лучшедома
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

doc
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Диро.doc

Конспект урока развития речи в 9 классе.

Учитель  русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41»,Абдурахманова Р.Р.

 

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения   на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                      композиционно - содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Ход урока.

1.   Организационный момент.

       1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. (Слайд №2)

 2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

     

II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

        Задание: определить лексическое значение слов:

         герой, героический

         духовный (связанный с внутренним миром человека),

         самоотверженный 

         гуманность, гуманный

3.   Актуализация знаний.   

     

1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?     (Слайд №3)

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

     Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются  временные или постоянные признаки предметов(явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через  перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

     Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения.  Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

     Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее   важной частью является указание причины или следствий того или  иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос: почему?

                                                                                 (Слайд №4)

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

  (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

4.   Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

1). Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.   

                                                                                         (Слайд № 5)

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

                                                                                   

                                                                                               (Слайд № 6)

2) Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

             (Слайд №7 -№8– фотографии-кадры ВОВ)

  Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. Всё дальше и дальше уходит время от Дня великой победы,  всё меньше становится свидетелей этому страшному событию в жизни нашего народа. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений.   Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.

              Пусть всех имён не назову,

              Нет кровнее родни.

              Не потому ли я живу,

              Что умерли они?!

    Для анализа мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева (1922 - 2008гг.), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.

1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

2. Вопросы классу:

- Какова тема этого текста?  (Битва за Севастополь).

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:

1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ.

Ответ:_______________________________

2.Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении : «Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке».

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4) просторечная лексика

Ответ:____

3.Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________

4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота. Исправьте ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.

2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.

3.Вышли командиры к открытой площадке, не замечая хорошо замаскировавшихся артиллеристов.

Ответ:_______________________________

4.Проверка самостоятельной работы.

Слово учителя: В своей речи и сочинениях вы используете деепричастные обороты. Надо помнить, что деепричастие  (добавочное действие) и глагол-сказуемое (основное действие) должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.

5. Вопросы классу:

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.)

- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)

 6. Слово учителя:

     В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования  задания 15.3 части 3.:

                                                                   

     Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО?  Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                                                                               (Слайд №9)

         1.Выдвижение тезиса.

Вопросы классу:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. МУЖЕСТВО  - …

- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов -  (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).

- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).  

        Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной  проявленного мужества? И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й  аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

 Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего посёлка и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.

Славный наш посёлок и село Новомихайловское известны именами героев, которые носят  это почётное звание за мужество и героизм, проявленные советскими солдатами и мирными жителями в тяжёлых боях за оборону  страны от фашистских захватчиков.

(Историческую справку об этом событии зачитывает ученик (индивидуальное задание).

Слово учителя: Примером мужества, стойкости человека на войне является  лётчик, погибший в годы Великой Отечественной войны над небом нашего посёлка, Петр Шувалов

                                                                                               (Слайд № 10)

(Краткое сообщение о Петре Николаевиче Шувалове рассказывает ученик (индивидуальное задание)).

                                                                                               (Слайд № 11)

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

                     (Слайд № 12 - заполнение таблицы-памятки):

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Слово учителя: подводя итог нашему разговору о мужестве, смелости и героизме, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Салюта залпы отгремели,

Давно закончилась война.

Солдат в стальной своей шинели

Навечно замер у Огня.

И в назиданье нам, потомкам,

Боец как будто говорит:

«Будь благодарен ты герою,

Что танки смог остановить.

Он заплатил ценою жизни…»

Я в неоплаченном долгу

За небо мирное Отчизны

И щебет птичий на лугу.

Я благодарен ветеранам.

Пусть всех имён не назову…

Пускай им салютуют страны,

Спасибо им, что я живу.

   V. Рефлексия.

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?

VI. Заключительное слово учителя.

      Память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

     Ведь если факел памяти погаснет,

     Померкнет жизнь без этого огня,

     Окажется, что жертвы все напрасны,

     И ни тебя не будет, ни меня.

VII. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и войну…» (тексты у каждого учащегося)

а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работая над сочинением,  подумайте над вопросами:

- О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева?

-Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж, предназначенный деду?

- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?

                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)».

Подготовила  Абдурахманова Разият Рамазановна ,

учитель русского языка и литературы

 

 

Самоанализ результативности урока русского языка в 9 классе по теме

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

1.Преподавание уроков русского языка в 9 классе ведётся по программе под редакцией Т.А.Ладыженской , УМК: Русский   язык. 9 класс,: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2013. 

2. В 9 классе обучаются дети с разной степенью мотивации.  Данный урок является первым в системе уроков развития речи  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задания 15.1 части 3 – написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки. Воспитывающие задачи: формирование нравственных качеств школьников;                                    воспитание патриотизма, исторической памяти –решались путём привлечения документальных материалов, фотографий, художественных текстов, стихотворений о Великой Отечественной войне.

3. Триединые задачи, сформулированные к уроку,  позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). А также  расширить знания по культуре речи, повторить сведения о стилях и типах речи, вести работу по развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать  умения проводить   композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера.

4. На уроке был использован комплекс мер и средств обучения –сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, метод проектов, компьютер, медиа проектор, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, возрастных особенностей и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.

5. На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, а также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой, выдвижение гипотез, анализ, составление обобщающей таблицы-памятки.

