Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. 19 задание: теория и практика

  • doc
  • 09.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала теория 19 задание егэ (4).doc

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ГРУППЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

1. При­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му (или к дру­го­му при­да­точ­но­му) под­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (про­сты­ми и со­став­ны­ми) или со­юз­ны­ми сло­ва­ми (от­но­си­тель­ны­ми ме­сто­име­ни­я­ми).

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложноподчинённое.

По значению подчинительные союзы делятся на разряды:

 1) временные (указывают на время): КОГДА, ПОКА, ЕДВА, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО и др.: Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.

 2) причинные (указывают на причину): ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО, ИБО и др.: Неравная это была борьба, потому что трудней всего преодолевать себя. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

 3) целевые (указывают на цель): ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.: Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.

 4) условные (указывают на условие): ЕСЛИ, ЕСЛИ —ТО, РАЗ, ЕСЛИ БЫ и др.: Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

 5) уступительные (указывают на противоречие одного события другому): ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ (ПУСТЬ) и др.: Ему уже не было страшно, хотя гром гремел по-прежнему и молния полосовала всё небо. Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты, я вёл нечто вроде дневника - запись некоторых моих мыслей и впечатлений.

 6) сравнительные (указывают на сравнение): КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.: Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь. Высокогорная ночь спустилась мгновенно, как будто захлопнуло нас крышкой в глухом чугунном котле.

 7) следственный (указывает на следствие): ТАК ЧТО: Льёт проливной дождь, так что без зонтика выйти нельзя.

 8) изъяснительные (указывают на то, о чём говорится в главном предложении): ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО и др.: Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана ... И послышалось мне, будто снег хрустит.

 Подчинительные союзы (в отличие от союзных слов) не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

В зависимости от значения союза придаточные делятся на группы по значению.

 ПРАВОПИСАНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 П р и м е ч а н и е. Составные союзы потому что, оттого что, для того чтобы, с тех пор как и др. образовались из

сочетаний указательных слов с простыми союзами. Сравните:

Часто люди гордятся чистотой своей совести, потому что они обладают короткой памятью. - Часто люди

гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью. (Л. Толстой)

2. В глав­ной части слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния ино­гда могут ис­поль­зо­вать­ся ука­за­тель­ные слова тот, такой, весь, каж­дый, никто, там, тогда и др.

РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова ТОТ, ТАКОЙ, ВЕСЬ, КАЖДЫЙ, НИКТО, ТАМ, ТОГДА и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

 Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

 Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП.

 Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчёркивает

их основное значение:

1. Тот, кто любит родину, должен служить ей. В предложении указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.

 2. Тот человек, который любит родину, должен служить ей. Во втором предложении тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.

 3. Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете. В третьем предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.

 4. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть. В четвёртом предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксической роли указательного слова в составе главного. 

Таким образом, указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного придаточного предложении, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным.

 Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

 Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. =Он запомнил человека, который был в гостях у Петрова.

Хотелось бы напомнить о тех основополагающих принципах русской офографии, без которых сложно объяснить систему правописания.=Хотелось бы напомнить об основополагающих принципах русской офографии, без которых сложно объяснить систему правописания. 

В-третьих, употребление указательных слов может быть излишним, что приводит к грамматическим или логическим

ошибкам.

Так, в предложении Сегодня на занятии мы узнали то, что такое указательные слова употребление указательного слова то совершенно излишне: выделительного значения нет, по структуре не является необходимым.

7.4. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ.

Как известно, существуют три разновидности сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное. Каждому из этих типов присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союза, значением союза, порядком следования частей и интонацией. Наиболее просты и понятны по своей структуре сложносочинённые и бессоюзные предложения. Сложноподчинённые предложения обладают богатыми возможностями развёрнутого изложения мыслей, средства подчинительной связи способны выразить оттенки отношений между грамматическими частями. При этом более сложная структура таких предложений становится одной из причин нарушения синтаксических норм при их употреблении. Чтобы избежать грамматических ошибок в сложноподчинённых предложениях, необходимо помнить о следующих правилах.

 7.4.1.При последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же слова. Именно это нарушение помогло   С. Я. Маршаку добиться комического эффекта в известном стихотворении:

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Используйте разные союзы, разные типы придаточных, заменяйте их причастными оборотами, чтобы избежать таких назойливых повторов. Например: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 95 году, который был для них настоящим испытанием. Это очень плохое предложение. Исправляем: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, приехавшие в него в 95 году: этот год был для них настоящим испытанием.

