Подготовка к ЕГЭ. Русский язык 11 класс. Знаки препинания.
Оценка 4.9

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык 11 класс. Знаки препинания.

Оценка 4.9
docx
29.08.2022
Подготовка к ЕГЭ. Русский язык 11 класс. Знаки препинания.
Знаки препинания и правила их употребления.docx

Знаки препинания и правила их употребления

Тире

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В простом предложении между подлежащим и сказуемым

1.  существительным в им. п. — существительным в им. п.;

2.  числительным — числительным;

3.  числительным — существительным в им. п.;

4.  инфинитивом — инфинитивом;

5.  существительным в им. п. — инфинитивом;

6.  перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)

Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов).
Два и два — четыре.
Два — чётное число.
Жить — Родине служить
 (пословица).
Наша цель — получить знания.
Понять — значит простить.

2.

В простом неполном предложении

1.  при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;

2.  при параллелизме частей сложного предложения;

3.  в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;

4.  в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

3.

При однородных членах

1.  после однородных членов перед обобщающим словом;

2.  при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

4.

В предложениях с приложением

1.  перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;

2.  для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;

3.  если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;

4.  для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский).

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

5.

В сложносочинённом предложении

если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление

Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Лермонтов).
Ещё напор — и враг бежит (Пушкин).

6.

В сложноподчинённом предложении

1.  для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);

2.  при параллелизме структуры частей

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

7.

В бессоюзном сложном предложении

1.  для выражения
– быстрой смены событий;
– резкого противопоставления;

2.  если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;

3.  если первая часть обозначает время совершения действия второй части;

4.  если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;

5.  если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Меньше знаешь — крепче спишь.

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

8.

При вводных предложениях и вставных конструкциях

для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора

…Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич).
Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев).

9.

В репликах диалога

между репликами диалога

— Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.
— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.
— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво
 (Тэсс).

10.

При прямой речи

для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи

«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».

11.

В предложениях между двумя словами

между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение

Планы на январь — февраль; рукопись
объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;
скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.

Многоточие

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В конце предложения

для обозначения незаконченности высказывания

Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)

2.

В середине предложения

при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности

Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)

3.

В начале предложения

указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени

…А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.

4.

В цитатах

для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце

Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с однородными членами

после обобщающего слова перед однородными членами

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).

2.

В предложениях с прямой речью

если прямая речь стоит после авторских слов

Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».

3.

В бессоюзном сложном предложении

  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
Печален я: со мною друга нет (Пушкин).
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Точка с запятой

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В простом предложении с однородными членами

для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые

Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).

2.

В бессоюзном сложном предложении

если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые

Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).

3.

В сложноподчинённом предложении

если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые

Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с прямой речью

для выделения прямой речи в строке

Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)

2.

При цитировании

цитаты заключаются в кавычки

«Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.

3.

В предложениях с приложением

названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д.

Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»

4.

В предложениях с определёнными словами

для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание

Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Запятая

 

В каком предложении употребляется

Правило

Примеры

1.

В предложениях с однородными членами

1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;

2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;

3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли и др.;

4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2.

В предложениях с обособленными членами

для выделения обособленных членов предложения:

1. при обособлении определений:
- с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
- два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
- относящееся к личному местоимению;
- стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;

2. при обособлении приложений:
- любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
- распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
- распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
- распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
- приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
- приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);

3. при обособлении обстоятельств:
- деепричастные обороты независимо от места в предложении;
- одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин).
Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины).
Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь)
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).
Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин).

3.

В предложениях с вводными словами и конструкциями

для выделения вводных слов и предложений

Он, выходит, совсем в этом не разбирается.
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал
 (Пушкин).

4.

В предложениях с обращениями

для выделения обращений

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов)

5.

В предложениях со сравнительными оборотами

для выделения сравнительных оборотов

1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;

2. сравнительные обороты с союзом как:
- если они обозначают уподобление (как = подобно);
- если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
- если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
- если оборот начинается сочетанием как и;
- если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
Как чайка, парус там белеет в высоте 
(Фет).
Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
Я учился так же хорошо, как и брат.
В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

6.

В сложносочинённых предложениях

для разделения простых перед сочинительными союзами

Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.

7.

В сложноподчинённых предложениях

для отделения придаточных частей от главной

Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).

8.

В бессоюзных сложных предложениях

для разделения простых

Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

 

Знаки препинания и правила их употребления

Знаки препинания и правила их употребления

Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов)

Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов)

За ночным окном — туман. Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

За ночным окном — туман. Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина

На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский)

На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский)

В сложноподчинённом предложениидля интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных); 2

В сложноподчинённом предложениидля интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных); 2

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов)

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов)

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов)

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов)

При прямой речи для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом…

При прямой речи для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом…

В каком предложении употребляется

В каком предложении употребляется

В начале предложенияуказывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся…

В начале предложенияуказывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся…

Двоеточие В каком предложении употребляется

Двоеточие В каком предложении употребляется

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин)

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин)

При цитированиицитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык»

При цитированиицитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык»

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин)

Тургенев). Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский)

Тургенев). Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский)

Он, выходит, совсем в этом не разбирается

Он, выходит, совсем в этом не разбирается

Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат

Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат

В сложносочинённых предложениях для разделения простых перед сочинительными союзами

В сложносочинённых предложениях для разделения простых перед сочинительными союзами

Внимательно прочитайте текст.

Внимательно прочитайте текст.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2022