Подготовка к ЕГЭ по литературе. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
Оценка 4.8

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Оценка 4.8
doc
25.02.2020
Подготовка к ЕГЭ по литературе.  Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.doc

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

 

План

I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. П. Высокая гражданская миссия поэта.

1. «Нет, я не Байрон, я другой...». Высокое предназначение поэта.

2. Судьба потерянного поколения.

3. Стихотворение «Поэт». Поэзия, ставшая игрушкой.

4. Предназначение и судьба пророка.

III. Гражданский пафос стихотворений Лермонтова.

 

Тема поэта и поэзии занимает особое место в лирике Лермонтова; ей посвящено его первое юношеское стихотворение «Поэт», а также стихотворение, принесшее ему славу -«Смерть поэта», где он оплакивал безвременную гибель гения, обвинял в его смерти царя. В этом же произведении он заговорил о величии миссии Поэта:

Не мог щадить он [Дантес] нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал! —

говорит он об убийце поэта. На что же поднял руку Дантес? На славу и гордость, на совесть России. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» Лермонтов утверждает -поэт равен самому Богу:

Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или Бог - или никто!

Талант - это не только Божий дар, это еще и огромная ответственность. Размышляя о судьбе своего поколения, ленивого, бездействующего «под бременем познанья и сомненья», Лермонтов видит причину пустого или темного будущего «без счастья и без славы» в постыдном равнодушии к добру и злу, в неумении понять «мечты поэзии, создания искусства».

О роли поэзии в жизни общества Лермонтов пишет в стихотворении «Поэт», построенном на развернутом сравнении. Первая часть стихотворения описывает старинный кинжал, превратившийся из грозного когда-то оружия в украшение:

... Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Поэт тоже в современном обществе превратился в игрушку, «на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговение». Поэт забыл о своем долге, о былом влиянии на жизнь народа:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

... Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

В понимании Лермонтова, поэзия - это гражданский долг, и если поэт не выполняет этого долга, то он уподобляется заржавленному кинжалу - безвредной игрушке. Размеренно, торжественно, как колокольный звон, как набат, звучат вдохновенные строки; гневным, горьким вопросом-упреком оканчивается стихотворение:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Но мало того, чтобы голос пророка прозвучал, - он должен быть услышан. Стихотворение Лермонтова «Пророк» заставляет вспомнить одноименное произведение Пушкина: Бог отправил своего посланца в мир, чтобы тот нес истину, «глаголом жег сердца людей». Пушкин не говорит, как люди встречают слово истины; об этом - стихотворение Лермонтова:

С тех пор как высший судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.

Пророку нет места среди людей. Его презирают за гордость, дерзость, не верят в его избранность. Только в пустыне пророка слышат и звезды, и «тварь земная», покорные завету Предвечного. Жители шумных городов никогда не услышат Божьего слова, ведь старцы «с улыбкою самолюбивой» говорят детям о пророке как о лжеце.

Стихи Лермонтова о поэте и поэзии проникнуты высоким гражданским пафосом. В них звучит скорбь души, возмущенной духовным обнищанием соотечественников, утратой идеалов, торжеством пошлости. В лирике Лермонтова поэт - это человек, наделенный божественным даром, который накладывает на стихотворца высокие требования и в то же время делает его фигурой трагической, страдающей.


Тема поэта и поэзии в лирике

Тема поэта и поэзии в лирике

Размеренно, торжественно, как колокольный звон, как набат, звучат вдохновенные строки; гневным, горьким вопросом-упреком оканчивается стихотворение:

Размеренно, торжественно, как колокольный звон, как набат, звучат вдохновенные строки; гневным, горьким вопросом-упреком оканчивается стихотворение:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020