7.4.2 Нельзя одновременно употреблять подчинительные и сочинительные союзы для связи между главным и придаточным: Как только сверкнула молния, но вдруг посыпался град. Чтобы исправить это предложение, необходимо оставить один из союзов: Только сверкнула молния, но вдруг посыпался град или Как только сверкнула молния, вдруг посыпался град.. В первом предложении убрали союз «как», во втором союз «но».

 7.4.3 Не могут повторяться близкие по значению подчинительные и сочинительные союзы: Родители говорят, что будто мы совсем не помогаем по дому. Для выражения синтаксических отношений достаточно одного союза: Родители говорят, что мы совсем не помогаем по дому. Из второго предложения убрали союз «будто». Возможно и по-другому: Родители сердятся, будто мы совсем не помогаем по дому. Выбор союза всегда зависит от того значения, которое мы хотим внести в наше высказывание.

В книге "Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати" Д.Э. Розенталь пишет об этом так:

"встречается плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: «Условия для дальнейшего подъема животноводства в ряде колхозов были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило", отмечая, что это ошибка.

7.4.4. Не следует пропускать необходимые указательные слова в главном предложении. Мама всегда ходила в магазины, где продукты стоили дешевле. Грамматическую и смысловую завершённость это предложение получит, если в главную часть добавить нужное указательное слово: Мама всегда ходила в ТЕ (ТАКИЕ) магазины, где продукты стоили дешевле. 

7.4.5.Употребление союза что в придаточной части при наличии частицы ли является грубой ошибкой: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.. Правильный вариант: Мы не услышали, пришёл ли он на условленное место. 

7.4.6. Неправильная форма указательных слова в придаточных или они вообще не нужны —тоже ошибка.

Автор статьи намекает нам о том, что неплохо было бы... Правильно:...намекает НА ТО, ЧТО...

В статье поднимается проблема о том, что...Правильно: поднимается проблема ЧЕГО?КАКАЯ? милосердия, взаимовыручки...

Эта ошибка связана не столько со строением сложноподчинённого предложения, сколько с нормами управления. Совершенно отчётливо нужно знать, какой глагол или существительное управляет какими формами существительных и местоимений. Например:

Мы беспокоились (за то /о том), чтобы погода не испортилась. Верно «О ТОМ»

Героиня рассказа обеспокоена (о том/ тем), что не находит поддержки. Верно: «ТЕМ»

Вот список часто употребляемых оборотов, в которых допускаются ошибки. Приведены правильные вопросы. Этот список далеко не полный.

Вера во что    Уверенность в чём     Горд кем   Достоин чего  Исполненный чего

Не нарадоваться на кого     Подвести итоги чего    Потребность в чём    Презрение к кому, чему

Преисполненный чего   Чуждаться чего   Характерен для кого, чего   Убеждён в чём

Типичны для кого, чего    Полон чего    Поражаться чем     Восхищаться кем, чем

 7.4.7. Неправильный порядок слов в предложении, при котором придаточное можно отнести к различным словам, приводит к недопониманию и является ошибкой.

Рассмотрим на примере: Ученики, выполняя задания контрольной работы для девятиклассников, которые раньше считались трудными, стали делать меньше ошибок. По смыслу предложения получается, что раньше трудными были девятиклассники. Придаточное определительное нужно разместить после слова работы, это её задания раньше считались трудными. При всём том, что эта ошибка легко обнаруживается при внимательном чтении, в письменных работах она встречается очень часто. Вот как должно быть: Ученики стали делать меньше ошибок, выполняя задания контрольной работы, которые раньше считались трудными для девятиклассников.

3. Сложноподчинённые предложения обязательно включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. По строению и значению сложноподчинённых предложений в целом различаются следующие виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Эти виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения: придаточные отвечают на те же вопросы, что и соответствующие члены предложения.

Виды придаточных предложений

В сложноподчинённом предложении части неравноправные: одна часть зависит от другой. В составе сложноподчинённого предложения нужно различать главное и придаточное предложения. Главное — то, от которого задаётся вопрос, придаточное — то, к которому задаётся вопрос от главного. Различают несколько видов придаточных предложений.

