Европейские процессы в этот период
XIV – XVI века – это эпоха Возрождения.
Конец XVвека- время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы, закономерный процесс смены раздробленности единым государством.
Предпосылки образования единых государств в Европе:
Развитие товарно-денежных отношений, а, следовательно, идет рост материального производства;
Разрушение натурального хозяйства;
Быстрое развитие городов и ремесел, также вследствие развития товарно-денежных отношений;
Процесс преодоления экономической раздробленности и возникновения национальных связей.
В таких условиях королевская власть стремилась при поддержке дворянства (господствующего класса) объединить страну.
Конец 15 века многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени.
Это время, когда:
- пала Византийская империй – 1453 год;
- Колумб открыл Америку – 1492 год и были совершены Великие географические открытия;
- появляется книгопечатание И. Гуттенберг – 1456 год.
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Этот процесс совпадал хронологически с западными странами.
Складывалось единое государство на северо-восточных и северо-западных землях Руси. Южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии.
Процесс объединения русских земель в единое государство было обусловлено необходимостью борьбы с внешней опасностью с Запада и Востока.
Объединение земель происходило при господстве традиционного способа хозяйствования – на феодальной основе. Это стало причиной начала формирования в Европе буржуазного, демократического и гражданского общества, а в России еще долго будет господство крепостного права, сословности, неравноправия граждан перед законами.
Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III и Василия III.
Предпосылки объединения русских земель в единое государство:
1) Социально-экономические
- развитие феодального землевладения (рост боярского землевладения) стремление бояр к разрушению границ между княжествами;
- укрепление хозяйственных связей, развитие ремесла и торговли.
2) Политические
- укрепление на Руси власти и лидерства московских князей;
- необходимость освобождения от ордынского ига.
3) Духовные – осознание единства Руси в:
- наличие общей официальной религии – православия во всех русских землях;
- сохранение единого языка и единых законов;
- позиция православной церкви на объединение русских земель.
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
Иван 3 был назначен судьбой восстановить
единовластие на Руси, не вдруг принял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными.
Карамзин Н.М.
София (Зоя) Палеолог – племянница последнего византийского императора Константина XI, погибшего в битве с турками - османами при взятии Константинополя в 1453 г.
Она стала второй женой Ивана III. Это был важный политический брак.
Роль Софьи в истории
Существуют различные версии относительно роли Софии Палеолог в истории Российского государства:
Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Аристотель Фиораванти построил Успенский собор и Благовещенский собор. Москва украсилась Грановитой палатой, кремлёвскими башнями, Теремным дворцом, выстроен, наконец, был и Архангельский собор.
Ввела ради женитьбы своего сына Василия III византийский обычай — смотр невест.
Теория «Москва - Третий Рим»
Некоторые историки полагают, что орёл Палеологов стал впоследствии гербом России. Однако с этим согласны далеко не все.
Кроме этого при московском дворе утверждается пышный церемониал, во многом заимствованный у Византии. Женитьба также давала возможность повысить и укрепить международный авторитет в связи с родством со знаменитейшим и старейшим родом Палеологов. Впоследствии Русь заключила выгодные торговые и военные договоры со священной Римской империей, Данией, Турцией, Венгрией, Бухарой.
Таким образом, важным этапом правления князя Ивана III был брак с Софье Палеолог, в результате которого Россия стала сильной державой, и ее стали обсуждать во всей Европе. Это, бесспорно, дало толчок для развития государственности в нашей стране.
Символика при Иване III Великом
Появление герба – двуглавого орла и печати Ивана III.
Шапка Мономаха (легенда).
Титул «Государь всея Руси».
В исторических источниках появляется название Россия.
Построен краснокирпичный Кремль и Грановитая палата – символ могущества, государственности Москвы .
Внешняя политика при Иване III Великом
Внешняя политика Ивана 3 выражалась в трех направлениях:
А) Восточное – освобождение от ордынской зависимости и решение проблемы казанского ханства нанес несколько ударов по Казанскому ханству, 1469 г. – брат Ивана 3 – Юрий осадил Казань и заставил посадить на правление промосковского ставленника).
