До начала основных работ на участках, отведенных для строительства дороги и ее сооружений, а также на участках временного отвода земель для нужд строительства должны быть выполнены подготовительные работы. К ним относят работы по подготовке территории непосредственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна.
В состав подготовительных работ входят:
создание геодезической разбивочной основы;
перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.;
восстановление и закрепление трассы дороги;
расчистка дорожной полосы;
расчистка территорий, отведенных под карьеры и резервы;
подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства.
Состав и объем работ, связанных с освоением территории, зависят от района строительства и площади, под объект. Работы по освоению территории выполняют в подготовительный период в объемах, обеспечивающих нормальное развитие основных работ (устройство водоотводной и дренажной системы, производство земляных работ, строительство искусственных аэродромных покрытий, создание дернового покрова и др.).
Последовательность работ по освоению территории должна быть подчинена очередности выполнения основных работ на летном поле. К работам по освоению территории строительства можно приступить после того, как будет произведен вынос проекта в натуру.
Между окончанием изыскательских работ и началом строительства иногда проходит продолжительный период времени, в течение которого часть геодезических знаков, установленных изыскателями (репера, оси и границы искусственных покрытий, точки вершин квадратов и др.), может быть повреждена или уничтожена. Поэтому до начала строительства следует восстановить геодезические знаки и закрепить их на местности. Эту работу, называемую выносим проекта в натуру, выполняют в соответствии с Положением о геодезическо-маркшейдерской службе в строительно-монтажных организациях.
Подготовительные работы выполняют в сроки, установленные общим графиком организации строительства, как правило, до начала основных работ по сооружению земляного полотна.
Работы по расчистке дорожной полосы обычно производят на двух участках (пасеках). Расчищаемую полосу делят на две равные части по ширине. Работы ведут со сдвижкой пасек на расстояние до 50 м для обеспечения безопасности и достаточного фронта работ. На пасеках последовательно выполняют все необходимые технологические процессы: удаление кустарника, валку леса, корчевку пней, засыпку ям и планировку подготовительной полосы.
Расчистка полосы от леса является наиболее трудоемкой работой по подготовке дорожной полосы. Лес убирают в любое время года, но расчистку дорожной полосы целесообразнее вести в зимнее время, в связи с тем, что облегчается проезд по грунтовым дорогам, меньше загруженность транспорта, уменьшается потребность в рабочих для выполнения работ по непосредственному строительству дороги, лучше качество древесины спиленных деревьев. В таком случае, летом осуществляют только корчевание пней.
Валку деревьев осуществляют спиливанием бензомоторными или электрическими пилами. Для обеспечения безопасности перед спиливанием деревьев убирается мешающий кустарник и низкорасположенные сучья. Спиленные деревья очищают от сучьев и транспортируют на промежуточный склад трелевочным трактором со щитом и лебедкой для подтягивания пачки деревьев на щит. Трелевка отдельных деревьев производится тракторами с помощью тросов. Для погрузки деревьев на транспортные средства используют краны с грейферным захватом, бульдозеры с челюстным рабочим органом и специальные лесопогрузчики.
В состав основного комплексного технологического потока по сооружению земляного полотна входят работы по снятию и складированию плодородного слоя почвы.
Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом.
Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске и натуру грани срезки и контуров валов складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки валов высотой 1-1,5 м, устанавливаемые через 20—25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).
при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют схему, приведенную на рис. 1;
при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30—40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины (рис. 2);
При снятии и складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие снижение его качества (смешивание с подстилающими минеральными слоями, загрязнение, размыв, выдувание и т.п.). При сроке складирования более года палы почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.