Пейзажно-философская лирика |
|||
Ф.И. Тютчев |
А. Фет |
||
«Певучесть есть в морских волнах» |
«Silentium!» |
«Учись у них, у дуба, у берёзы» |
«Ещё майская ночь» |
История создания – 1 мая 1865 года. Тема стихотворения – размышления над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Жанр – пейзажно-философская лирика А. пытается познать беспредельные миры непознанного: таинственный «океан» вселенского бытия и сокровенные стороны человеческой души. Это очень характерное для поэта стихотворение, где явление в природе подобно тому, что происходит в душе человека. |
История создания – точная дата написания неизвестна, но приблизительно 1830 годом. Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ. Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия. Посвящено одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. |
История создания – произведение написано в 1883 году в Москве. Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие. Жанр – пейзажно-философская лирика. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча. А. не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим. |
История создания – стихотворение было написано в 1857 г. вскоре после женитьбы на Марии Боткиной. Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая человека. Жанр – элегия. Весеннюю тематику у Фета тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатлённые в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта. Есть в стихотворении и символ русской земли – берёза. О них лирический герой говорит с особой теплотой. |
Est in arundineis modulatio musica ripis («Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках»)
Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,— Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник? |
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими – и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими – и молчи. Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!.. |
Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. |
Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной – и последней, может быть. |
Ф.И. Тютчев |
|
«Нам не дано предугадать» |
«Природа — сфинкс. И тем она верней» |
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности. Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм. Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра. |
История создания – последний период творчества, август 1869 года. Тема стихотворения – размышления над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. Жанр – философская лирика. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живёт своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях. Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы. |
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… |
Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. |
Любовная лирика |
||
Ф.И. Тютчев |
А. Фет |
|
«Я встретил вас» («К.Б») |
«О, как убийственно мы любим» |
«Сияла ночь. Луной был полон сад» |
История создания – 1870 год. Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки. Жанр – некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии. Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, но понимаем, что Тютчев любил её. |
История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы. Жанр – элегия Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих. Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. |
История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости. Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Жанр – Любовная лирика. Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своём произведении, это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства. |
Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. |
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошёл – спроси и сведай, Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей.
<…>
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! |
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! |
Пейзажная лирика |
|||
Ф.И. Тютчев |
А. Фет |
||
«Полдень» |
«С поляны коршун поднялся» |
«Заря прощается с землёю» |
«Вечер» |
История создания – между 1827 и 1830 годами. Тема стихотворения – Природа вечна и позволяет себе быть ленивой, ей нет по нашим человеческим меркам предела ни во времени, ни в пространстве. Подчёркивание гармонии всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы. |
История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. Тема стихотворения – внутренняя свобода человека. Жанр – элегия. А. раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества. |
История создания – стих написан в 1858 году. Тема стихотворения – размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы. Жанр – лирическое стихотворение. Рассуждения а. о жизни и смерти, которые навеяны ему картиной заката: вот только лес ещё был овеян лучами солнца, как они потухли и деревья скрылись во мраке. А. рассуждает о том, как смена дня и ночи похожа на приход смерти в конце жизни. Но он также восхищается пейзажем и надеется, что скоро наступит новый день. |
История создания – написано оно в 1855 году. Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной. Жанр – пейзажная лирика. Посвящён природе, а точнее – её таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передаёт с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность. |
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. |
С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он – И вот ушёл за небосклон! Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла – А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!.. |
Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И все таинственней, безмерней Их тень растёт, растёт, как сон; Как тонко по заре вечерней Их лёгкий очерк вознесён! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, – И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне. 1858 |
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зелёным огнём. |
Ф.И. Тютчев |
А. Фет |
||
«Есть в осени первоначальной» |
«Не то что мните вы, природа» |
«Это утро, радость эта» |
«Шёпот, робкое дыхание» |
История создания: написан в 1857 Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни. Жанр: пейзажная лирика. Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни. |
История создания – стихотворение было написано в 1836 г. Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность. Жанр – элегия. Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. В стихотворении А. раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой. |
История создания – произведение было написано в 1881 г. Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы. Жанр – элегия. В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы. |
История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич. Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени. Жанр – элегия. В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюблённых, их поэт переплетает с элементами пейзажа. |
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле… |
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… <. . . > Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. <. . . > Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звёздах нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!.. |
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист,
Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна. |
Шёпот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. |
О Родине |
Тема поэта и поэзии |
Ф.И. Тютчев |
А. Фет |
«Умом Россию не понять» |
«Одним толчком согнать ладью живую» |
История создания – стихотворение написано в 1866 году. Тема – самобытность русского народа, его особая сущность. Жанр – философская миниатюра. Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава – самое важное в её образе. |
История создания – произведение было создано в 1887 году. Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь. Жанр – элегия. Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую». Под ладьёй подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь. |
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. |
Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.