Б) Южное – противостояние с Крымским ханством (поддерживает противника Большой орды – Крымское ханство, заключил с ним союз).
В) Западное – решение пограничных вопросов с Литвой (стремление Москвы объединить русские земли вокруг Москвы входило в противоречие с интересами Литвы, а постоянные стычки и переход бояр между государствами обостряли противоречия и не способствовали примирению).
Расширил международные связи со Священной Римской империей, Данией, Венецией и Османской империей.
Освобождение от ордынской зависимости – 1480 г.
Отношения с Золотой Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. После военного поражения от войск Тамерлана Золотая Орда продолжала распадаться; В 1502 году крымский хан Менгли – Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде. Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.
Внешняя политика при Иване III Великом
Освобождение от ордынской зависимости – 1480 г.
1480 г. – стояние на реке Угре
«Стояние на реке Угре» имело огромное историческое значение в истории России – Русь окончательно освободилась от ордынского гнета. Московское великое княжество стало полностью суверенным государством.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
А) Собирание русских земель под властью Москвы
А) наследование от бездетного брата Юрия: Дмитровское княжество, Углич, Вологда
Б) покупка: Ярославское княжество (1468 г.); Ростовское княжество (1474 г.) - по присяге;
В) военный:
- Новгород – 1471 год – битва на реке Шелони. Победа московского войска. Расправа Ивана 3 с изменниками во главе с посадником Борецким.
Опасаясь потери Независимости, Новгород во главе с посадницей Марфой Борецкой заключил соглашение о вассальной зависимости с католической Литвой (Казимиром IV). Под знаменем спасения «истинной веры» Иван 3 и повел свои полки на Новгород. Войско вновь осадило Новгород. Как и прежде ни Литва, ни Орда не пришли на помощь Новгороду.
- В 1478 году Новгород вошел как вотчина в состав Русского государства под властью Москвы. Иван III установил в Новгороде московские порядки. Возвращаясь в Москву, он вывез на санях вечевой колокол – символ былой свободы и самостоятельности Новгорода.
- 1472 г. – завоевание верховьев реки Камы
- 1485 год – присоединение к Москве Твери
После победы над Ордой настала очередь Твери. Тверской князь и брат умершей первой жены Ивана 3 Михаил Борисович спасаясь от участи Новгорода решил заключить союз с Литвой. И тогда в 1485 году Иван 3 двинул на Тверь московское войско. Тверское княжество было включено в состав Русского государства.
В 1489 году к Москве отошла Вятская земля, в 1493 году – Вязьма, в 1503 году – Черниговские и Новгород-Северские (при Василии 3) земли перешли от Литвы к Москве.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Б) Система управления при Иване III – создание новых органов власти
По –прежнему во главе Русского государства стоял великий князь. Но теперь – это был не первый среди равных, а монарх – глава единого государства, власть которого распространялась на все русские земли. Права удельных князей были ограничены: им запрещено было чеканить свою монету, сокращены их судебные права и др.
С 1485 ГОДА ИВАН III – ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ (первым принял этот титул)
Государство стали называть – Россия.
Герб государства – двуглавый орел (заимствованный у Священной Римской империи). Это было очень символично, т.к. Россия становилась уже евразийской державой.
Рядом с «государем всея Руси» появился новый центральный орган управления – БОЯРСКАЯ ДУМА.
В нее входили представители элиты образующегося государства – князья (служили великому князю, но сохранили свои вотчинные владения), родовитые бояре – крупные землевладельцы, воеводы. Все эти социальные группы получали от государя титул боярина, который не распространялся на их детей.
Боярская дума – совет при великом князе.
Функции ее – рассмотрение важнейших вопросов внешней и внутренней политики страны. Члены думы выполняли поручения князя: командовали войсками, были наместниками в других городах, управляли отдельными отраслями государственного хозяйства.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Б) Система управления при Иване III – создание новых органов власти
В конце XV - начале ХVI в. формируются первые общегосударственные органы управления - ведомства. Дворец и Казна – органы центральной власти.
