Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)
Оценка 5

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Оценка 5
Карточки-задания +2
docx
история
10 кл—11 кл
01.04.2018
Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)
Подборка заданий для электива для 10 - 11 класса по истории содержит задания первой части КИМов ЕГЭ. В заданиях представлены фрагменты из различных исторических источников по периоду правления Ивана Грозного. Учащиеся должны выбрать верные утверждения из предложенных. Задания можно использовать для тематического контроля по истории в 10 классе и для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ.Задания первой части ЕГЭ по истории периода правления Ивана Грозного. 10-11 класс.
Задания 1 части ЕГЭ период Ивана Грозного.docx
Задания по периоду правления Ивана Грозного 1. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора   «...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии  А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани   а   от   освященнаго   чину   благословены   а   от   добрых   людеи   хвалими,   а   в   совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.    …17. Како дети учити и страхом спасати  Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии   прокудит   девство   свое,   и   сотворится   знаем   твоим   в   посмех   и   посрамят   тя   пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи   о   нем   возвеселишися   казни   сына   своего   измлада   и   порадуешися   о   нем   в   мужестве   и посреди   злых   похвалишися   и   зависть   приимут   враги   твоя,   воспитаи   детище   с   прещением   и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности   но   сокруши   ему   ребра   донележе   растеть   а   ожесъточав   не   повинет   ти   ся   и   будет   ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».    Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.  2) произведение относится к типу житийной литературы  3) произведение является памятником русской литературы XVI в.  4)   данное   произведение   русской   средневековой   литературы   было   предназначено   для наставления православных верующих из боярских кругов  5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений   по   всем   направлениям   жизни   русского   человека,   включая   вопросы   общественные, семейные, хозяйственные, религиозные  6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение» 2. Прочтите отрывок из документа XVI в.   Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного «Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали,   службою   оскудеша, ­   не   против   государева   жалования   и   своих   вотчин   служба   их, ­государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей».    Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1)   действие   указа   (уложения)   обеспечило   успехи   Русского   государства   в   борьбе   за присоединение Казанского ханства  2) данный указ был издан в период правления Ивана IV  3)   указ   (уложение)   вводил   (о)   единые   правила   воинской   службы   государству   для землевладельцев – вотчинников и помещиков  4) положения указа (уложения) распространялись на землевладельцев, имевших земли вокруг Москвы  5) с каждых 100 четвертей (150 десятин) земли землевладельцу полагалось вывести одного вооружённого конного воина 6) данный указ был введён в действие в первой половине XVI в. 3. Прочтите отрывок из документа.    «На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь   после   этого   предпринимает?   Вначале   он   прогоняет   двух   мужей­советников   Сильвестра­ протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то   на   святых   и   добрых   людей   возлагают).   Царь   им   поверил   и   пришёл   в   гнев.   Вначале   начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ».   Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку. 2) Царь, упоминаемый в отрывке — Иван III. 3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны. Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного 4) Автор одобряет действия царя. 5) Упоминаемые в отрывке мужи­советники входили в Избранную раду. 6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины.  4.     Прочтите отрывок из исторического источника. «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобит­ ся отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадца­ ти мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме са­ мопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат,   из   русских   и   поляков,   которые   царь   усиливает,   отправляя   туда   новые   партии   для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»   Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III. 2) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие. 3) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в. 4) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме. 5) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора. 6) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в. 5.  Прочтите отрывок из исторического источника.   «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его   особе...   Прочие   размещены   в   укреплённых   городах,   где   остаются   до   тех   пор,   пока   не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна,  и самопал весьма  тяжёл,  хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными   снарядами.   Они   не   входят   во   дворец   и   сторожат   во   дворе,   где   живёт   царь...   Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»   Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного 1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III. 2) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в. 3) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие. 4) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора. 5) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме. 6) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в. 6.  