Вид придаточного

Отвечает на вопрос

Средства связи межу главным и придаточным

Примеры

1

Определительное

Какой? Чей?

Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.

Мы отыскали поляну (КАКУЮ?), на которой останавливались в прошлый раз.

2

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного).

Союзы и союзные слова: как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.

Андрей не подозревал (О ЧЁМ?), какой сюрприз его ждал дома.

3

Обстоятельные виды придаточных предложений

3.1

Образа действия, меры, степени

каким образом? насколько? в какой степени? как? В какой мере?

Союзы и союзные слова: будто, чтобы, что, насколько, сколько, как.

Пирог был такой вкусный (В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), что дети на время затихли.

3.2

Места

откуда? куда? где?

Союзы и союзные слова: откуда, куда, где.

Туда (КУДА?), где горел огонёк, путники и направились.

3.3

Времени

до каких пор? когда? с каких пор? как долго?

Союзы и союзные слова: до тех пор, с тех пор как, пока.

(КАК ДОЛГО?) С тех пор как окончили школу, мы почти не встречались.

3.4

Условия

в каком случае? при каком условии?

Союзы и союзные слова: коль, коли, раз, если, как.

Делай всё сама (В КАКОМ СЛУЧАЕ?), раз не хочешь принимать помощь.

3.5

Причины

по какой причине? отчего? почему? из-за чего?

Союзы и союзные слова: оттого что, потому что, так как.

Ничего не успеешь (ПОЧЕМУ?), потому что ловишь ворон.

3.6

Сравнения

подобно чему?

Союзы и союзные слова: как будто, как, чем, будто.

Он замолчал (ПОДОБНО ЧЕМУ?), будто воды в рот набрал.

3.7

Цели

для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?

Союзы и союзные слова: для того чтобы, затем, затем чтобы.

(ЗАЧЕМ?) Для того чтобы успешно сдать экзамен, надо много заниматься.

3.8

Уступки

несмотря на что? вопреки чему?

Союзы и союзные слова: даром что, несмотря на то что, что, хотя, пусть, как ни, когда ни, сколько ни.

Посевная продолжалась (НЕСМОТРЯ НА ЧТО?), хотя погода испортилась.

3.9

Следствия

что из этого следует?

Союзы и союзные слова: так что, поэтому.

Вода в аквариуме грязная (ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?), поэтому её нужно поменять.

4.

Присоединительные

Союзы и союзные слова: что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Его не было дома, почему я и оставил записку.

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

[Мне хотелось], чего?(чтобы отец обнял меня посадил к себе на колени и приласкал.). Придаточное стоит после главного, вопрос к придаточному ставится от сказуемого главного предложения. Графическая схема: [=], (чтобы —= и =).

(Когда наступает осень), когда?[деревья сбрасывают листву.] Придаточное стоит перед главным, вопрос к придаточному ставится от сказуемого главного предложения. Графическая схема: (Когда = —), [—=].

[Деревня, какая?(где скучал Евгений), была прелестный уголок.] Придаточное стоит внутри главного, вопрос к придаточному ставится от подлежащего главного предложения. Графическая схема: [—, (где = —),=].

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять главное предложение или друг друга. Если в предложении два и более придаточных, то говорят о разных типах подчинительной связи: однородное подчинение, неоднородное подчинение и последовательное подчинение.

 СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННОЕ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЕ С НЕ­СКОЛЬ­КИ­МИ ПРИ­ДА­ТОЧ­НЫ­МИ.

Слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния с не­сколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми можно раз­де­лить на три груп­пы:

−с од­но­род­ным

−не­од­но­род­ным (его на­зы­ва­ют также па­рал­лель­ным)

−по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем.

СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННЫЕ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ С ОД­НО­РОД­НЫМ ПОД­ЧИ­НЕ­НИ­ЕМ

1. [Я пришёл к тебе с при­ве­том, рас­ска­зать], (что солн­це вста­ло), (что оно го­ря­чим све­том по ли­стам за­тре­пе­та­ло).

2. [ Тот, (кто жиз­нью живёт на­сто­я­щей), (кто к по­э­зии с дет­ства при­вык), вечно ве­ру­ет в жи­во­тво­ря­щий, пол­ный ра­зу­ма рус­ский язык.]

