить десять точек на листе бумаги, смотря на лист только через отражение в зеркале.

Пока жертва соединяет точки, кто-нибудь из гостей, незаметно записывает все сказанные ею, глядя (или можно использовать магнитофон). И после испытания зачитывает под заголовком «что ...(имя жертвы) говорил(а) в свою первую брачную ночь».

«Компромат»

Для участия в розыгрыше выбираются двое водящих (лучше всего выбрать семейную пару). На время они покидают помещение. Когда водящие возвращаются, сообщается, что в их отсутствие остальные игроки составили (основываясь на реальных фактах) «компромат» на них. Им необходимо выяснить, что это за компромат. Для этого водящие могут задавать вопросы, требующие однозначных, положительных или отрицательных, ответов.

 

Но на самом деле нет никакого компромата. Посвященные в настоящие правила, участники отвечают «Да», если вторая буква вопроса игроков гласная, и «Нет», если согласная. В случаях, когда вторая буква «ъ» или «ь», можно отвечать: «Некорректный вопрос» или «Не имеет значения». В результате водящие сами выдают про себя компрометирующие сведения. Пример данной игры смотрите в гл. 7, игра №76.

Передача

Игроки садятся в круг так, чтобы мужчины и женщины чередовались. Первый игрок зажимает между шеей и подбородком апельсин или яблоко и передает его следующему игроку, который должен без помощи рук перехватить апельсин, также прижав его подбородком. Затем апельсин передается дальше по кругу. Та пара, у которой апельсин падает, выполняет штрафное задание, придуманное другими игроками.

Другие варианты игры:

      Передавать спичку, зажав ее губами. Если кто-либо роняет спичку, ее ломают на две части и передают половинку. Игрок, уронивший кусочек спички, который уже невозможно будет сломать, выполняет штрафное задание.

      Передавать кусочек шоколада, пока он не растает. Тот, у кого шоколадка полностью растаяла, выполняет штрафное задание.

      Передавать игральную карту или кусочек картона губами. Первый игрок прижимает к губам карту и вдыхает в себя воздух, чтобы карта удерживалась без помощи рук. Следующий участник игры должен забрать у него карту, удерживая ее таким же образом, и передать дальше. Та пара, у которой карта падает, выполняет штрафное задание, придуманное другими игроками.

      Передавать карандаш без помощи рук, зажав его между верхней губой и носом. Штрафное задание выполняют те, кто засмеется во время игры.

2. Игры для взрослых

Если гости предпочитают более активные развлечения, освободите пространство для подвижных игр и конкурсов.

Щипчики

Для конкурса необходимы бельевые прищепки (по 4 штуки на каждую пару участников).

Вызываются две—четыре пары, которые будут соревноваться друг с другом. В каждой паре одному игроку завязывают глаза, а на другого прикрепляют 5 прищепок. Игрок с завязанными глазами должен найти прищепки на своем партнере. Победившей считается пара, сделавшая это быстрее всех, также учитываются и симпатии зрителей.

Интересен вариант игры, в котором завязывают глаза и прикрепляют прищепки на обоих партнеров,

Статуя любви

Все игроки, кроме ведущего, выходят из помещения. Ведущий вызывает первую пару (мужчину и женщину) и просит их изобразить статую любви (при замешательстве пары им советуют встать в позу «Рабочего и колхозницы»). Затем в комнату приглашается следующий игрок. Ведущий предлагает новому игроку представить себя скульптором и переделать «статую», так чтобы она выражала настоящую любовь. После того, как игрок воплотит свои творческие фантазии, ему сообщается, что теперь он должен занять в статуе место игрока того же пола, что и он (т. е., если скульптором была женщина — она меняется со статуей женщины, скульптор-мужчина — со статуей мужчины). После этого из-за двери вызывается следующий игрок. Игра ведется до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли скульптора и статуи.

 

Что нравится

Участники встают в круг. Каждому из них предлагается назвать часть тела их левого соседа, которая им больше всего нравится. После того, как все игроки сделали признания, ведущий сообщает, что теперь они должны поцеловать своего левого соседа в названное место.

Угадывание по...

Водящему завязывают глаза. Игроки по одному подходят к водящему и протягивают ему руку. Задача водящего — угадать на ощупь, чья это рука.

