Предлагаемый материал может быть использован в качестве дополнительного при проведении различных тематических мероприятий, классных часов, вечеров и т.д. Материал может быть включен в качестве дополнения при разработке самостоятельных мероприятий, сценариев. Предлагаемый материал может быть адаптирован для использования на всех ступенях обучения школьников в любом образовательном учреждении.
Подборка стихов для школьных праздников.
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
В полдевятого утра
Я у школьного двора,
Со мной моя сестрица –
Привел ее учиться.
А у школы гул веселый,
Словно пчелы там гудят.
А у школы новоселы –
Первоклассники стоят.
Стоят ребята с самыми
Красивыми букетами
И с папами и мамами,
Торжественно одетыми.
С братьями и сестрами
И с другими взрослыми.
Я стою чутьчуть в сторонке
И советую сестренке:
«Не садись с Борисовой,
Не водись с Тарасовой,
Никогда не списывай,
Иногда подсказывай.
Обрати внимание
На чистописание,
Чтобы с первого же дня
Стать примером для меня!»
И вот пронзительно и звонко
Звенит звонок, зовет ребят.
И в первый класс идет сестренка,
А я шагаю в детский сад.
М. Бартенев
* * *
Когда еще за школьной партой
Взгляд отрывал я от страниц,
Мне мир казался пестрой картой,
Ожившей картой – без границ!
В воображении вставали
Земель далеких чудеса.
Шел к нам, в синеющие дали,
Мой бриг, поднявший паруса.Дышал я в пальмах вечным маем
На океанских островах.
Жил в легкой хижине с Маклаем,
Бродил с Арсеньевым в горах.
В песках и чащах шел упрямо
К озерам, где рождался Нил.
В полярных льдах на мостик «Фрама»
С отважным Нансеном входил.
И выла буря в восемь баллов
В туманах северных широт,
Когда со мной Валерий Чкалов
Вел через тучи самолет…
Но что чудес искать далеко?
Они вот здесь живут сейчас,
Где мир, распахнутый широко,
Построен нами – и для нас.
Смотри – над нашими трудами
Взошла бессмертная звезда.
Моря сдружили мы с морями.
В пустынях ставим города.
Земли умножилось убранство.
Чтоб вся была она как сад,
И в межпланетное пространство
Земные спутники летят.
Да, вправе мы сказать о чуде,
Что завоевано борьбой:
Его творят простые люди.
Такие же, как мы с тобой!
Вс. Рождественский
ДО СВИДАНИЯ, БУКВАРЬ!
Слова Л. Дымовой
Музыка И. Арсеева
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах Букваря.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькамстрочкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!Был наш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии –
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем не сложно;
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, –
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!
А. БартоУРОК
Лук едим, а косим луг,
Можно спутать их на слух.
Слуху ты не доверяй –
Корень гласной проверяй:
Хлеб ржаной люблю я с луком.
Дымка стелется над лугом.
Пруд зарос, а сломан прут,
Кто зарос? Кто сломан тут?
Проверяем: ломкий прутик,
И – заросший тиной прудик.
Плод срываем, строим плот.
Как проверить без хлопот?
Будем связывать плоты
И возить на них плоды.
Глаз закрыт, слышен глас,
То же правило у нас.
Огласим, напишем фразу
И посмотрим свежим глазом.
М. Грозовский
ВЕСНА, ВЕСНОЮ, О ВЕСНЕ
В рощах птичье пение.
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух: «Весна, весны…»
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут «весна, весны, весне».
Под крышей носятся стрижи.
Смеются надо мною –
У них спросят падежи:
«Весна, весны, весною».
Внизу разноголосица:
«А ну, пробей! На спор!»
Под партой ноги просятся
К болельщикам во двор:
«Пришла весна,
Дождись весны.
(Дождался, листики видны!)
Привет весне,
Встречай весну!(Куда ж я руку протяну?)
Весна, весны, весне, весну.
Весною, о весне…»
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне,
По стене слоняется,
Ничем не заслоняется.
Весна. Вот это – слово,
Весело склоняется!
Я. Аким
ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Вчера лишь тебе говорили – малыш,
Порой называли – проказник.
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя все – Первоклассник.
Серьезен, старателен.
Впрямь – ученик!
Букварь. За страницей – страница.
А сколько вокруг
Замечательных книг!
Великое дело – учиться!..
……………………………
Ты в школу шагаешь,
И рядом – сестра.
Она занимается в пятом…
Маршрутом одним вы идете с утра –
К вершинам чудесным крылатым!
Р. Фархади
ПЕРЕМЕНА
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Ой, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке).
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал комуто сдачи.
Попросил списать задачи, –
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
Б. Заходер
ПЕСНЯ О ДРУГЕ
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни!
Не бросай одного его!
Пусть он в связке одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис и – вниз,
Шаг ступил на ледник и – сник,
Оступился – и в крик, –
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но – шел.
А когда ты упал со скал,Он стонал, но – держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, –
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
В. Высоцкий
Школа
То было много лет назад,
Я тоже в первый раз
С толпою сверстниковребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске.
И я решал его, как мог,
Держа мелок у руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их,
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один – моряк, другой – танкист,
А третий – инженер,
Четвертый – дикторокулист,
А пятый – землемер.
Шестой – полярный капитан,
Седьмой – искусствовед,
Восьмой – наш диктор, Левитан,
Девятый – я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
– Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь – сорок пять
И что Эльбрус – река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть,
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей.
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна,
На свете не было такой
Хорошей, как она!
С. Михалков
Здравствуй, школа!
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесет.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
В. И. ЛебедевКумач
Что под партой?
В классе карту изучали –
Горы, лес, морские дали.
Петушков сидел, молчал.
Он другое изучал.
Что под партами творится?
Что под партами таится?
На полу – рисунок кошки,
У Никитиной – сапожки,У Бубенчикова Сашки
От ирисок три бумажки,
У Ильи – «Родное слово»
Возле самых каблуков…
А под партой Петушкова –
Сам Андрюша Петушков.
В. Суслов
Сережа учит уроки
Сережа взял свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер,
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь –
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат,Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати,
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
– Как много стали задавать! –
Вдруг он сказал сердито, –
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер!
А. Барто