Стро­е­ние слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ний с не­сколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми можно по­ка­зать вер­ти­каль­ны­ми схе­ма­ми:

https://rus-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22864

При од­но­род­ном под­чи­не­нии все при­да­точ­ные свя­за­ны с од­ни­ми и теми же сло­ва­ми глав­но­го пред­ло­же­ния (в при­ме­рах они вы­де­ле­ны) и от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос.

Такие при­да­точ­ные на­зы­ва­ют­ся од­но­род­ны­ми. Связи од­но­род­ных при­да­точ­ных с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и между собой на­по­ми­на­ют связи од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Если од­но­род­ные при­да­точ­ные со­еди­не­ны не­по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми и /или, за­пя­тая перед ними не ста­вит­ся, как и при од­но­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния:

[Я от­ве­чал], (что при­ро­да хо­ро­ша) и (что осо­бен­но хо­ро­ши в наших ме­стах за­ка­ты).

[Было не­по­нят­но], (о чём го­во­рить) или (о чём мол­чать).

Но за­пя­тая ста­вит­ся, если есть союз а

[Со­вер­шен­но не­воз­мож­но было опре­де­лить], (какие кар­ти­ны мне нра­вят­ся), а (какие — нет).

В слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем во вто­ром при­да­точ­ном может от­сут­ство­вать под­чи­ни­тель­ный союз:

1. (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не по­ве­рю воде].

2. [Вздрог­нем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось про­тру­бит вда­ле­ке).

http://reshuege.ru/get_file?id=22865

В слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем во вто­ром при­да­точ­ном может быть РАЗ­НЫЕ

под­чи­ни­тель­ные союзы, при этом во­прос от глав­но­го к при­да­точ­но­му остаётся оди­на­ко­вым:

[Мне не хо­те­лось уточ­нять], что? (как долго дли­лась пе­ре­пис­ка) и что? (зачем они вели её).

СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННЫЕ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ С НЕ­ОД­НО­РОД­НЫМ ПОД­ЧИ­НЕ­НИ­ЕМ

1. (Когда у меня в руках новая книга), [я чув­ствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, го­во­ря­щее, чу­дес­ное).

2. (Когда Ки­прен­ский писал порт­рет Пуш­ки­на), [поэт был оза­бо­чен], (хотя и пы­тал­ся шу­тить).

3. (Если мы об­ра­тим­ся к луч­шим об­раз­цам прозы), [то убе­дим­ся], (что они полны под­лин­ной по­э­зии).

http://reshuege.ru/get_file?id=22867

 При не­од­но­род­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ные могут от­но­сить­ся к одним и тем же сло­вам глав­но­го пред­ло­же­ния,

но они не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, так как от­ве­ча­ют на раз­ные во­про­сы. Такие при­да­точ­ные на­зы­ва­ют­ся

не­од­но­род­ны­ми (па­рал­лель­ны­ми).

СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННЫЕ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ С ПО­СЛЕ­ДО­ВА­ТЕЛЬ­НЫМ ПОД­ЧИ­НЕ­НИ­ЕМ

1. [Толь­ко тот может стать на­сто­я­щим че­ло­ве­ком], (кто смот­рит вперёд, знает), (что ему надо сде­лать за свою жизнь).

2. [Глав­ное в том], (что проза, (когда она до­сти­га­ет со­вер­шен­ства), яв­ля­ет­ся, по су­ще­ству, под­лин­ной по­э­зи­ей).

http://reshuege.ru/get_file?id=22868

При­да­точ­ные, по­яс­ня­ю­щие глав­ное пред­ло­же­ние, на­зы­ва­ют­ся при­да­точ­ны­ми 1 сте­пе­ни; при­да­точ­ные, по­яс­ня­ю­щие при­да­точ­ное 1 сте­пе­ни, на­зы­ва­ют­ся при­да­точ­ны­ми 2 сте­пе­ни и т. д.

При по­сле­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии могут ока­зать­ся рядом под­чи­ни­тель­ные союзы или со­юз­ные слова (что и если, что и когда, ко­то­рый и если и т. д.). В этом слу­чае за­пя­тая не ста­вит­ся, если после при­да­точ­но­го 2 сте­пе­ни идёт вто­рая часть союза (то или так), на­при­мер:

[Де­ре­вья так тес­нят­ся друг к другу], (что (если умрёт ве­ко­вая сосна), то не­ку­да ей упасть).