Прочтите отрывок из исторического источника.   «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать;   говорят,   он   впал  в  отчаяние  после  смерти  сына   своего   Ивана,  так  что,   казалось,  им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом — повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам. Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее,   он   впал   в   тяжкую   болезнь,   хотя   опасности   ещё   не   было   заметно;   и,   говорят,   один   из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».   Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее. 2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады. 3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником. 4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580­х гг. 5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой. 6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении. 7.    Прочтите отрывок из послания. «Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника ­ сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более ­ души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам ­не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду   (и   как   бы   им   не   погубить!),   воцарив   князя   Владимира...   Когда   же   началась   война   с германцами,   о   которой   дальше   будет   написано   подробнее,   поп   Сильвестр   с   вами,   своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, ­всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?» Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного   Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550­х гг. 2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания. 3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г. 4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания. 5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма. 6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет. 8.    Прочтите отрывок из послания. «Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я пострадал из­за вас в юности и страдаю доныне. Это известно всем (ты был ещё молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство и вступил на вечные времена в Царство небесное предстоять пред царём царей и господином государей, мы остались с родным братом, святопочившим Георгием. Мне было три года, брату же моему ­ год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени находясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы ­ литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы; и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали, ибо князь Семён Вельский и Иван Ляцкий,   подобно   тебе,   бешеной   собаке,   сбежали   в   Литву,   и   куда   только   они   ни   бегали, взбесившись, ­ и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. Но ничего из этого не вышло...»   Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Адресат данного послания возглавил поход литовских войск на Москву. 2) Послание обращено адресату, находящемуся на территории России. 3) Автор послания находится во враждебных отношениях с адресатом. 4) Автор данного послания имел царский титул. 5) Данное послание написано в XV в. 6) Мать автора послания являлась правительницей государства. Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного О т в е т ы : 1. 1 3 5  1)   верно,   данное   произведение   ­   «Домострой»   было   окончательно   отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром в XVI в. 2) неверно, жития ­ это рассказы о святых 3)   верно,   данное   произведение     «Домострой»   было   окончательно   отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром в XVI в. 4) неверно. 5) верно. 6) неверно, данное произведение ­ «Домострой».   2. 2 3 5  1) неверно. 2) верно, речь идет об «Уложении о службе» 1556 г. (вторая половина XVI в.), изданного в период правления Ивана IV. 3) верно. 4) неверно. 5) верно. 6) неверно, он был принят после присоединения Казани (1552 г.). 3. 3 5 6 в правление Ивана IV. 1) неверно, речь идет о событиях Ливонской войны 1558−1583 гг. (XVI в.). 2) неверно, речь идет о событиях Ливонской войны 1558−1583 гг. (XVI в.), которая проходила 3) верно. 4) неверно, автор критикует и осуждает действия царя. 5) верно, Адашев и Сильвестр входили в состав Избранной рады. 6) верно, в период войны была введена опричнина (1565−1572 гг.).   4. 2 3 4  1) неверно, описываемое в документе войско, это стрелецкое войско, сформированное в начале царствования Ивана IV. Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Задания по периоду правления Ивана Грозного 2) верно. 3) верно. 4) верно. 5) неверно, описываемое в документе войско, это стрелецкое войско. 6) неверно, расформировано в начале XVIII в. Петром I. 5. 3 5 6  1) неверно, стрелецкое войско было учреждено Иваном IV в 1550 г. 2) неверно, расформировано Петром I в начале XVIII в. 3) верно. 4) неверно, стрелецкое войско. 5) верно. 6) верно.   6. 1 4 6  1) верно. 2) неверно, данный вельможа Богдан Вельский или Бельский в состав Рады не входил. 3) неверно у царя осталось еще два сына — Федор и Дмитрий. 4) верно, Иван умер в 1584 г. 5) неверно. 6) верно, были присоединены Казань, Астрахань. Поволжье. Началось присоединение Западной Сибири.  7. 1 2 5  1) верно, после Казанского похода Иван Грозный заболел и хотел заставить присягать бояр своему сыну младенцу Дмитрию. 2) верно. 3) неверно, война закончилась в 1583 г. 4) неверно, Владимир Старицкий царем не стал. 5) верно. 6) неверно, они входили в Избранную Раду.   8. 3 4 6  1) неверно. 2) неверно. 3) верно, это переписка Ивана Грозного с князем Курбским, бежавшим в Польшу. 4) верно, это переписка Ивана Грозного с князем Курбским, бежавшим в Польшу. 5) неверно. 6) верно. Электив. История 10-11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)

Подборка заданий для элективного занятия по истории (10-11 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018