Для того, чтобы сделать игру более веселой и интересной, участники могут меняться кольцами, часами и т.п. Один человек может подходить к водящему по нескольку раз. Водящий имеет право ощупывать только руку ниже локтя.

После нескольких раундов игры правила меняются. Новый водящий пытается угадать участников по ноге. Для того чтобы запутать ведущего, на мужские ноги можно надеть капроновые чулки.

Кроме того, угадывать участников возможно по коленке, уху, носу и другим частям тела, выбор которых зависит от фантазии и раскрепощенности участников.

Заначка

Для игры вызываются мужчина и две женщины. Первая женщина — «жена» — отворачивается, и другая женщина — «любовница» — прячет в одежде мужчины заначку. Для заначки можно использовать десять настоящих денежных купюр любого достоинства или обычные бумажки. Время на то, чтобы спрятать заначку, ограничено.

Задача «жены» — найти всю заначку за определенный промежуток времени. Если ей это удается — она побеждает в конкурсе, если нет — выигрывает «любовница».

В этой игре роль «мужа» может играть женщина, а роли «жены» и «любовницы» — мужчины.

3. Конкурсы на лучшую пару

Если на празднике присутствуют достаточно устойчивые пары, можно провести несколько конкурсов на выбор лучшей пары. Участие в конкурсах желательно мотивировать достаточно существенным призом (бутылкой шампанского, коробкой конфет и т.п.).

Точки соприкосновения

Каждая пара по очереди вытаскивает листок с названием части тела и прикасается друг к другу этими частями тела. После того, как все выполнили задание, игра проходит по второму кругу, но теперь партнеры должны касаться друг друга в двух точках (новой и предыдущей). Затем добавляется третья точка соприкосновения и т. д.

Пара, которая не может выполнить очередное задание, выбывает. Последняя оставшаяся в игре пара получает призовое очко.

Попади в бутылку

Девушкам раздаются бутылки (лучше пластиковые), а их партнерам на пояс привязывается нитка с закрепленным на конце гвоздиком.

Задача мужчин — без помощи рук опустить гвоздик в бутылку, зажатую между коленями партнерши. Та пара, которая раньше других справится с заданием, получает призовое очко.

 

Проникновение

Игроки каждой пары зажимают между лбами лист бумаги. По сигналу ведущего участники стараются без помощи рук сделать отверстие в данном листе. Выигрывает та пара, Которая сделает это быстрее других.

Лист бумаги должен быть достаточно тонкий. Можно использовать салфетки.

Пара, набравшая в конкурсах больше всех очков, получает приз. Остальным участникам можно вручить небольшие утешительные призы.

4. Игры «Для тех, кто любит погорячее»

Если участники достаточно раскованны, можно предложить им и более пикантные развлечения. Обязательным условием проведения подобных игр является полная симпатия гостей друг к другу. Очень важно, чтобы не возникало ситуаций, вынуждающих участников преступить свои нравственные принципы под угрозой потери дружбы или исключения из компании.

Линия

Для игры формируются две команды: мужская и женская. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду (какую они захотят) и выкладывать в линию. У каждой команды своя линия. Команда, сделавшая самую длинную линию из одежды, побеждает.

Шаловливые ручки

В игре участвуют несколько пар. Каждая пара получает по два мячика для пинг-понга. Задача мужчин — прокатить эти шарики из правого рукава дамы в левый. Дамы прокатывают шарики через брюки мужчины из правой штанины в левую. Выигрывает та пара, которая раньше других справится с заданием.

Интересная вариация конкурса — перекатывается не мячик, а яйцо. При этом участникам говорят, что яйцо сырое (на самом деле, конечно, вареное).

Коробка

Для игры понадобится обычная картонная коробка среднего размера. Играющие встают в круг и под музыку передают ее друг другу. Ведущий периодически выключает музыку. Тот, у кого осталась эта коробка в момент выключения магнитофона, должен снять с себя вещь (именно вещь, а не вытащить из кармана ключи и монету) и положить в коробку. Как только кто-нибудь отказывается снять очередную вещь, игра начинается в обратном порядке. Теперь игроки достают первые попавшиеся вещи из коробки и надевают их на себя.

 

А ну-ка, отними (розыгрыш)

Выбирается «жертва» мужского пола. Ему завязывают глаза и сообщают, что сейчас на диван ляжет женщина, у которой в губах будет конфета. Его задача — без помощи рук найти и отобрать конфету.