Срав­ни­те:

[Де­ре­вья так тес­нят­ся друг к другу], (что, (если умрёт ве­ко­вая сосна), не­ку­да ей упасть).

 В слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях с не­сколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми воз­мож­ны ком­би­на­ции свя­зей: может быть од­но­вре­мен­но и од­но­род­ное, и по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние; не­од­но­род­ное и по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние; од­но­род­ное и не­од­но­род­ное под­чи­не­ние и т. д.:

1. [Не может быть хо­ро­ше­го про­за­и­ка], (если че­ло­век не знает на па­мять луч­ших наших по­этов), (если он не слы­шит), (как зву­чит слово), (как че­ре­ду­ют­ся в нём звуки).

2. [Каж­дый раз, (когда при­бли­жа­лась осень), на­чи­на­лись раз­го­во­ры о том], (что мно­гое в при­ро­де устро­е­но не так), (как нам бы хо­те­лось).

http://reshuege.ru/get_file?id=22873

 

(Если б вместо Надежды был у меня сын),при каком условии [я не думал бы], о чём?(что будет со мною nод старость). Два придаточных поясняют главное, неоднородное подчинение придаточных. 

[Сильно билось сердце], когда? (когда я снова увидел знакомые родные улицы, места, дома), какие? (которые я не видел около четырёх лет.) Первое придаточное поясняет главное, второе придаточное поясняет первое придаточное, значит, последовательное подчинение.

Если в СПП несколько придаточных предложений, то правильная расстановка знаков препинания возможна лишь при условии понимания структуры предложения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика:  Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

1. Идея еди­но­го ев­ро­пей­ско­го про­стран­ства (1) по­клон­ни­ком (2) ко­то­рой (3) был пер­вый ди­рек­тор Цар­ско­сель­ско­го лицея Ма­ли­нов­ский (4) об­ре­ла мно­же­ство сто­рон­ни­ков.

2. После Бер­лин­ско­го кон­грес­са Бол­га­рия (1) гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние (2) ко­то­рой (3) было оче­вид­но (4) стала глав­ной точ­кой опоры рос­сий­ской по­ли­ти­ки.

3. Уникальная серия фотографий (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.

4. Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

5. Свои заметки я делал у подножия огромного дерева (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.

6. Тёмный ста­рин­ный шкап (1) в бок (2) ко­то­ро­му (3) упи­ра­лась же­лез­ная койка с на­спех на­бро­шен­ным оде­я­лом (4) за­кры­вал собою по­ло­ви­ну и без того уз­ко­го гряз­но­го окна каюты.

7. Сол­неч­ным и ясным утром Во­ло­дя и Лида шли по кра­си­вой аллее (1) в глу­би­не (2) ко­то­рой (3) вид­не­лось двух­этаж­ное белое зда­ние (4) и мило бе­се­до­ва­ли.

8. На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.

9. Выдающийся русский химик Д.П. Коновалов (1) многие работы (2) которого (3) вошли в золотой фонд науки (4) был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX-XX веков.

10. Всякая героиня (1) при создании (2) которой (3) граф Толстой жил нежными воспоминаниями о своей матери (4) является у него натурой эмоциональной и мечтательной.

11. Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.

12. 1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.

13. Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том (1) как худо им живётся в родном доме (2) ремонт (3) которого (4) ежедневно лишает их сна и покоя.

14. При­ме­ча­тель­но (1) что за домом раз­бит ро­за­рий (2) ре­гу­ляр­ный стиль (3) ко­то­ро­го (4) подчёрки­ва­ют ажур­ные решётки с пле­ти­сты­ми ро­за­ми.

15. Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.

16. Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

17. Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.

18. Главная трудность учёного-первооткрывателя заключается как раз в том (1) что ему нужно увидеть вещь в новом качестве (2) чтобы в буквальном смысле слова «открыть» свойство (3) наличие (4) которого (5) не являлось до сих пор очевидным.

19. В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.

20. Как только (1) Кудиныч увидел медведя (2) он быстро пробежал лес и выскочил на опушку (3) в нескольких шагах (4) от которой (5) расположена была деревня.