- Дворец управлял землями великого князя. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворовые слуги, по большей части вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины.
- Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Западные источники именуют его канцлером, подчеркивая тем самым его положение в системе управления Московского государством. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой.
Начинает формироваться приказная система.
Приказная система
Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.
Приказы - центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр. Первое звено помощников судьи - дьяки.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- общегосударственные Приказы - общая система управления государством (Посольский, разрядный, Большая казна, Оружейная палата и др.);
- территориальные Приказы - система управления на отдельных территориях страны (Малороссийский, Сибирский, казанский и др.);
- дворцовые Приказы - управление царским двором (Казенный, Большого дворца, сокольничий и др.).
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Б) Система управления при Иване III – создание новых органов власти
Введена новая система местного управления - кормление
На местах от имени великого князя уездами (районами государства) управляли «кормленщики» - представители знати, для которых платой за службу были «кормления» - сборы в свою пользу с населения.
«Кормления» были поставлены под строгий контроль центральных органов власти.
Более мелкими территориальными единицами были ВОЛОСТИ. Ими управляли волостели.
Центральная власть сокращала льготы и привилегии крупных землевладельцев, церкви, ограничивая их право судить население, жившее в их вотчинах.
Поместный церковный собор - совещательный орган по особо важным вопросам жизни страны при государе
В) Военная реформа
- формируется великокняжеская армия, состоящая в основном из дворян-помещиков (вместо княжеской и боярской дружин). Они должны были являться на службу к князю «конно, людно и оружно», т.е. самому быть вооруженным да еще привести с собой вооруженных крестьян или холопов для пехоты. За несение службы дворянство и источником содержания воинов были земельные поместья. Как следствие этого рождается служилое дворянство;
- основа армии – дворянская поместная конница, объединенная в полки под командованием великокняжеских воевод;
- появляются отряды пищальников – пехота, вооруженная пищалями – ручным огнестрельным оружием; кроме этого войско оснащается пушками и мортирами;
- Полное доверие к воеводам, поощрение самостоятельных, активных действий в рамках общего плана обороны!
Конечно, это не случайно. Русская армия эпохи образования Российского государства, национальная по составу (в армиях западноевропейских государств преобладали тогда наемники-иностранцы), решавшая глубоко национальные задачи по обороне Отечества от внешних врагов и по возвращению ранее захваченных соседями русских земель, выдвинула немало способных полководцев, в верности и военных способностях которых “государь всея Руси” мог быть уверен. Это делало необязательным личное присутствие Ивана III на театре военных действий. И естественно, что он выступает в первую очередь как военный руководитель огромной страны, передоверяя своим воеводам проведение отдельных операций или даже целой военной кампании. Как верховный командующий, Иван III должен был охватывать своим руководством всю страну, и часто это было удобнее делать из столицы, чем из какого-нибудь пограничного города. Заботой великого князя являлось также то, что военные историки называют политическим обеспечением войны. Не следует забывать, что централизация еще только началась, в стране сохранялись остатки феодальной раздробленности, внутреннее сплочение было решающим условием победы над внешними врагами. А это внутреннее сплочение должен был обеспечить “государь всея Руси”, и бывали моменты, когда чисто военные дела как бы отодвигались на второй план.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Г) Создание свода законов единого государства – 1497 г. Судебник
Объединение прежде раздроблённых русских земель в единое государство настоятельно требовало помимо политического единства создать также единство правовой системы.
- 1497 год в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс. Цель: наведение порядка на территории единого Москвского государства через введение единого законодательства.
Итог этого – завершение создания централизованного управления страной.
В качестве известных нам источников норм права, отражённых в Судебнике, обычно называют следующие памятники древнерусского законодательства: Русская Правда, ряд указов и распоряжений московских князей и др.
Вместе с тем часть текста Судебника составляют нормы, не имеющие аналогов в предшествующем законодательстве.
Кодекс устанавливал:
1. Новую систему управления страной;
2. Обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления;
3. Определил порядок судопроизводства (новые нормы о жизни и имуществе населения, жестоко наказывал за преступления против личности и собственности, разбой «татьбу» - воровство смертной казнью, судьям – боярам и дьякам – запрещалось брать взятки. Смертная казнь за воровство в церкви. Судебный произвол кормленщиков был ограничен).