Розыгрыш заключается в том, что вместо женщины на диван ложится мужчина, у которого нет никакой конфеты. Поведение «жертвы» непредсказуемо, но общее веселье гарантировано.

Покрывало

Для игры требуется покрывало и «жертва». «Жертву» накрывают покрывалом и ей сообщают, что остальные участники загадали некоторый предмет, который есть на «жертве». Задача «жертвы» — угадать, что это за предмет. Если он угадает — получает приз (приз должен быть достаточно значимым), если нет — снимает вещь, которую назвал.

Розыгрыш заключается в том, что участники загадывают покрывало, но к тому моменту, когда «жертва» угадывает это, на ней практически не остается других вещей.

Сделай круг

Все играющие садятся на стулья в круг, причем мужчины и женщины чередуются. Ведущий должен заранее подготовить список вопросов (не менее 30 вопросов). Вопросы должны начинаться со слов «Кто?» или «У кого?».

После каждого вопроса все игроки, которые могут ответить на вопрос «Я» или «У меня», двигаются вправо на одно место, и если там уже сидят, то садятся на колени этому участнику. Таким образом, получается и по несколько человек, сидящих друг на друге. Тот участник, который первый сделал круг и вернулся на свое место, объявляется победителем.

Интерес игры во многом зависит от придуманных вопросов. Примеры вопросов приводятся в дополнительных материалах.

5. Игра «Спичка»

В конце вечера, когда игроки наиболее расслаблены и :раскрепощены, можно провести следующую игру.

Спич-ка

Игроки садятся в круг и передают друг другу зажженную спичку. Тому, у кого погасла спичка, любой из участников может задать вопрос, на который игрок с погасшей спичкой должен дать откровенный ответ или, если он не хочет отвечать, отдать фант. После этого зажигается новая спичка и игра продолжается.

Другой вариант игры — тому, у кого погасла спичка, сальные участники придумывают различные задания тело заданий должно быть ограничено). Если участник отказывается выполнить задание, он отдает фант.

6. Розыгрыш фантов

Вечер заканчивается розыгрышем фантов, отданных участниками, проигравшими в различных играх. Задания для фантов должны быть смешными. Однако недопустимы задания, унижающие или оскорбляющие достоинство игроков.

Примеры заданий для фантов приводятся в дополнительных материалах. Интереснее всего придумывать коллективные фанты, в которых для выполнения задания требуется несколько человек.

 
7. Танцы

Специфика вечера предполагает проведение танцев. Лучше всего, если «танцплощадка» будет устроена в свободной комнате и возможность потанцевать будет в течение всего вечера.

Дополнительные материалы

Игра «Сделай круг»

Примеры вопросов:

1. Кто любит готовить?

2. У кого красивые ноги?

3. Кто сегодня целовался?

4. Кто любит высоких женщин?

5. У кого надето черное белье?

6. Кто изменяет супругу?

7. У кого был курортный роман?

8. Кто занимался сексом в общественном месте?

9. У кого хорошо развита фантазия?

10. Кто часто влюбляется?

Розыгрыш фантов

Примеры заданий для фантов:

      Спеть песню о любви.

      Признаться в любви одному из гостей.

      Изобразить немую сценку «Возвращается муж из командировки...» (розыгрыш трех фантов).

      Изобразить сценку «Ты должен на мне жениться» (розыгрыш двух фантов).

      Выбрать трех разных гостей и одного из них обнять, второго поцеловать, а третьему пожать руку.

      Выпить пять стаканов воды.

      Сделать комплимент каждому из присутствующих гостей противоположного пола.

      Рассказать анекдот.

      Сделать какую-либо гимнастическую фигуру — « мостик», «ласточку», «пистолет».

      Инсценировать песню (розыгрыш нескольких фантов).

      Инсценировать анекдот (розыгрыш нескольких фантов).

      Показать стриптиз.

      Поцеловать своего соседа в коленку.

      Изобразить труп.

      Изобразить какого-либо известного человека.

      Предложить новое развлечение.

      Стать водящим в следующей игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы настоящих мужчин

 

Через некоторое время необходимо предложить гостям встать из-за стола. Можно провести соревнования по армрестлингу. Интересны, будут и следующие конкурсы на ловкость, и координацию движений.

