Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)
Оценка 4.9

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
обществознание +1
10 кл—11 кл
23.04.2018
Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)
Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ включает 3 варианта заданий 21-24 по правоведению. Первый текст - фрагмент работы И.А. Андреева по основам конституционного строя. Второй текст - фрагмент работы Е. В. Лукашева по проблемам правового государства. Третий текст - фрагмент работы "Право и закон" Н. И. Матузова. Работу с текстами можно использовать не только для подготовки к ЕГЭ, но и для тематического контроля знаний учащихся.Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по праву. 10 - 11 класс обществознание
Задание 21 - 24.docx
Задания 21 – 24. Прочитайте текст  и выполните задания. Текст 1.      Конституционный  строй  ­ это   такая  организация  государственной  и  общественной  жизни, при  которой  государство   является  политической  организацией  гражданского   общества,  имеет демократический,     правовой     характер,     и    в     нем     человек,     его      права,     свободы,     честь, достоинство   признаются высшей  ценностью, а  их  соблюдение и защита  ­ основной обязанностью государства.     В  Конституции  РФ  (преамбула и  гл.1)  находит   выражение  целостная  система   принципов конституционного     строя.   К     первой     группе     этих       принципов     можно       отнести     основы организации     государственной     власти:   народовластие;     федерализм;     верховенство       права; принцип     разделения     властей;     государственный   суверенитет;   принцип,   констатирующий,   что Российская Федерация ­ часть мирового  сообщества.      Вторую  группу   принципов  составляют   основы  взаимоотношений  государства   и  человека, гражданина,   правового     статуса     человека     и   гражданина.   К   ним   относятся:   признание   и утверждение   прав   и   свобод   чело века     и   гражданина     высшей   ценностью;   их     защита     и соблюдение  обязанность государства.     Третья группа  включает  основы организации жизни гражданского  общества ...       Российская  Федерация  ­  федеративное  государство.  Демократический  характер  Российс­ кого государства   проявляется  в  его   государственно ­ территориальном  устройстве,  основыва­ ющемся  на принципе федерализма. Федерализм  в  России  выступает,   прежде  всего,   как  одно из    средств   регулирования   национальных отношений,   обеспечения  равноправия  и  самоопре­ деления  наций  и  народностей,  проживающих   на ее  территории.  Это   получило   выражение  в создании   различных     форм   национальной государственности народов Российской Федерации ­ республик  (государств),  автономной  области, автономных   округов,  а   также  преобразование одних   форм  национальной  государственности  в другие.         Принцип     федерализма       способствует       демократизации     управления     государством... Субъектами Российской  Федерации  наряду   с  национально ­ государственными  образованиями  признаются края,   области,   города     федерального       значения.     Таким     образом,     Российская     Федерация построена   на   сочетании территориальных  и национально ­ территориальных  начал образования ее субъектов.     Разделение  властей  выступает   как  принцип  организации  государственной  власти  в  право­ вом демократическом  государстве,  как  одна   из   основ  конституционного   строя.  Единство всей  системы государственной  власти  предполагает,  с  одной  стороны,  осуществление  ее  на основе     разделения   (по   горизонтали)     на       законодательную,     исполнительную     и     судебную, носителями  которой  являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей находит   свое проявление   также   в   разграничении   (по     вертикали)   предметов   ведения   и полномочий   между     органами   государственной   власти   Российской   Федерации   и   органами государственной власти ее субъектов. (И.А. Андреева) 1. Какие три группы принципов конституционного  строя называет  автор? 2. В   каких     двух     формах     осуществляется   реализация   принципа     разделения   властей   в России?  Приведите по  одному  примеру  в качестве иллюстрации каждой из  названных  форм. 3. Данный  текст   характеризует  Россию  как  демократическое,  федеративное  и  правовое государство.  Опираясь  на   знание  обществоведческого   курса,  других   учебных   дисциплин, назовите   еще     две     характеристики,     которые     применимы     к     нашему       государству. Прокомментируйте  одну   из данных  характеристик. Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Задания 21 – 24. 4.Автор  утверждает,  что   «Принцип  федерализма   способствует   демократизации  управления государством».  Опираясь  на   знание  обществоведческого   курса,  других   учебных   дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих  точку  зрения автора. Прочитайте текст и выполните задания. Текст 2. С   появлением   в   теории   правового   государства   принципа   неотъемлемых   естественных   прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения   этого   принципа   необходимо   разделение   властей,   призванное   их   уравновешивать, господство   правового   закона.   Приоритет   прав   человека   не   снимает   с   него   ответственности   за надлежащее   использование   своих   прав   и   свобод   и   одновременно   возлагает   ответственность   за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции ­ защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов,   гарантирующих   субъективные   прав   человека.   (...)   Важное   значение   имеет   принцип связанности   законодателя   правами   человека.   Правовое   государство   невозможно   создать   в обществе,   раздираемом   социальными   противоречиями,   политической   борьбой,   выходящей   за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг   к   другу.   Нравственные   факторы,   солидарность,   объединение   вокруг   общепризнанных ценностей ­   эти   неправовые   факторы   оказывают   неоценимое   влияние   на   отношение   к   правам человека,   праву,   законности.   Как   бы   ни   были   прекрасны   принципы   правового   государства,   их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации   общества.   Цель   правового   государства ­   защищая   права   человека,   обеспечить достоинство   личности,   как   неотъемлемый   компонент   культуры   общества,   воплотившей многовековые  представления  о самоопределяющемся  человеке,  свободном  от  нищеты,  насилия, угнетения,   унижения.   В   обеспечении   достоинства   огромная   роль   принадлежит   характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный   партнер   государства,   участвующий   в   принятии   решений,   осуществляющий   в предусмотренных   законом   формах   контроль   над   деятельностью   властных   структур, освобожденный от жесткой опеки государства.  