Доклад: «Подготовка и проведения выпускной практической квалификационной работы, как одной из форм ГИА.»
«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика»
О.Н.Томас Фуллер
Проблема подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом появления современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному государству потребовались такие кадры, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.
Одной из важнейших составляющих процесса обучения является практика: учебная, проводимая, как правило, в лабораториях техникума, а также производственная – вне стен образовательной организации. К числу основных задач практики мы относим не только закрепление и развитие знаний и умений студентов, но и развитие общих и формирование профессиональных компетенций, заложенных ФГОС, приобретение навыков осуществления трудовых функций, упоминаемых в соответствующих профессиональных стандартах.
Практическое обучение проходит в рамках ГИА, как одна из самостоятельных форм аттестации, а именно защита выпускной квалификационной работы.
Системный подход к организации практического обучения заключается в следующем:
- теория и практика увязываются между собой таким образом, что без усвоения знаний, полученных на занятиях, практически невозможно качественно выполнить практическую работу, и, параллельно, весьма сложно осознать и запомнить весь выдаваемый на занятиях и приобретаемый в ходе выполнения самостоятельной работы теоретический материал, если не закрепить его на практических занятиях;
Поэтому для практического обучения необходимы свои методы и технологии и делает его более понятным, и более усвояемым для студентов.
2. Содержание практических квалификационных работ
2.1. Студенты, осваивающие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, практическую квалификационную работу выполняют отдельно по каждой профессии общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов рабочих профессий.
2.2. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, предусмотренного ФГОС, которым должен обладать выпускник образовательного учреждения, содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, предусмотренных ФГОС. Практическая квалификационная работа должна быть тесно связана с наиболее характерными заданиями, выполняемыми студентами в период производственной практики и с темой письменной экзаменационной работы.
2.3. Сложность выпускной практической квалификационной работы должна быть не ниже разряда рабочего, предусмотренного ФГОС.
2.4. Перечень выпускных квалификационных работ составляется мастером производственного обучения совместно с преподавателем специальных дисциплин, рассматривается на методическом объединении преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин и согласовывается с заместителем директора по учебно- производственной работе.
2.5. За каждым студентом приказом директора закрепляется выпускная практическая квалификационная работа.
2.6. Задания на выпускную практическую квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала производственной практики.
3. Организация и порядок выполнения практической квалификационной работы
3.1. К выпускной практической квалификационной работе допускаются студенты успешно прошедшие промежуточную аттестацию по учебной практике и в полном объеме выполнившие программу производственной практики.
3.2. Мастера производственного обучения под руководством старшего мастера совместно с соответствующими работниками предприятий своевременно подготавливают машины, оборудование, рабочие места, материалы, заготовки, инструменты, приспособления, документацию, необходимые для выполнения студентами практических квалификационных работ, обеспечивают соблюдение норм и правил охраны труда. Студентам сообщается порядок и условия выполнения работы, выдается необходимая техническая документация (чертежи, технологические карты, монтажные схемы, технические требования к предстоящей работе и т.п.), а также наряд с указанием содержания и разряда работы, нормы времени, рабочего места.
3.3. Для проведения выпускных практических квалификационных работ мастеру производственного обучения и старшему мастеру необходимо подготовить следующие документы: - перечень выпускных практических квалификационных работ; - график проведения выпускных практических квалификационных работ; - наряд на выполнение выпускных практических квалификационных работ; - производственная характеристика студента.
3.4. Выпускная практическая квалификационная работа выполняется студентами на предприятии или в образовательном учреждении.
3.5. В качестве критериев оценки выполнения выпускных практических квалификационных работ выступают: - уровень владения приемами работ; - соблюдение технических и технологических требований к качеству производственных работ; - выполнение установленных норм времени (выработки); - умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями; - соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места. Выпускник должен знать технические характеристики, конструктивные особенности, режимы работы и правила технической эксплуатации рабочего места.
Выполненная выпускная практическая квалификационная работа оценивается в баллах: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:
- «отлично» - аттестуемый уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;
- «хорошо» - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;
- «удовлетворительно» - ставится при недостаточном владении приемами практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;
- «неудовлетворительно» - аттестуемый не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьёзные ошибки в организации рабочего места, не соблюдаются требования безопасности труда.
3.6. По результатам выполнения выпускной практической квалификационной работы заполняется протокол и выносится заключение.
3.7. Если выпускник не уложился в норму времени, не выполнил технические условия (допустил брак), то выпускную квалификационную работу не засчитывают. Студенты, не выполнившие практическую квалификационную работу, не допускаются к последующему этапу ГИА – защите письменной экзаменационной работы.
3.8. Сроки повторного выполнения практической квалификационной работы назначаются приказом директора техникума по согласованию с аттестационной комиссией, по возможности, до защиты письменной экзаменационной работы.
3.9. Выпускникам, не выполнившим практическую квалификационную работу в установленные сроки по уважительным причинам, образовательным учреждением может быть назначен другой срок их проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы ГЭ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.