 

Порви газету

Задание участникам конкурса — одной рукой разорвать газету на мелкие куски. Рука при этом вытянута вперед, свободной рукой помогать нельзя. Победителем объявляется тот участник, чьи клочки будут мельче.

 

Силачи

Задание участникам — сломать пустую пластиковую бутылку с завинченной пробкой ударом ноги. Несмотря на кажущуюся простоту, задание практически невыполнимое.

 

Морские волки

Игрокам предлагается по две веревки. Их цель — связать эти веревки как можно крепче. После выполнения задания ведущий проверяет качество узлов и объявляет, что приз получит тот, кто быстрее других развяжет свой узел.

 

Угадай, кто пьет водку (розыгрыш)

Вызывается любое количество участников. Затем ведущий выносит соответствующее количество бокалов с соломинками, в которых налито граммов по 100 прозрачной жидкости. Ведущий объявляет: «Сейчас я раздам каждому участнику по бокалу. Во всех, кроме одного, налита чистая вода. А в одном бокале — чистая ВОДКА!» Задача каждого участника — выпить через соломинку содержимое своего бокала, стараясь не дать угадать, что он пьет. Задача наблюдающих (всех остальных) — угадать: у кого именно налита водка.

Участники пьют жидкость, наблюдатели пытаются угадать, кто же пьет водку, высказывая свои предположения, делая ставки и т.д. Когда все бокалы будут пусты, ведущий объявляет, что это был розыгрыш, и во всех бокалах была водка!!!

 

 

Статуя любви

Количество участников — 12—30.

Назначение. Для комнаты, зала.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Все игроки, кроме ведущего, выходят из помещения. Ведущий вызывает первую пару (мужчину и женщину) и просит их изобразить статую любви (при замешательстве пары им советуют встать в позу « Рабочего и колхозницы»). Затем в комнату приглашается следующий игрок. Ведущий предлагает новому игроку представить себя скульптором и переделать «статую», так, чтобы она выражала настоящую любовь. После того, как игрок воплотит свои творческие фантазии, ему сообщается, что теперь он должен занять в статуе место игрока того же пола, что и он (т. е., если скульптором была женщина, она меняется местом со статуей женщины, скульптор мужчина — со статуей мужчины). После этого из-за двери вызывается следующий игрок. Игра ведется до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли скульптора и статуи.

Примеры и дополнительный материал. Нет.

Рекомендации. Желательно заранее определить порядок игроков, входящих в помещение. В идеальном случае в комнату входят поочередно мужчины и женщины (тогда каждому игроку удается участвовать в двух скульптурах).

При большом количестве игроков можно выстраивать повременно несколько скульптур, и необходимо приготовить развлечения для игроков, ожидающих своей очереди.

Не забудьте приготовить для игры фотоаппарат.

 

 

Игры для детей и взрослых

1. Развлекательные упражнения

Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применятся в самых разных аудиториях без предварительной разминки как для отдельных аттракционов а так же для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

«Кто остался без стула?»
По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен занять ближайший стул. Количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

«Занять место»
Участники перемещаются со стула на стул по кругу. Чтобы стоящий в центре член группы не смог сесть на свободный стул.
Вариант: замена всех сидящих по команде лишнего, который использует данный момент, чтобы сесть самому (все блондины и блондинки меняются местами; все, кто ночью храпит— меняются местами и т. д.).

«Веревочка»
 Выбираются два участника, которые садятся спиной друг к другу на расстоянии 1-5 метров. Ведущий протягивает по полу веревку от одного участника к другому. Концы веревочки должны находиться между ножками стульев. Побеждает тот, кто по команде первым выдернет веревочку. Вариант: по команде встать, обежать и сесть на другой стул, дернув веревочку.

«Догонялки»
Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием — например, поймать за ухо, за палец

«Третий лишний»
 Участники разбиваются по парам и встают в общий круг лицом к центру. Выбирается догоняющий и тот, кто будет убегать от него. Круг пересекать запрещается. Убегающий имеет право встать впереди какой-либо пары. В этом случае роль убегающего из пары выпадает тому, кто находится снаружи, третий — лишний.    Желательно, чтобы пары находились в поддерживающем контакте между собой.

«Мигалки»
Пары располагаются кругом таким образом, что- бы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому- либо. Тот, кто получил этот сигнал, должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.
 