4. Появляются новые формы землевладения: вотчина (безусловное землевладение, передаваемое по наследству, владельцы - бояре) и поместье (условное владение за несение службы без права наследования, владельцы – помещики). Разница между ними исчезнет только при Петре I.
!!!
Защищая всех без исключения жителей страны, новый свод законов ввел в то же время определенные ограничения для основной массы населения – крестьян. Это выражалось в стеснении их права перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Крестьяне имели право выхода только раз в году – в течение двух недель до Юрьева дня (24 ноября) и неделю после него, т.е по окончании всех полевых работ. При этом крестьяне должны были платить землевладельцу «пожилое» - деньги за двор, постройки и т.д.
ВЫВОД:
Судебник 1497 года узаконил юридическое начало закрепощения крестьян. Если в Западной Европе в это время начался процесс освобождения крестьян и жителей городов от всевластия феодалов и государства, то в России он развивался в обратном направлении!!!
Русская православная церковь (РПЦ) всегда защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Князья в благодарность за это поддерживали церковь, предоставляя ей новые земельные владения, предоставляя ей льготы, вкладывая в монастыри и церкви деньги и делая богатые подарки.
Особенно авторитет РПЦ поднялся после падения Константинополя (1453 г.). С середины 15 века РПЦ становится АВТОКЕФАЛЬНОЙ.
Монастыри – средоточие культурных ценностей и распространения грамоты. Огромна объединяющая роль церкви в борьбе с католической агрессией и Ордой.
Однако, по мере укрепления центральной власти позиции церкви становились слабее. Началось сокращение льгот для церкви и ограничение в расширении земельных владений.
Велика роль церкви в борьбе с еретиками. Ересь – особое вероучение, отступление от церковных догм и поклонения церковным святыням – иконам, мощам святых и т.д. Еретиков называли стригольниками, т.к. многие были расстрижены и изгнаны из церкви.
Иван 3 сначала даже сочувствовал еретикам, т.к. обличая церковь, они наносили по ней удар и делали ее положение уязвимым и усиливали позиции власти таким образом.
Еретики появились на Руси в 14 – начале 15 века в Новгороде и Пскове (а там они из городов Запада). Еретиков называли стригольниками, т.к. многие из них были расстриженными духовными лицами, изгнанными из церкви и лишенными духовного сана.
Церковные власти при поддержке властей жестоко расправлялись с еретиками.
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Отношения власти с церковью
Централизация государственной власти при Иване III Великом
Отношения власти с церковью
Линии сравнения | Нестяжатели | Иосифляне |
Духовный лидер | Нил Сорский | Иосиф Волоцкий |
Время возникновения | 40-е годы XV века | конце XV — середине XVI века |
Вопрос о земле | Церковь не должна вести хозяйственную деятельность, поэтому земля ей не нужна. | Церковь должна иметь землю и богатства, чтобы успешно распространять веру и иметь влияние. |
Взаимоотношения государства и церкви | Невмешательство государства в дела церкви и церкви в дела государства. Сильная княжеская власть. Поначалу Иван 3 оказывал покровительство. | Власть церкви выше власти князя. |
Отношение к еретикам | Против казни еретиков. | Церковный собор 1504 года – принятие решения о гонении и казни еретиков. |
СПОР НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН
НЕСТЯЖАТЕЛИ
1503 г. – Церковный Собор.
Идеолог - Нил Сорский
Выступил на соборе с вопросом о монастырских
имуществах.
Суть идеологии:
Будучи сторонником строгой монашеской жизни, причём предпочитающим скитскую жизнь, он решительно выступал против того, чтобы монастыри владели поместьями, селами.
Монахи должны кормиться собственным трудом, рукоделием, жить в бедности и заботиться о духовном совершенствовании. Чрезмерные же экономические заботы, связанные с управлением материальными имуществами, отвлекают от аскетического делания. Помимо того, что такая забота отнимает силы и время монашествующих, она бывает сопряжена с заботой о прибыли, лихоимстве, что противоречит монашескому нестяжательству.
