Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока
Оценка 4.9

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Оценка 4.9
docx
22.12.2019
Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока
Подготовка к ОГЭ по русскому языку.docx

Подготовка к ОГЭ  по русскому языку

 

Родионова Татьяна Валерьевнаучитель  русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г.о. Ступино

Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи:

Общеобразовательные:

·         познакомить учащихся с особенностям написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ

Развивающие:

·         развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

·         развивать самостоятельную деятельность;

·         развивать умение отвечать на вопросы;

Воспитательные:

·         воспитывать интерес к чтению;

·         формировать умения работать в коллективе;

·         уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

·         воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом;

·         культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

Познавательные УУД: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества. 

Планируемые результаты:

Предметные:

·         знание плана написания сочинения - рассуждения, его композицию, особенностей данной работы;

·         уметь осознанно воспринимать текст на слух и визуально; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         определение границ абзацев сочинения, соразмерности частей плана.

Личностные: 

·         развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

·         умение адекватно воспринимать и текст на слух и визуально, владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным), изучающим чтением;

·         умение работать с разными источниками информации.

Межпредметные связи: литература, ИКТ.

 

1 этап – введение в задачу: деление на рабочие группы, чтение текста

2 этап –дать объяснение содержания  фрагмента или определение слову,

3 этап – принятие решений: выбор примеров-аргументов,

4 этап – рассмотрение альтернатив,

5 этап – проверка по « Общим критериям оценивания ответа на задания 9.2, 9.3»

 

1 этап – деление на группы, чтение текста

 

Текст для работы

 

(1)После уроков я забежал в первый класс. (2)Я бы не стал к ним забегать, но соседка поручила присмотреть за её сыном. (3)Всё-таки первое сентября, первый школьный день. (4)Забежал, а в классе уже пусто.  (5)Все ушли. (6)И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно.

(7) – Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

(8)Никакого внимания.

(9) – Может быть, потеряла что-нибудь?

(10)Молчит и сидит, как каменная статуя, не шелохнётся.

(11) – Не пора ли тебе домой?

(12) – Нет, - отвечает. - (13)Я домой не пойду.

(14) – Что же, ночевать здесь будешь?

(15) – Не знаю.

(16) – Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

(17) – Меня брат ждёт. (18) Вон во дворе сидит.

(19)Я выглянул во двор. (20)Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

(21) – Ну и что же?

(22) – А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

(23) – В один день всю азбуку?! (24) Может быть, ты тогда школу закончишь в один год?

(25) Сильна врать!

(26) – Я не врала, я просто не знала.

(27) Вижу, сейчас она заплачет.

(28) – Буквы целый год учат. (29) Это не простое дело.

(30) – У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает.

(31) А я ему сказала: «Вот пойду в школу, выучу все буквы – и напишем маме и папе письмо». (32) А он всем мальчишкам во дворе рассказал. (33) А мы сегодня весь день палочки писали.

(34) – Палочки, - говорю, -  это хорошо, это просто замечательно! (35) Из палочек ведь можно сложить буквы. (36) А теперь пойдём к твоему брату, я ему всё объясню.

(37) Мы вышли во двор и направились к её брату.

(38) – Слушай, - говорю, - старина. (39) Как бы тебе это объяснить… (40) Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. (41) Это не такое лёгкое дело.

(42) – Значит, не выучила? – (43) Он вызывающе посмотрел на сестру. – (44) Нечего было обещать.

(45) – Мы писали палочки весь день, - с отчаяньем сказала девочка. – (46) А из них складываются буквы.

(47) Но он не стал её слушать. (48) Сполз со скамейки, сунул руки в карманы, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

(49) Тогда я догнал его.

(50) – Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? (51) Наука – сложное дело.

(52) Пойдёшь в школу – сам узнаешь.

(53) – Я весь день письмо маме сочинял, - сказал он, и у него было такое печальное лицо.

(54) Подумаешь, беда, - говорю. – (55) Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

(56) – Вот хорошо! – сказала девочка. – (57) Мы живём в этом доме за железной изгородью.

(58) – Ладно, - ответил Серёжа. – (59) Я буду ждать.

(60) Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железных прутьев забора и кустов зелени.

(61) И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

Серёжкка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

(62) Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

(63) – Чтобы выучить азбуку, надо учиться целый год, - сказал Серёжа.

(64) – Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка.

(65) – Ничего не плакали, - ответил Серёжа. – (66) У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе, он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

(67) – Ты всё врёшь, - сказал мальчишка. (68) Ну, как зовут твоего друга, как? (69) Наступило молчание.

(70) Ещё минута – и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться.

(71) Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьев.

(72) – Между прочим, его зовут Юркой, - сказал я.

(73) У этого мальчишки от неожиданности открылся рот.

(74) А Серёжа ничего не сказал. (75) Он был не из тех, кто бьёт лежачих.

(76) А я спрыгнул на землю и пошёл домой. (77) Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. (78) Весело было на душе – и всё. (79) Отличное было настроение. (80) Даже петь хотелось.

       (По В.К. Железникову)

Задание

 

9.2  

Напишите сочинение-рассуждение.

     Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее.  Весело было на душе – и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

           Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

              Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

          Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

            Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается     нулём баллов.

           Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

9.3 

Напишите сочинение-рассуждение.

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

        Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

 

Схема сочинения-рассуждения:

1.      Тема (вопрос) – ключевые слова, формулировка тезиса

2.      Аргумент 1

Аргумент 2

3.      Вывод на основании аргументов

 

2 этап – Тезис

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

 

9.2

С2К1

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

– 2 балла

 

9.3

С3К1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

– 2 балла

 

 

Основные способы толкования значения слов:

1.      Синонимическийспособ определения.Значение слова раскрывается близким по значению словом-синонимом:

Дружба – это (товарищество, товарищеские, приятельские, близкие отношения), (Словарь синонимов русского языка. З.Е. Александрова, «Русский язык», 1986)

2.      Если  синонимический ряд не даёт достаточного  знания, он может объединяться с описанием в описательно- синонимическоеопределение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении:

3.      Отрицательные определения.

Указание таких свойств, понятий,  предметов и т.д., которые у них  отсутствуют.

Дружба – это  (близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанность, общность интересов)(Словарь С.И. Ожегова, Москва, 1960)

4.       Комбинированный способ – совокупность  способов, позволяющая полнее раскрыть оттенки значения слова.

 

3 этап – Аргументы

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

 

9.2

С2К2

Экзаменуемый привёл из текста  два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента – 3 балла

 

9.3

С3К2

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

Или

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

– 3 балла

 

 

 

 

 

Как оформить аргументы в сочинении:

 

Указать номер предложения без скобок;

 

Указать номер предложения в скобках;

 

Процитировать предложение без указания номера (обратите внимание на знаки препинания в этом случае!)

 

 

Вывод

Пишем вывод

4 этап  –  Рассмотрение  альтернатив

 

Из написанных  учащимися  тезисов,  аргументов  и выводов  выбираем  наиболее  удачные  и составляем  из  них  сочинение.

 

5 этап – проверка по «Общим критериям оценивания ответа на задания 9.2, 9.3»

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

 

9.2

9.3

С2К1

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

– 2 балла

 

С3К1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

– 2 балла

 

С2К2

Экзаменуемый привёл из текста  два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента – 3 балла

 

С3К2

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

Или

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

– 3 балла

 

С2К3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-          логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного  членения текста – 2 балла

 

С3К3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-          логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного  членения текста – 2 балла

 

С2К4

Работа экзаменуемого характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 балла

С3К3

Работа экзаменуемого характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 балла

 

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку - 2020. Сочинение. Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019