«Луноход»
В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться или даже улыбаться. Кто первый не выдержит, идет, полуприсев, по кругу, повторяя: «Я — луноход «один». Следующий — «Я — луноход «два» и т, д. Выигрывает оставшийся последним участник.
 
«Осьминог-бол»
 Выбираются две команды по 6-8 человек. Оставшиеся зрители «болеют» за ту или иную команду. Каждая команда встает кругом, спиной к его центру, сцепив сзади руки друг с другом.
По правилам, руки не должны расцепляться. Задача игроков — забить гол в ворота противника- «осьминога».

«Жмурки — носильщики»
 Нужна длинная скамейка, два стула и десять предметов. Участники занимают места на стульях. От них на расстоянии 15-20 шагов расположена скамейка с десятью предметами. Им нужно перетаскать пять предметов с завязанными глазами на свои стулья.
Таким образом, необходимо сделать пять рейсов туда и обратно. Можно перепутать стулья, но выигрывает тот, на чьем стуле окажется пять предметов. Кем они доставлены — значения не имеет. Под повязку кладут полоску чистой бумаги. Ведущий смотрит, чтобы участники не сталкивались, и выводит их, если они заблудились. Победитель может вызвать на соревнование кого-либо опять.

 

2. Игры на знакомство

«Баранья голова»
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Сделаем это с помощью обычного клубка ниток: первый участник берет нитки, называет свое имя и кидает нитки второму, второй называет имя предыдущего и свое , кидает нитки третьему, третий – имя первого, второго, свое имя и кидает нитки четвертому и т.д. Если вы забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», имея в виду себя. Дополнительное условие: называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза. Можно предложить дополнять свое имя каким-нибудь словосочетанием: моя мечта, чем я горжусь ( что-нибудь хорошее) и т.п.

«Взаимная презентация»
Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы участники в парах рассказали друг о друге как можно подробнее. Можно обратить внимание на следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие пары образовались (часто люди интуитивно выбирают тех, кто имеет с ним сходство).
«Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
• чего я жду от учебы;
• что я ценю в самом себе;
• предмет моей гордости;
• что я умею делать лучше всего.»

Через десять минут дается дополнительная инструкция. Презентация будет происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Каждый говорит в течение одной минуты, строго одной, не больше и не меньше! После выступления, другие участники задают вопросы говорящему, называя его именем сидящего.  Сидящий не имеет право  говорить. Результаты (успешность, чувства одного и другого) обсуждаются.

«Какие мы?»
 Все садятся в круг, получив от ведущего небольшой листок. Каждый пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «плюс», правую — знаком «минус». Под знаком «плюс» участник игры перечисляет название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие, и т. п. В правой части листа под знаком «минус» каждый называет нелюбимый цвет и т. д.
Ведущий по очереди читает название каждого пункта, в общей сложности 10-12 минут. Ведущий пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми.
По окончании все, прикрепив свой листок на видном месте на груди, молча, медленно ходят по комнате и читают то, что написано на листке у каждого.

«Карусели»
Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например: улыбнуться каждому глазами, сказать комплимент или что-то приятное. Затем, под музыку, продолжаем.


«Выбор траектории»
Это так же один из необычных способов  поведенческой психодиагностики. Лучше включить фоновую музыку.
 У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу …(показать), кто-то совершает более резкие повороты, описывая квадрат или прямоугольник …(показать), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника…(показать),а некоторые движутся по зигзагу…(показать). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все траектории( примерно 5-7 минут).
Затем предлагается разойтись по группам , выбравшим одну и ту же фигуру, и обсудить , в чем сходство между людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг (обсуждение длится 5 минут). Выслушав все группы, предлагается сравнить точки зрения групп с мнением психологов.

 

3. Сплочение группы и взаимодействие

«Печатная машинка»
 Каждому участнику даются определенные буквы. Затем ведущий произносит слово или фразу, которую группа должна «напечатать». Печать каждой буквы обозначается хлопком человека, которому она дана. Таким образом, а) тренер хлопает — «нажимает», б) участник отвечает — «отхлопывает» букву, в) все хлопают — пауза.
Вариантпы: возможно не раздавать буквы, а «печатать» так, что очередную букву «печатает» очередной человек по кругу. Можно вместо обозначения печати хлопком выкладывать написанную букву «рубашкой» вверх на стол (пол). Усложненный вариант предполагает совместное действие соседей для печати одной буквы — в этом случае буквы распределяются по соседним участникам (кладутся между ними), а печать буквы обозначается хлопками между ладонями соседей.
Тексты, отпечатанные на такой «машинке», прочно и долго сохраняют в памяти, ведущему следует уделять большое внимание «содержанию» строки.