Государства не вмешивается в дела церкви, а церковь в дела государства. Сильная княжеская власть.
Выступал против казни еретиков.
Поначалу Иван 3 оказывал покровительство.
ИОСИФЛЯНЕ
1503 г. – Церковный Собор.
Идеолог – Иосиф Волоцкий
Суть идеологии:
Отстаивал право монастырей на владение значительной земельной и материальной собственностью. Обосновывал это тем, что обладание собственностью способствует большей независимости обителей, в том числе от гражданских властей (и как следствие, большей независимости Церкви)
Владение землями и серьёзными материальными средствами открывает возможность для развития монастырей, более широкого строительства храмов, а также для благотворительности в отношении мирян.
Власть церкви выше власти князя.
Мнение Иосифа на Соборе превозмогло. Митрополит Симон, отстаивая эту позицию перед великим князем, прибегал не только к мнению Собора, но и к обычаям Греческой Церкви.
Церковный собор 1504 года – принятие решения о гонении и казни еретиков. Поддержка Василия 3.
Москва – третий Рим
Теория “Москва - Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. Данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу.
СУТЬ ТЕОРИИ
Согласно теории Москва, Русское государство великокняжеская власть являются истинными наследниками Рима и древнего Константинополя. Создатели теории считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в грехах и по Божьему наущению захвачен турками. Москва – и есть третий Рим. Только она способная стать мировым центром истинного христианства, а Русское государство должно выполнить свою миссию: спасти человечество от ересей и стать поистине мировой державой.
Русь на международной арене
ВЫХОД РУСИ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ АРЕНУ
В конце XV века Европа была удивлена, что примерно за 30 лет на востоке появилась новая мощная держава – единая Россия. Она принимала активное участие в европейской политике, восстанавливая позиции, которые были у Древнерусского государства:
- установились отношения с государствами Аппенинского полуострова (Римом, Миланом, Венецией). В Москву были приглашены итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры, пушечные мастера;
- с Германской империей. Как и Рим, она рассчитывала на то, что Россия станет их послушным орудие против Турции. Но и Иван 3 и его сын Василий 3 умело уходили от конфликта с Турцией, т.к Россия еще вела противоборство с Литвой, Ливонским орденом, нужно было завершить процесс объединения русских земель;
- возобновились отношения с Венгрией, Молдавским княжеством;
- окрепли связи с Крымским ханством. Крымское ханство помогало России в борьбе с Ордой, которая в 1502 году перестала существовать как самостоятельное государство, но после смерти крымского хана Менги – Гирея оно превратилось во врага России. В 1487 году блестящий полководец Даниил Холмский (отличивший еще в битве на реке Шелони и Угре) с войском осадил Казань, взял его, и Москва поставила там своего ставленника. Но Казань оставалась независимым сильным государством;
- успешные битвы с Литвой и Ливонским орденом. Чтобы получить выгодный плацдарм Иван 3 построил напротив крепости Нарвы русскую крепость Ивангород, назвав его в свою честь.
Формирование многонационального государства
Объединение русских земель вокруг Москвы, создание единого Русского государства способствовали сплочение русских людей и складыванию великорусской народности.
Причины формирования великороссов:
1) Общность территории с центром (столицей) Москва;
2) Формирование единого великорусского языка, чему способствовали укрепляющиеся торговые связи между различными русскими землями;
3) Общерусская борьба против Орды.
Русское государство формировалось как многонациональное. Часть угро-финских народов входила в состав России (меря, мещера), другие – долгое время оставались самостоятельными – мордва, мари. А когда они вошли в Русское государство, сохраняли свои традиции, культуру. Россия активно внедряла на этих землях православие, обложило их налогом пушниной, продуктами леса. Это вызывало восстания и протесты.
На северо-западе вместе с Новгородским землями присоединены были племена корелов, ижоры, чуди.
К концу 15 века присоединены были пермские земли, вятский край. В начале 16 века завоеваны земли по Иртышу и Оби (племя югров), т.е началось продвижение русских в Западную Сибирь.