6. Подготовка обучающихся к изучению новой темы началась с орфографической работы, расширения словарного запаса школьников, фронтальной беседы о стилях и типах речи, о композиции такого типа речи, как рассуждение.

7. В ходе работы над комплексным анализом текста была проведена самостоятельная работа  с текстом и выполнением заданий в формате ОГЭ, предупреждением речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов. Школьники самостоятельно поэтапно заполняли таблицу-памятку, содержащую алгоритм написания сочинения – рассуждения, с последующим обсуждением, что позволило более осознанно усвоить тему урока.

Содержание нового материала соответствовало требованиям образовательной программы: научность, глубина, доступность, последовательность изложения, практическая направленность изучаемой темы.

8. Заключительный этап урока – рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем может быть он использован.

9. Задание на дом сопровождалось пояснением по его выполнению, объём и сложность соответствуют данной теме. В заключение была предложена консультация после уроков для тех учащихся, у которых возникли затруднения при написании сочинения – рассуждения задания 15.3.

10.Успех урок объясняется удачным подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)Наступили самые трудные дни для осаждённого Севастополя: кончались
боеприпасы, кончались силы.

(2)Командир бригады морских пехотинцевгенерал-майор Евгений Иванович
Жидилов, и комиссар бригадыАлександр Митрофанович Ищенконаправлялись
к Хомутовой балкегде за лиственным лесочком сражалась одна из советских
артиллерийских батарей. (3)Бегут под огнём командиры и слышат, как слаженно
отвечает фашистам советская батарея.

(4)Молодцы артиллеристы! - сказал генерал Жидилов.

- (5)Орлы! - подтвердил комиссар Ищенко.

(6)Вышли командиры к открытой площадке, смотрят и не видят пока саму
батарею: так хорошо замаскировались артиллеристы. (7)3ато видят командиры место, куда несутся наши снаряды и как точно ложатся взрывы, ударяя в ряды  фашистов.

(8)Молодцы! - не сдержался теперь комиссар Ищенко.

(9)Орлы- поддержал комиссара комбриг Жидилов.

(10щё минута, вторая ... (11)Колючими кустами, небольшим овражкомсноваоткрытым местом пробежали командир и комиссар(12)Bот тут, за лиственнымлесочком, за рядом белоствольных березок, совсем рядом Хомутовая балка,а значит, и рядом совсем батарея.

(13)Вышли командиры к её позициям. (14)Bот они, наши пушки, наши орлы-артиллеристы. (15)Смотрят командир и комиссар: из четырёх пушек на батарее  уцелела одна-единственнаяи у этой одной-единственной находится одинединственный артиллерист-матрос. (16)Лицо у матроса суровое, ворот флотской   рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке. (17)Ho снаряд  за снарядом посылает матрос, словно прирос он к орудию так, что даже, кажется,  не замечаетчто явились сюда командиры.

(18)Шагнул генерал Жидилов к артиллеристу:

(19)Где остальные?

(20)3десьответил матрос, не оборачиваясь.

(21)Посмотрел командирпосмотрел комиссар нигде никого не видно.

(22)Неужели отступилиотошли без приказа?

(23)Где остальные? повысил голос, почти закричал генерал Жидилов.

(24)Все здесь, никто не ушёлповторил артиллерист.

(25)Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показал на стоящие рядом
разбитые пушки. (26)Посмотрел генерал и только теперь обратил внимание
на точто рядом с пушками, у их покорёженных колес, лежали люди. (27)Это
были матросыбоевые товарищи артиллериста. (28)Все они погибли.

(29)Никто не ушёл, все здесь, тихо повторил артиллерист и снова припал
к орудию.

(30)Тогда в разгар боя ни генерал Жидиловни комиссар Ищенко неуспели
узнать фамилию отважного артиллеристапотому что фашисты рвались
на позиции советской батареии генерал Жидилов и комиссар Ищенко сами
вступили в бой.

(31)Ныне известна фамилия героя. (32)Им был черноморский матрос Коваленко
Иван Захарович.

(По С. Алексееву)*

* Алексеев Сергей Петрович (1922-2008 гг.) известный детский писатель,
участник Великой Отечественной войны, автор многочисленных произведений

 

. Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении:

«Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом
держится на затылке».

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4) просторечная лексика

 

 

. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

 

. Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом.

 

. Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

 

. Выпишите грамматическую основу предложения 28.

 

. Среди предложений 10-15 найдите предложение с обособленными уточняющими
обстоятельствами.

 

. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Лицо у матроса суровое, (1) ворот флотской рубахи порван, (2) а бескозырка
чудом держится на затылке. Но снаряд за снарядом посылает матрос, (3)
словно прирос он к орудию так, (4) что даже, (5) кажется, (6) не замечает, (7)
что явились сюда командиры.

 

. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

 

. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Командир бригады морских пехотинцев, (1) генерал-майор Евгений Иванович
Жидилов, (2) и комиссар бригады, (3) Александр Митрофанович Ищенко, (4)
направлялись к Хомутовой балке, (5) где за лиственным лесочком сражалась одна из советских артиллерийских батарей. Бегут под огнём командиры и слышат, (6) как слаженно отвечает фашистам советская батарея.

 

. Среди предложений 25-30 найдите сложное предложение с союзной сочинительной
и подчинительной связью между частями.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)