 «Атомы и молекулы»
 Ведущий: «Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы — одинокие атомы. Начинаете хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову». Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из «молекул», выбывают из игры. Затем — «десять», и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы — выбывших и оставшихся на площадке".
Анализ: почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

«Пальцы»
Участники в кругу. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.
Анализ: можно выявить лидеров (те, кто постоянно «выбрасывает» свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

«Шеренга»
Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществить как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (т. е. на 90, 180, 270 градусов и т. д.).
Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута цель.

«Коллективный счет»
Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Три условия: никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число; нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Если группа начинает говорить цифры по кругу, то ведущий хвалит их за находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

«Исполнение желаний»
Один из членов группы высказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания — здесь, в данной обстановке и затем реализует этот способ (в воображении, пантомиме, реальных действиях).
Затем исполняется желание другого участника. Если группа сумеет преодолеть первоначальный психологический барьер, упражнение начнет работать в полную силу, как мощное средство сплочения.


«Путанка»
 Определяется запутывающий и водящий. Водящий выходит из помещения. Остальные участники берутся за руки, образуя окружность. Запутывающий запутывает цепь. Затем приглашается водящий и пытается ее распутать.
Вариант: цепь может запутаться сама. Можно предложить в качестве наказания исполнять задание.

«Неожиданный предмет»
 Перекидывание мяча друг другу, сопровождая данное движение словами: «Мяч — вещь (яблоко, кирпич)». Поймавший его человек должен обходиться с ним как с обозначенным предметом.

«Волшебное кольцо»
Участники становятся кругом. Один из участников становится в центр круга. Участники в круге берутся за руки. «Волшебное кольцо» закрыто. Участник в центре должен «уговорить» кого-либо выпустить его. Анализ: обратить внимание на проблему индивидуального подхода в общении, поиска «ключика» к человеку.

 

4. Доверие

«Падение спиной»
Группа становится в полукруг возле возвышения (стол, подоконник). На него по очереди должен подняться каждый из участников и спиной упасть на руки остальных участников группы.
Анализ: кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал и почему? Кого сколько держали на руках?
Связать готовность к падению с уровнем доверия к группе каждого участника.

«Воздушная карусель»
Участники делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовать два концентрических круга — внешний и внутренний, оба круга встают лицом к центру. Ведущий говорит внутреннему кругу: «Сейчас, не оборачиваясь, вы должны падать на руки того, кто стоит позади вас. Задача падающего — довериться рукам партнера, его задача — принять на руки надежно и нежно». После падения, по хлопку ведущего внутренний круг сдвигается, образуя новые пары.
Вариант: каждый участник по очереди встает в центр круга, участники стоящие в круге передают его друг другу с помощью рук.

 

5. Невербальное общение

«Рукопожатие»
Участники становятся в круг. В центре — водящий с закрытыми (завязанными) глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним — мужчина или женщина. В зависимости от этого произнести: «Здравствуй, Оля!», «Здравствуй, Миша!». Если он угадал, водит тот, кого он узнал.

«Узнать через прикосновение»
Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул. Ведущий: «Один из вас сейчас выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то — ни разу».
Анализ: чье прикосновение и как ощущалось? Кто как угадывал?

«Сколько рук?»
Один из участников встает в центр круга и поворачивается к остальным спиной, закрыв глаза. Тренер приглашает несколько человек встать у него за спиной. Тренер: «Сейчас они будут класть свои руки на его спину. Каждый раз число рук будет разным. Определять это число буду я, показывая столько пальцев, сколько рук вы должны будете положить. Задача стоящего в центре — почувствовать, сколько рук прикоснулось к его спине».

«Найти пару»
Участники, разбившись по парам, молча рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами передвигаются по комнате, совершенно потеряв связь с партнером. Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники дотрагиваются друг до друга, стараясь отыскать своего партнера. Когда считают, что нашли его, открывают глаза и проверяют это. Затем меняются партнерами и повторяют действие.
Варианты: а) партнер с закрытыми глазами знакомится с другими, а затем находит его также с закрытыми глазами; б) каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. Все закрывают глаза, встают и находят себе пару. Открыть глаза можно только после команды тренера.
Анализ: все ли оказались в паре с тем, кого выбрали?