Итоги правления Ивана III
В первую очередь нужно отметить, что вся политика Ивана III была направлена, в первую очередь, на усиление великокняжеской власти.
1. Объединение вокруг Москвы большей части русских земель (Новгород, Тверь, Ярославское, Ростовское, частично Рязанское княжества, Вятская земля, Новгород- Северский, Чернигов, Брянск). По замечанию русского и советского историка А. Е. Преснякова, смыслом этих процессов было не собирание земель, а «собирание власти» в руках великого князя.
2. Князья в присоединенных землях становились боярами московского государства – происходило «обояривание князей». Эти княжества назывались уездами и управлялись наместниками из Москвы. Наместники – бояре – кормленщики.
3. При Иване 3 Российское государство становится полностью независимым от ордынского владычества («Стояние на реке Угре», 1480 г.). При этом Русским государством был заимствован ордынский военно-административный стиль управления, в результате чего, по словам советского и российского историка Н. С. Борисова «холопство великого князя перед ханом сменилось холопством всех перед великим князем».
4. Принят единый свод законов страны – «Судебник» (1497 г.). Юридическое оформление начала крепостной зависимости в Российском государстве. Хотя до конца 16 века крестьяне еще сохраняли право перехода от одного феодала к другому.
5. Закладываются основы новой системы управления страной: приказная система управления (выросшая из двух общегосударственных ведомств – Дворца и Казны), поместная система, кормление. Таким образом, складывается централизованный аппарат управления страной.
6. Продолжение политики централизации страны и ликвидации раздробленности, борьба с сепаратизмом удельных князей.
7. Значительно возрос авторитет России на международной арене, расширяются дипломатические связи.
8. Образование единого государства с сильной центральной княжеской властью, складывание великорусской народности.
9. К негативным аспектам правления Ивана III историки относят усиление деспотичной самодержавной власти и чрезмерное использование насилия в решении государственных дел. Так, по словам историка XIX века Н. И. Костомарова власть Ивана Васильевича «переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчинённых в боязливых и безгласных рабов», а проводимые им репрессии привели к тому, что в обществе начал «господствовать бессмысленный страх перед силою, а не сознательное уважение к законной власти». Одной из причин подобного развития событий Костомаров видит в том, что «возвышая единовластие, Иван не укреплял его чувством законности». По словам канд. ист. наук А. В. Воробьёва нарождающееся самодержавие принимало патримониальную форму — правитель играл символическую роль отца по отношению к подданным, не только диктуя им свою волю, но и обеспечивая защиту.
Как отмечает историк Н. С. Борисов, одним из средств усиления авторитета центральной княжеской власти были «жестокие расправы с теми, кто так или иначе становился на её пути», а саму систему самодержавной власти «пришлось создавать на костях недовольных». В результате «любое сопротивление державной воле государя отныне рассматривалось как государственное преступление и влекло за собой суровое наказание». А. Е. Пресняков писал, что новая самодержавная власть выросла «на развалинах традиционного строя отношений, освящённого вековыми навыками моральных и правовых воззрений», перестроив их таким образом, что в обществе развилась мысль об абсолютной власти князя «самодержавном в своём абсолютизме, в своей свободе от всяких традиционных норм, кроме одной — своей владельческой воле».
10. Русская церковь стала автокефальной. Она сыграла значительную роль в объединительном процессе. В 1448 году избран митрополит Иона – русская церковь стала независимой. Русская церковь при Иване 3 стала государственной. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
11. Время культурного подъема.
ПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА 1505 – 1533 ГГ.
Согласно духовной грамоте, после смерти Ивана III Великого великокняжеский трон переходил к Василию Ивановичу, прочие сыновья Ивана получали удельные города. Однако, хотя удельная система фактически восстанавливалась, она значительно отличалась от предшествующего периода: новый великий князь получал куда больше земель, прав и преимуществ, чем его братья; особенно заметен контраст с тем, что получил в своё время сам Иван. В. О. Ключевский отмечал следующие преимущества великокняжеской доли:
Великий князь теперь владел столицей единолично, выдавая братьям из своего дохода по 100 рублей (раньше наследники владели столицей совместно)
Право суда в Москве и Подмосковье принадлежало теперь только великому князю (раньше каждый из князей имел такое право в своей части подмосковных сёл)
Право чеканить монету теперь имел только великий князь
Теперь владения умершего бездетным удельного князя переходили непосредственно к великому князю (раньше такие земли делились между оставшимися братьями по усмотрению матери).
