Подготовка к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь. Повесть "Шинель"

  • docx
  • 16.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕГЭ литература. Н.В.Гоголь. Шинель.docx

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель»

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм

 

Акакий Акакиевич — тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в. Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель).

 

Житейские черты Акакия

·         отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»;

·         смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»;

·         выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»;

·         прилежание в труде: «он служил с любовью»;

·         уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д.

Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один значительный чиновник в этом мире становится добрее).

 

Авторское отношение к герою

Снижение героя

Возвышение героя

В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной меч-

той становится вещь — шинель. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти

   Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина

смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал. Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

   «Значительное лицо», чью душу полностью порабощает должность, лишает его человеческого облика, тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем.

При описании «маленького человека» сострадание и смех

неотделимы друг от друга

Шинель

Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли её «капотом». Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет её, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился...». Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)

Приобретение шинели для героя — целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование. Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьёт несколько бокалов шампанского.

Утрата шинели — трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников»

Образ Петербурга

·         Пространство бюрократического автоматизма.

·         Герой живёт не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днём не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов».

·         Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать».

 

Конфликт

               «Маленький человек»                                                        Бездушный мир чиновничества