«Поиск по руке»
Ведущий дает инструкцию: «Всем с закрытыми глазами найти самую приятную руку!» Гасится свет, все ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время свет включается.
Кто как действовал? Кто старался выбрать приятную руку? Кто старался сделать свою руку приятной?

 

6. Я в чужих глазах

«Мой портрет глазами группы»
Ведущий: Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет?
Желающий садится ближе к центру. А все остальные становятся художниками (нужна бумага и фломастеры). Предлагается не стремится к внешнему сходству, а создать именно психологический портрет с метафорическим смыслом и тонким подтекстом. Разговаривать запрещается. Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Затем можно высказаться художникам и натурщику.
А можно все осложнить. Ведущий предлагает натурщику, осмотрев рисунки, сгруппировать их по каким-либо признакам. Возле каждой пачки собираются их авторы, они обсуждают их портреты, ищут общее и пытаются создать обобщенный портрет ( на это уходит 10-15 минут).

«Дискуссия в ролях друг друга»
Каждый участник получает карточку с именем одного из участников. Ведущий задает тему дискуссии, например: «Нужны ли дома животные?», « Есть ли в жизни настоящая любовь?» В ходе дискуссии, каждый играет одного из участников. В конце групп пытается определить роль каждого.

«Ответы за другого»
Участники делят лист на 3 столбца: Над средним столбцом напишите свое имя, над левым имя челоека, сидящего через человека слева то вас, и аналогично поступите с правыфм столбцом. Ведущий читает вопросы, а участники записывают ответы за себя и за 2-ух других участников. Достаточно 5-10 вопросов.
Примерные вопросы:
1. Ваш любимый цвет?
2. Ваше любимое женское имя?
3. Ваше любимое мужское имя?
4. Как вы относитесь к домашним животным?
Каких домашних животных предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то еще?
5. Смотрите ли какой-либо телевизионный сериал?
6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
7. Ваше любимое времяпрепровождение?
8. Книги какого жанра вы предпочитаете?
Затем сравниваются ответы и подсчитываются совпадения.

«Молчащее и говорящее зеркало»
Выбирается доброволец, который будет смотреть в зеркало. Он выбирает себе говорящее и молчащее зеркало. Зеркала встают у стены, доброволец перед ними, к стене лицом, все остальные участники стоят у противоположной стены. Участники по одному бесшумно подходят к смотрящему. Сначала работает молчащее зеркало, с помощью мимики и жестов, кроме того не стоит акцентировать внимание чисто на внешних особенностях людей и тем более подчеркивать какие0-то физические характеристики (Обязательно заострить на этом внимание, так как подростка как правило не щадят друг друга и могут легко обидеть.). Если смотрящий не может угадать, то вступает говорящее зеркало и произносит только ОДНУ фразу. Если смотрящий опять не угадывает, то все повторяется т.д.


«Ассоциации»
Один участник выходит. В группе выбирается кто-то из участников. Задача вышедшего — по возвращении угадать, кого выбрала группа. Отгадывается методом ассоциации. Он называет тему (деревья, мебель, и т. д.) любому из участников.

«Сборный портрет»
Ведущий говорит: «Я допускаю, что среди присутствующих нет того молодого человека или той девушки, которая бы вам казалась идеальной. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный портрет, из 5-6 человек, идеальной девушки. Выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясните, кого и за что вы выбрали (черты характера). 
Например: красивая как Галя; веселая как Света; нежная как Лена, и т. д.

 

7. Измерение психологической дистанции

В процессе общения партнеры поддерживают между собой определенную дистанцию, которая зависит от характера их взаимоотношений. Классификация дистанций — от интимной (общение происходит с помощью сенсорных каналов, возможно, только с самыми близкими людьми) до публичной (например, с аудиторией, до 7 метров). Выбор дистанции часто происходит бессознательно.
Чем более дружественное, положительное мнение о себе хочет составить человек, тем меньшую дистанцию он выбирает. В зависимости от характера взаимоотношений человек должен точно чувствовать оптимальную дистанцию.