Е. В. Лукашева 1. Автор   утверждает,   что   приоритетным   принципом   правового   государства   являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на   знание   обществоведческого   курса   и   свой   жизненный   опыт,   приведите   три   аргумента, доказывающих правоту утверждения автора. Автор   перечисляет   условия,   которые   необходимы   для   существования   правового 2. государства. Назовите три условия. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом 3. социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора. Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Задания 21 – 24. Прочитайте текст и выполните задания  Текст 3. Право и закон [Существует   следующее   понимание   сущности   права]:   право ­   это   не   законы,   принимаемые демократически   избранными   учреждениями   и   выражающие   суверенную   волю   народа,   а   общие (абстрактные)   принципы   гуманизма,   нравственности,   справедливости.   Но   такие   нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного,   законного   и   противозаконного,   а   следовательно,   не   в   состоянии   обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.  В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по­разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять ­ «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм... Н.И. Матузов Какую   функцию   права   называет   автор?   Опираясь   на   знание   обществоведческого   курса, 1. укажите любые три других функции права в обществе. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три 2. любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода. 3. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор,   что   законы   являются   единственным   источником   права?   Опираясь   на   знания обществоведческого курса, укажите три других источника права. Какую   функцию   права   называет   автор?   Опираясь   на   знание   обществоведческого   курса, 4. укажите любые три других функции права в обществе. Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Задания 21 – 24. Группы принципов конституционного  строя: Ответ Текст 1.  1. — основы организации государственной власти; — основы взаимоотношений государства  и человека, гражданина; — основы организации жизни гражданского  общества.       2. 1) две формы реализации принципа  разделения властей: — по  горизонтали; — по  вертикали; 2) примеры: —  осуществление  принципа   разделения  властей  по   горизонтали:  деятельность  Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ, судебной власти РФ; —  осуществление  принципа   разделения  властей  по   вертикали:  разделение  полномочий  между г . Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами власти Российской Федерации (исполнение федеральных  законов). 1) характеристики Российской Федерации, на пример: 3. — республика; — светское  государство; — социальное государство; 2) комментарий к одной из  характеристик. Республика   ­ форма    государственного   правления,  при  которой  все  высшие  органы  власти либо избираются, либо  формируются представительными органами. Светское       государство       ­     характеристика       государства,     которая     означает       отделение религиозных  объединений от  государства. Социальное   государство     ­   характеристика       государства,     которое     имеет       определенные социальные  обязанности:  охрану   здоровья  и  труда,  поддержку   семьи,  института   детства   и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения. —   отдельные   регионы   имеют     реальную   самостоятельность   в   решении   вопросов   своей 4. жизни; —  сложное  национально ­ территориальное  устройство   государства   отражает   самобытность отдельных  субъектов Федерации, позволяет  сохранить национальную культуру; — центральная власть лишена  монополии на  власть. Текст 2. 1.  аргументы: 1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти; Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Задания 21 – 24. 2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ; 3)   разделение   властей   обеспечивает   независимость   судебной   власти   от   исполнительных   и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон. 2. В ответе могут быть названы следующие условия: — согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития; — уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу; — солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей; —   человек   выступает   как   равноправный   партнер   государства,   участвующий   в   принятии решений,   осуществляющий   в   предусмотренных   законом   формах   контроль   за   деятельностью властных структур; — человек освобожден от жесткой опеки государства. 3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1)   социальные   противоречия   и   политическая   борьба   свидетельствуют,   что   в   обществе   нет условий, необходимых для существования правового государства: — отсутствуют общепризнанные ценности; — отсутствует гражданская солидарность; — существует неуважение к праву; — отсутствует доверие к государству; — отсутствует доверие граждан друг к другу; 2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами; 3)   социальные   противоречия   и   политическая   борьба   не   дают   государству   возможности достигнуть главной цели правового государства — защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности. 1. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор. 2) Могут быть указаны любые три других функции права: Текст 3. ­ экономическая функция; ­ политическая функция; ­ социальная функция; ­ охранительная функция. 2.  1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа); 2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например: ­ размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного; ­ затрудняется решение задачи укрепления правопорядка; ­ затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе; ­ размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль; ­ открывается простор для произвола в политике; ­ остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»; ­ порождается правовой нигилизм. 3. 1) приведен термин, который употребляет автор, — «форма выражения права»; Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Задания 21 – 24. 2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права; 3) указаны три других источника права: ­ правовой обычай; ­ судебный прецедент; ­ нормативный договор. 4. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор. 2) Могут быть указаны любые три других функции права: ­ экономическая функция; ­ политическая функция; ­ социальная функция; ­ охранительная функция. Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ ( 10-11 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018