Таким образом, восстановленная удельная система заметно отличалась от удельной системы прежних времён: помимо увеличения великокняжеской доли при разделе страны (Василий получил более 60 городов, а четырём его братьям досталось не более 30), великий князь сосредоточил в своих руках и политические преимущества.
Василий III
Решая вопрос укрепления государства, Василий III принимал все меры для укрепления собственного положения и власти: ограничивал права своих братьев на власть, запрещая им жениться. Уделы после их смерти перешли к великому князю. Единственным препятствием единодержавной власти оставался его брат Андрей Старицкий, сумевший создать семью, имел детей, а следовательно, законно мог претендовать на русский престол.
ПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА 1505 – 1533 ГГ.
Василий III не терпел, когда ему противоречили. Бояр, пытавшихся оспорить его решение мог сурово наказать, лишить вотчин и поместий.
Стремился подчинить церковь своему влиянию. Все подданные его рассматривали себя как холопы великого государя.
Первой женой Василия III была Соломония Сабурова (из родовитых московских бояр). После 20 лет брака у них не было детей, Василий III разводиться с женой и насильно постригает ее в монахини (насильственное пострижение впервые в истории русских правителей).
Второй женой стала Елена Глинская – дочь литовского князя. От этого брака у него родился будущий Иван 4.
Василий III
Елена Глинская
Василий III и Елена Глинская
Внутренняя политика Василия III1505 – 1533 ГГ.
1. Власть монарха не была абсолютно неограниченной. Боярская дума – совещательный орган. Значительной была и власть наместников – кормленщиков на местах. Тяжело было бороться с системой местничества.
2. Развивается система приказов, зарождается бюрократия (следствие – рождение взяточничества).
3. Возросла мощь русской армии: появилось подразделение – наряд (это артиллерия, появилось огнестрельное оружие – пищали).
!!!
4. Завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы (подчинение самостоятельных княжеств, укрепление границ государства).
1510 г. – присоединение к Москве Пскова;
1514 г. – Смоленск;
1521 г. – Рязань.
Василий III
Внешняя политика Василия III (1505 – 1533 ГГ.)
1. Василий IIIведет наступление на Литву, стремясь вернуть Москве русские земли (ранее захваченные литовскими князьями и добровольно перешедшими в состав Литвы).
1507-1508 гг. – война с Литвой.
Итог: за Россией были закреплены все земли, которые присоединил Иван III.
Война с Литвой 1512 – 1522 гг.
Итог: возвращен Смоленск.
2. Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами (их совместные действия против русских земель).
1515-1516 года – крымская армия доходит до Тулы, опустошая по дороге земли.
1521 г. – набег крымского хана Мехмед 1 Гирея на Москву, разграблены окрестности.
-1521 года – на Москву одновременно начали военный поход крымский и казанский ханы. Дойдя до Москвы крымский хан потребовал, чтобы Москва платила дань, как было прежде, и Василий 3 согласился, поскольку враг был многочислен и силен. После этого ханская армия пошла к Рязани, но город не сдался, и они вернулись на свои земли.
-1524 год – крымское ханство захватывает Астрахань. В городе были убиты все русские купцы и наместник. Василий 3 заключается перемирие и направляет армию к Казани. Казанские послы прибывают в Москву для ведения переговоров. Они затянулись на несколько лет.
-1527 год – на реке Оке русская армия разбило войско крымского хана, тем самым были остановлены постоянные набеги с юга.
-1530 год – русская армия отправляет на Казань и берет город штурмом. В городе ставится правитель – московский ставленник.
3. Укрепились дипломатические отношения с Германской империей и Ватиканом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.