«Внутреннее движение»
Делает возможным измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров, один участник стоит. Другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп».
Анализ: кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто, кого, на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто — дальше, и почему?

«Мостик-диагностик»
Выбирается несколько пар. Пары разводятся в разные стороны лицом друг к другу. Им задается игровая ситуация: горы, тонкий мостик, по которому может спокойно пройти только один человек. Их задача — одновременно пойти навстречу друг другу и встать на противоположные концы мостика.
Упражнение на готовность поддерживать и принимать поддержку от другого.
Анализ: какая связь между тем, каким образом разошлись участники и их взаимоотношениями? Насколько был интенсивным физический контакт (предполагается, что если хорошие отношения, то должна быть сильная поддержка, если падают — не готовы, не умеют оказывать поддержку).

«Групповая социометрия»
 а) каждый участник, в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую «дистанцию» по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем «построение» разрушается;
б) после этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться в отношении к нему;
в) и, наконец, член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Анализ: процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?
Возможно неоднократное применение.

 

8. Другие упражнения.

«Надувная кукла»
Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш!") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует.

«Спутанные цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.


«Шестерка»
Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.
Встреча взглядами
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

«Рекламный ролик»
— Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородным дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
Упражнение, как обычно, завершается обсуждением и рефлексией собственных переживании каждого из игроков но поводу представления его в рекламном ролике.

«Сломанный телефон»
Цель: Показать важность точной передачи информации.
Для игры требуется 6 человек: 1 из участников будет директором, а остальные 5 - заместителями (1ый заместитель, 2ой заместитель, 3ий заместитель, 4 заместитель, 5ый заместитель). Все заместители выходят на коридор. Директору дается следующая инструкция: «Вам нужно по цепочке передать информацию 2ому заместителю, 2ой 3ему, 3ий 4ому, 4ый 5ому, чтобы он выбрал 5 человек из аудитории и построил их в шеренгу по именам в алфавитном порядке. Оказавшийся последним в шеренге должен ее перестроить по любому выбранному им признаку. А последний в этой шеренге должен подойти к ведущему и сказать: «Задание выполнено»».

«Анализ»
- Какие моменты задания выпали из рассказа раньше всего?
- Как можно было не потерять информацию?
- К чему может привести неточность передачи информации?


«Передай эмоцию»
Цель: Показать разнообразный спектр эмоций и способы их выражения.
Каждому участнику тренинга ведущий выдает карточку с названием какой-либо эмоции (радость, восторг, гнев, восхищение, ярость, грусть и т.д.) Каждый из участников по очереди старается показать эту эмоцию невербально. А остальные участники должны отгадать, что это была за эмоция.
Анализ:
- По каким признакам вы догадывались, что это за эмоция? Что вам показалось наиболее трудным или легким? Почему?
- Чему это упражнение научило нас?


«Тух-тиби-дух»
Цель: эмоционально разрядиться, восстановить силы.
«Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по аудитории, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово – «тух-тиби-дух». В это время другой должен стоять и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же.»
Анализ:
- Как вы сейчас себя чувствуете?
- Что вам понравилось, что не понравилось?


«Все мы чем-то похожи…»
Цели: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем—то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и, возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что—нибудь интересное о ком—нибудь из других детей?
— Есть ли что—нибудь такое, что объединяет всех детей в классе? — Есть ли что—нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

«Пчелы и змеи»
Цели: Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: Губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ' ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
— Твоя группа хорошо помогала королю?
- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
- Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
- Как змеи взаимодействовали друг с другом?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли? Ты остался доволен своими подданными?
- Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?
 
«Двое с одним мелком»
Цели: В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того, чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка — та, которая нравится детям.
Материалы: Каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат A3) и один восковый мелок; в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов учеников класса).
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы — одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение… Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что—то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз — вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три—четыре минуты времени. (Подберите музыкальную композицию соответствующей длины.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.
Анализ упражнения:
— Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером? — Сложно ли было вам рисовать молча?
— Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?
— Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?

«Сиамские близнецы»
Цели: Чтобы дети смогли по—настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию из начала этой главы.
Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата АЗ) и восковые мелки.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем—то сотрудничали?
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разною цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким—то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.
Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.
Дайте парам примерно 5—6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.
У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

 


Скачано с www.znanio.ru